«В результате операции НТР»: разведка рассказала о создании Ту-4

Российская внешняя разведка раскрыла детали появления первого советского стратегического бомбардировщика.
«В результате операции НТР»: разведка рассказала о создании Ту-4
Alan Wilson/Wikimedia
Советские разведчики добыли в США документы на Boeing B-29 Superfortress, которые позволили Андрею Туполеву построить Ту-4.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин рассказал о том, как после Второй мировой войны специалисты научно-технической разведки (НТР) помогли Советскому Союзу получить необходимую документацию, чтобы скопировать американский тяжёлый бомбардировщик дальнего действия Boeing B-29 Superfortress и превратить его в поршневой советский стратегический бомбардировщик Ту-4 (на фото).

«Пользуясь, как им казалось, неуязвимостью своей стратегической авиации, американские лётчики с целью оказания психологического давления регулярно нарушали воздушное пространство СССР на Дальнем Востоке. Для пресечения противоправных провокационных действий американской стороны наши специалисты, используя фактор неблагоприятных атмосферных условий, сумели путем подачи соответствующих радиосигналов с советской территории заманить три сверхмощных американских бомбардировщика В-29 на аэродром вблизи города Владивостока.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолёт В-29 являлся для того времени совершенно новым словом по всем направлениям развития систем авиационной техники (планера, двигателей, управления, навигации, связи, прицельного бомбометания и другого вооружения). Именно с самолётов В-29 были сброшены первые атомные бомбы, а с приходом в Белый дом администрации президента Г. Трумена возникла угроза их применения по территории нашей страны. С подачи внешней разведки руководство страны приняло решение не возвращать полученные самолёты, отправив по дипломатическим каналам в США только их экипажи.

Boeing B-29 Superfortress «Doc»
Boeing B-29 Superfortress «Doc»
Ducatipierre/Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отечественные специалисты и лётчики-испытатели в короткий срок освоили американские самолёты и в строжайшей тайне перегнали их по воздуху на закрытый аэродром под Москвой. Конструкторскому бюро Туполева была поставлена задача сделать собственный аналогичный самолёт и как можно скорее. Выполнение этой задачи было невозможным без наличия соответствующей американской комплектной технической документации.

В результате операции НТР был своевременно получен комплект чертежей, описаний и инструкций по эксплуатации самолёта В-29, детальное изучение которого способствовало тому, что конструкторское бюро Туполева в кратчайшие сроки разработало отечественный стратегический бомбардировщик. Об исключительном значении операции красноречиво говорит тот факт, что Министерство авиационной промышленности сообщило внешней разведке о готовности поддержать любое ходатайство о правительственных наградах отличившимся разведчикам», — написал Нарышкин в статье для журнала «Национальная оборона».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Напомним, Boeing B-29 Superfortress был создан компанией Boeing в 1941 году и впервые поднялся в воздух в 1942 году, а в эксплуатации находился с 1944 по 1960 годы. Советский Ту-4 представляет собой копию американского самолёта, созданную методом обратной разработки на основе попавших в СССР бомбардировщиков из США. И, как теперь стало ясно, с помощью добытой советской разведкой документации.

ares1988
ares1988 27 Октября 2020, 05:51
Мда... Разведка нынче мышей совсем не ловит: В июне 1944 года самолёт B-29-5-BW под командованием капитана Говарда Джарелла из 771-й эскадрильи 462-й бомбардировочной группы с заводским номером 42-6256 и собственным именем «Рэмп Трэмп» был подбит японскими зенитчиками в Маньчжурии и решил лететь в СССР, где был перехвачен истребителями ВВС ТОФ и совершил посадку на аэродроме Центральная-Угловая. 20 августа 1944 года через реку Амур перетянул подбитый B-29A-1-BN № 42-9329 из 395-й эскадрильи 40-й авиагруппы, капитан Р. Мак-Глинн. Экипаж самолёта благополучно выбросился с парашютами, самолёт упал в пригороде Хабаровска. В ноябре 1944 года B-29-15-BW № 42-6365 «Генерал Х. Арнольд», 794-я эскадрилья, 486-я группа, командир экипажа капитан У. Прайс потерял ориентировку и на остатках горючего долетел до СССР, где произвёл посадку на аэродроме Центральная-Угловая. Четвёртая машина B-29-15-BW № 42-6358 «Динг Хао» под командованием лейтенанта Микиша (или Миклиша) была подбита японскими истребителями, встречена советскими самолётами и проведена ими до аэродрома. По пятому Б-29 сведения противоречивые: по одним данным, самолёт был ошибочно перехвачен и обстрелян истребителями 14 ИАП ВВС ТОФ, по другим данным, самолёт был обнаружен в расположении советских войск на территории Кореи.