Фонд перспективных исследований завершил разработку системы мониторинга состояния конструкции летательных аппаратов, которая сконструирована на основе принципов работы нервной системы живых организмов.
Российские самолёты получат «нервную систему»

Не секрет, что конструкция современных летательных аппаратов становится ощутимо сложнее с каждым новым поколением, что потенциально снижает их надёжность. Вовремя обнаружить неисправность — задача весьма нетривиальная, поэтому для обеспечения безопасности полётов требуется разработка принципиально новых систем, позволяющих оперативно выполнять диагностику и выявлять поломки.

Как сообщает РИА Новости, разработанная ФПИ новая система позволит в режиме реального времени отслеживать состояние конструкции самолётов и вертолётов. Она состоит из множества чувствительных к механическим воздействиям оптических волокон, объединённых в сеть и вплетённых в структуру композитного материала ещё на этапе производства. Получаемые конструкцией повреждения система определит по изменению скорости прохождения оптоволокон лазерным лучом.

По словам разработчиков, «нервная система» позволит с высокой точностью определять места повреждений, а также оценивать оставшийся ресурс композитных элементов конструкции. Способность чувствительных элементов оптических волокон улавливать незначительные колебания конструкции самолёта значительно повысит безопасность полётов, так как позволит быстро обнаружить дефекты и оценить их характер.

По словам руководителя проекта ФПИ Дмитрия Успенского, перспективной системой мониторинга состояния конструкции летательных аппаратов уже заинтересовались такие компании, как «Туполев», «Сухой», «Иркут», Московский вертолётный завод и «Камов».