На открывшемся в Чжухае авиасалоне Airshow China китайская авиастроительная корпорация CAIG продемонстрировала модифицированный многоцелевой истребитель четвёртого поколения J-10B, в котором теперь реализовано управление вектором тяги. Результат впечатляет: в ходе лётной программы самолёт выполнил несколько фигур высшего пилотажа, включая «кобру Пугачёва»!
Александр Пономарёв
Китайский истребитель поразил манёвренностью

Управление вектором тяги реализуется путём установки специального сопла, которое может частично или полностью отклоняться на определённый угол в вертикальной плоскости или по кругу. Соответственно, отклоняется и реактивная струя двигателя от направления, параллельного продольной оси фюзеляжа, что позволяет существенно улучшить манёвренные характеристики истребителя, однако техническая реализация управления вектором тяги весьма сложна и требует серьёзной модернизации самолёта.

На сегодняшний день во всём мире можно по пальцам одной руки пересчитать истребители, на которых реализовано управление вектором тяги: это Су-30, Су-35С, Су-57 и американский F-22, у которого отклонение реактивной струи возможно лишь в вертикальной плоскости. Теперь таких самолётов станет больше: показанный на авиашоу китайский многоцелевой истребитель J-10B оснащён турбореактивным двигателем WS-10 с модифицированным отклоняемым соплом.

И он показал себя во всей красе: во время демонстрационной программы истребитель выполнил такие сложные фигуры высшего пилотажа, как «кобра Пугачёва» и «кленовый лист». В ходе выполнения первой фигуры самолёт, сохраняя движение в горизонтальной плоскости, резко задирает нос вплоть до запрокидывания, а затем возвращается к нормальному полёту, а в ходе выполнения второй истребитель с нулевой горизонтальной скоростью падает, раскачиваясь с крыла на крыло.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.