Щучий патруль: АПЛ «Щука-Б»

На прошлой неделе The New York Times с гневом сообщила о том, что российские подводные лодки патрулируют восточное побережье США. В связи с этим американские военные выразили обеспокоенность – а наши в ответ заявили, что такое патрулирование и не прекращалось. Сообщается, что эти подводные лодки относятся к проекту 971 «Щука-Б» — давайте же рассмотрим их получше.
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Третье поколение

Сегодня в США и России существуют подлодки четвертого поколения — это американские проекты Seawolf и Virginia, российские проекты «Борей» и «Ясень», о котором можно подробно прочесть в нашей статье «Ясень с реактором». Однако самыми массовыми пока остаются суда предыдущего, третьего поколения, появившиеся в начале 1980-х. В чем же разница между поколениями подводных лодок?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоит сказать, что изначально понятие поколений применялось только к атомным подлодкам, чтобы отобразить основные усовершенствования их конструкции — прежде всего, силовой установки, корпуса и вооружения. Однако со временем, когда многие новшества стали применяться и к дизельным судам, «поколения» распространились и на них — к примеру, к четвертому поколению относится неатомный проект «Лада».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, первое поколение — это подводные лодки конца 1950-х, уже оснащенные не только торпедными, но и баллистическими, а иногда и крылатыми ракетами. Для этих лодок был важен надводный ход: быстро подойди к месту по воде, и затем, погрузившись, ожидать сигнала к атаке. Так что суда этого поколения имели острый нос, как у надводных кораблей. Подлодки советского проекта 627 оказались крайне шумными. Это не только делало их весьма заметными в море, но и самих «оглушало». Можно сказать, первое поколение стало пробным шаром для конструкторов, разрабатывавших подводные лодки с атомным реактором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гораздо более сбалансированным решением стали АПЛ второго поколения, которые стали появляться во флотах СССР и США в конце 1950-х — начале 1960-х. Они уже создавались с тем, чтобы развивать максимальную скорость именно под водой. Их носы получили оставшуюся до сих пор округлую форму.

Подводный «режим работы» поставил перед конструкторами свои задачи. Подлодка нового поколения должна была побеждать подводную лодку противника в дуэльной схватке, а значит — едва ли не все решалось моментом, когда она может видеть противника, сама оставаясь незамеченной. В свою очередь, это значит, что она должна обладать максимально эффективной системой гидроакустики — и минимальной шумностью. Решением этих задач стало третье поколение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К нему относятся знаменитые корабли с титановым корпусом — проект 945 «Барракуда». Известен случай, когда в 1992 г. построенная по этому проекту лодка К-276 «Кострома» столкнулась под водой с американской SSN-689 Baton Rouge. Получив легкие повреждения, она вернулась в порт. Удалось вернуться и американской подлодке — правда, менее чем через 2 года ее пришлось полностью списать. Однако невероятная стоимость и трудность работы с титаном потребовала искать более экономичных решений (всего удалось построить лишь 2 «Барракуды»).

Семейство щучьих

Для этого и были сконструированы «Щуки-Б» проекта 971 — очень похожие на «Барракуд», но со стальным корпусом. Проект, созданный в КБ «Малахит» в 1980 г., стал еще и ответом на появление американских лодок серии Los Angeles. Вскоре началось строительство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом использовался весьма нестандартный подход, позволивший вести работу над внутренним оборудованием не в стесненных условиях корпуса подлодки, а прямо в цехах. Оборудование монтировалось блоками, которые затем «закатывались» в корпус и соединялись всеми необходимыми кабелями и трубами. Чтобы еще более снизить собственные шумы субмарины, каждый такой блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами, а все оборудование устанавливается на собственном амортизационном фундаменте. Интересно, что для производства малошумных винтов потребовались настолько тонкие роботизированные инструменты, что их пришлось закупать за рубежом — у японской Toshiba.

В новом проекте была применена новейшая автоматика, и экипаж судна в сравнении с предшественниками 2 поколения, сократился почти вдвое, до 73 человек (в том числе 31 офицер). При этом дальность обнаружения цели возросла в 3−4 раза, а собственные шумы сократились вчетверо. Вообще, проект этих АПЛ оказался столь удачным, что многие эксперты предпочитают сравнивать его не с аналогами 3-го поколения, а с 4-м поколением американских субмарин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это в свое время настолько обеспокоило США, что конгресс рассматривал самые разные реакции на появление подлодок «Щука-Б», включая требование к России «предать гласности свои проекты в области подводного кораблестроения» и финансирование переоборудование верфей под невоенную продукцию. Подключился даже Greenpeace: организация заявляла, что именно эти корабли наиболее опасны в плане радиационного загрязнения океана. Впрочем, «не было счастья — несчастье помогло»: в 1990-е из-за понятных трудностей производство таких подводных лодок пришлось свернуть, конгресс успокоился, и даже Greenpeace (организация во многих отношениях просто замечательная) быстро утихла.

На сегодня выстроены и несут службу в ВМС России 14 субмарин этого проекта, последняя из них спущена на воду в 2001 г. Еще одна достраивается (это пресловутая К-152 «Нерпа», на которой прошлой осенью при испытаниях произошла авария, погубившая 20 человек) и, по слухам, может быть передана ВМС Индии. В классификации НАТО этим подлодкам присвоено еще более грозное имя — Akula, а модифицированные версии, существенно повысившие свой боевой потенциал, именуются Improved Akula, Akula II и даже Akula III — впрочем, о них будет речь ниже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имена этим кораблям принято давать в честь первых отечественных подводных лодок, еще дореволюционных. К примеру, первая субмарина серии (К-137) была названа «Пантерой» в честь подводного судна, первым в истории российского флота атаковавшем и затопившем неприятеля (в 1919 г.).

Конструкция

Как и положено, субмарины проекта 971 выполнены с двумя корпусами, прочный производится из легированной стали. Корпус ее плавно переходит в высокий хвост с обтекаемым булем, в котором располагается буксируемая антенна. Силовая установка включает ядерный реактор, который создает на валу винта мощность 50 тыс. л.с. В дополнение, имеется бортовой дизель-генератор (750 л.с.) и пара вспомогательных электродвигателей (по 410 л.с.).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Корабли этого проекта развивают подводную скорость в 33 узла (61 км/ч), действуя на рабочей глубине 480 м (максимальная глубина погружения — 600 м). Они способны оставаться в автономном плавании по 3 месяца

Вооружение «Щуки-Б» включает 8 торпедных аппаратов калибра 650 (12 торпед) и 533 мм (28 торпед). В качестве боезапаса в них могут использоваться противолодочные (и подводные) торпеды и ракеты, в том числе с ядерным зарядом, а также крылатые ракеты «Гранат», предназначенные для уничтожения авианосцев. В классификации НАТО крылатая ракета Х-55 «Гранат» именуется SS-N-21 Sampson. Это действительно опасная сила: полет она осуществляет на предельно малой высоте, огибая рельеф местности и, хотя и на дозвуковой скорости, но способна преодолеть 3 тыс. км и доставить в нужное место 200-килотонный ядерный заряд. Словом, уже это оснащение позволяет субмаринам быть грозной силой в борьбе против подводных и надводных кораблей, и наземных целей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная защита подводной лодки — ее собственная незаметность и дальнозоркость. Главные «Глаза» проекта 971 — цифровой гидроакустический комплекс «Скат-3», для которого и требуется буксируемая антенна (наряду с тремя другими, расположенными внутри лодки). Впрочем, имеется на борту и средство борьбы с авиацией — модифицированный зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3М» с 18-ю ракетами.

Модификации

971У (Akula II). Удлиненный на 4 м корпус позволил разместить дополнительную радиоэлектронику, оборудование для активного подавления шума и вибраций от силовой установки. На 2 лодках этой модификации (К-157 «Вепрь» и К-259 «Самара») установлены также новые ядерные реакторы.

971И. Экспортная версия, на которую устанавливается несекретное радиоэлектронное оснащение. В этой модификации строится «Нерпа» и еще одна — пока безымянная — субмарина для ВМС дружественной Индии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

971 (Akula III). По этой модификации создана единственная подлодка — К-335 «Гепард», служащая на Северном флоте. Малошумность ее намного превосходит все аналоги и уже полностью соответствует лодкам 4-го поколения. Чтобы представить уровень ее скрытности, стоит рассказать один случай.

В 1996 г. проходили флотские учения НАТО, и корабли альянса как раз завершили операцию по обнаружению условного противника. И в этот момент подала голос российская подлодка: у одного из членов экипажа случился перитонит, и помочь ему корабельные медики не могли. Британский корабль взял его на борт и на вертолете переправил в госпиталь — для матроса все обошлось благополучно. Чего нельзя сказать о флоте НАТО, у которого буквально под носом преспокойно действовала незамеченная подводная лодка.

Alexander
Alexander 18 Октября 2009, 08:10
все это конечно круто,но дело не в моще оружия,а в том как его применяют и что потом с ним становится ,у нас либо режут на металл либо Индии продают.
stranger_chel
stranger_chel 10 Октября 2009, 22:10
Цитата из статьи: "Интересно, что для производства малошумных винтов потребовались настолько тонкие роботизированные инструменты, что их пришлось закупать за рубежом – у японской Toshiba". Так вот, во-первых не покупать, а с помощью КГБ через подставные фирмы приобретать и вывозить в СССР, во-вторых, не для производства малошумных винтов, а для вытачивания валов с минимальными допусками, для снижения биения и, соответственно, шумности. Это факт!
stranger_chel
stranger_chel 10 Октября 2009, 22:10
А вообще, мне понравилось. Комменты по поводу ПЛ плавно свелись к обсуждению тем, с ними не связанных.
stranger_chel
stranger_chel 06 Октября 2009, 20:10
2 kilgortrout Извините, что вмешиваюсь, но хочу привести слова моего деда, который был танкистом во время ВОВ. Шерманы, поступавшие в СССР по ЛЛ распределялись, как правило, по остаточному принципу, когда тридцатьчетверок не хватало. С его слов, а я, уж извините, склонен верить очевидцу и участнику боевых действий, Шерманоы наши танкисты не любили. Во-первых, из-за слабой пожароустойчивости (да-да, дед рассказывал, как Шерманы загорались от попадания немецких противотанковых пушек), в то время,как тридцатьчетверки поджечь было сложно, во-вторых от отвратительной ремонтопригодности в боевых условиях. В частности, в американских танках все трубопроводы, тросы управления и другие механизмы и приводы были закрыты накладками, что затрудняло возможность быстрой ликвидации повреждений в бою. У деда был случай, когда после попадания в его тридцатьчетверку (он тогда был ранен) осколком перебило трос от правого рычага управления. Механик (в последствие умер от потери крови) захватил трос плоскогубцами и вывел танк из боя. С Шерманом, извините, такого не прокатывало. Еще раз прошу прощения, но не мог удержаться, чтоб не процитировать своего деда.
submarine2008
submarine2008 18 Сентября 2009, 19:09
да нет существуют КР +ГРАНАТ+, а вообще статья бредовая, сырая и на механику не тянет. нужно было чуть поглуб же вникать в тему
stranger_chel
stranger_chel 11 Сентября 2009, 16:09
По поводу потерь военного флота Германии, нужно помнить о противостоянии подводников с надводниками. И те, и другие старались максимально занизить свои потери и увеличить эффективность боевых действий. На кону стояло финансирование и поддержка Гитлера. Дениц выиграл, потому признание потерь надводного германского флота было равносильно подписанию смертного приговора. Данные о них тщательно укрывались. Такая же ситуация, только с заменой определенных фамилий обстояла и в СССР. Ничего нового. Практика занижения потерь и завышения эффективности существует и сейчас, при чем во всех странах.
alavrischev
alavrischev 10 Августа 2009, 01:08
Опечатка:"Подлодка нового поколения должна была выигрывать подводную лодку противника в дуэльной схватке". Выйграть, как автомобиль у Якубовича! Ошибка: "...также крылатые ракеты «Гранат», предназначенные для уничтожения авианосцев. В классификации НАТО крылатая ракета Х-55 «Гранат» именуется AS-15 Kent." AS-15 Kent ракета предназначеная для пуска с бомбардировщиков. Модификация Х-55, устанавливаемая на ПЛ называется С-10 "Гранат" и по классификации НАТО называется SS-N-21 «Sampson».Поправьте, если ошибаюсь