Военно-морская авиация США начала работы над преемником F-35

С завидной периодичностью в Соединенных Штатах разгорается своеобразная война — какой-нибудь род вооруженных сил страны заикается о необходимости сделать новый самолет и начинаются серьезные разборки между военными, моряками или морпехами и теми, кто отвечает за распределение средств налогоплательщиков (да и производители тоже не прочь иногда «подключиться»). На этот раз фитиль подожгла авиация флота, безо всякой помпы начавшая работы по проекту перспективного палубного многофункционального истребителя.
Военно-морская авиация США начала работы над преемником F-35

По накалу страстей все эти истории о программах разработки истребителей, танков, БМП, вертолетов и прочих дорогих военных «игрушек» нередко превосходят самые кассовые блокбастеры. Чего стоит одна только эпопея по созданию единого ударного истребителя (Joint Strike Fighter, JSF), результатом которой стал не один F-35, а сразу три очень разных самолета (варианты A, B и C). Если вкратце, то для экономии средств и максимальной унификации должна была получиться единая многофункциональная платформа для ВВС, ВМС и морпехов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместо унификации между тремя версиями истребителя на уровне 70% деталей, удалось достичь доли общих компонентов в конструкции лишь на уровне около 25% . В результате стоимость программы взлетела до небес (простите за каламбур), а количество технических проблем, которые пришлось решать инженерам, едва ли не превысило таковое для трех отдельных программ разработки. При всех своих достоинствах, F-35 получился ярким примером, почему делать единый самолет для очень разных родов авиации — плохая идея.

Видимо, моряки усвоили урок и теперь собираются делать боевой самолет шестого поколения отдельно от ВВС и морской пехоты. Как стало известно порталу USNI News, в настоящий момент уже сформирован офис программы и назначены ее руководители. Флот планирует завершить все приготовления в 2020 фискальном году, потому что FY2021 будет последним периодом, когда еще сохраняется шанс заложить в бюджет такие большие траты, как разработка истребителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Военно-морская авиация США начала работы по созданию замены F/A-18E/F Super Hornet и EA-18G Growler, а также преемника F-35C Lightning II
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Облик платформы пока до конца не сформирован, известно лишь, что она должна будет заменить все семейство «Шершней», которые сейчас составляют основу палубной авиации. А именно — Boeing F/A-18 Super Hornet модификаций E и F, плюс созданные на его базе самолеты РЭБ EA-18G Growler. Сравнивая перспективный истребитель с приходящим сейчас на палубы авианосцев пятым поколением в лице F-35C, представители военно-морской авиации характеризуют его как «тех же щей, но гуще лей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иными словами, NGAD (Next Generation Air Dominance — [истребитель] завоевания господства в воздухе следующего поколения F/А-ХХ) будет иметь больший радиус действия без дозаправки (флот хочет не менее тысячи морских миль), обладать малой заметностью и всеми «фишками» F-35, но при этом выполнять задачи «Шершней». А это очень амбициозные планы. Причем реализовать их необходимо до начала 2030-х годов, чтобы моряки не остались без самолетов, когда стремительно вырабатывающие свой ресурс F/A-18E/F придется окончательно списать.

Военно-морская авиация США начала работы по созданию замены F/A-18E/F Super Hornet и EA-18G Growler, а также преемника F-35C Lightning II
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По информации USNI News, проект находится на стадии обсуждения с представителями авиационной промышленности. Предположительными участниками конкурса станут Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Стоит учитывать, что в ближайшее время только первая корпорация не будет занята в крупном многолетнем оборонном контракте, что может сыграть ей на руку при выборе исполнителя для NGAD.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дополнительных деталей по перспективной программе известно немного. Это совершенно точно не будет модернизация существующих самолетов, так как в четвертом десятилетии XXI века уже потребуется перспективная платформа с «обнуленным» запасом для дальнейшего развития. Кроме всего прочего, F/A-XX, скорее всего, будет двухместным (или иметь такую модификацию) для расширения возможностей работы с большим количеством беспилотных ведомых летательных аппаратов (например, на базе испытываемого сейчас в Австралии Loyal Wingman).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Военно-морская авиация США начала работы по созданию замены F/A-18E/F Super Hornet и EA-18G Growler, а также преемника F-35C Lightning II