РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Щучий патруль: АПЛ «Щука-Б»

На прошлой неделе The New York Times с гневом сообщила о том, что российские подводные лодки патрулируют восточное побережье США. В связи с этим американские военные выразили обеспокоенность – а наши в ответ заявили, что такое патрулирование и не прекращалось. Сообщается, что эти подводные лодки относятся к проекту 971 «Щука-Б» — давайте же рассмотрим их получше.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третье поколение

Сегодня в США и России существуют подлодки четвертого поколения — это американские проекты Seawolf и Virginia, российские проекты «Борей» и «Ясень», о котором можно подробно прочесть в нашей статье «Ясень с реактором». Однако самыми массовыми пока остаются суда предыдущего, третьего поколения, появившиеся в начале 1980-х. В чем же разница между поколениями подводных лодок?

Стоит сказать, что изначально понятие поколений применялось только к атомным подлодкам, чтобы отобразить основные усовершенствования их конструкции — прежде всего, силовой установки, корпуса и вооружения. Однако со временем, когда многие новшества стали применяться и к дизельным судам, «поколения» распространились и на них — к примеру, к четвертому поколению относится неатомный проект «Лада».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, первое поколение — это подводные лодки конца 1950-х, уже оснащенные не только торпедными, но и баллистическими, а иногда и крылатыми ракетами. Для этих лодок был важен надводный ход: быстро подойди к месту по воде, и затем, погрузившись, ожидать сигнала к атаке. Так что суда этого поколения имели острый нос, как у надводных кораблей. Подлодки советского проекта 627 оказались крайне шумными. Это не только делало их весьма заметными в море, но и самих «оглушало». Можно сказать, первое поколение стало пробным шаром для конструкторов, разрабатывавших подводные лодки с атомным реактором.

Гораздо более сбалансированным решением стали АПЛ второго поколения, которые стали появляться во флотах СССР и США в конце 1950-х — начале 1960-х. Они уже создавались с тем, чтобы развивать максимальную скорость именно под водой. Их носы получили оставшуюся до сих пор округлую форму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подводный «режим работы» поставил перед конструкторами свои задачи. Подлодка нового поколения должна была побеждать подводную лодку противника в дуэльной схватке, а значит — едва ли не все решалось моментом, когда она может видеть противника, сама оставаясь незамеченной. В свою очередь, это значит, что она должна обладать максимально эффективной системой гидроакустики — и минимальной шумностью. Решением этих задач стало третье поколение.

К нему относятся знаменитые корабли с титановым корпусом — проект 945 «Барракуда». Известен случай, когда в 1992 г. построенная по этому проекту лодка К-276 «Кострома» столкнулась под водой с американской SSN-689 Baton Rouge. Получив легкие повреждения, она вернулась в порт. Удалось вернуться и американской подлодке — правда, менее чем через 2 года ее пришлось полностью списать. Однако невероятная стоимость и трудность работы с титаном потребовала искать более экономичных решений (всего удалось построить лишь 2 «Барракуды»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семейство щучьих

Для этого и были сконструированы «Щуки-Б» проекта 971 — очень похожие на «Барракуд», но со стальным корпусом. Проект, созданный в КБ «Малахит» в 1980 г., стал еще и ответом на появление американских лодок серии Los Angeles. Вскоре началось строительство.

При этом использовался весьма нестандартный подход, позволивший вести работу над внутренним оборудованием не в стесненных условиях корпуса подлодки, а прямо в цехах. Оборудование монтировалось блоками, которые затем «закатывались» в корпус и соединялись всеми необходимыми кабелями и трубами. Чтобы еще более снизить собственные шумы субмарины, каждый такой блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами, а все оборудование устанавливается на собственном амортизационном фундаменте. Интересно, что для производства малошумных винтов потребовались настолько тонкие роботизированные инструменты, что их пришлось закупать за рубежом — у японской Toshiba.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В новом проекте была применена новейшая автоматика, и экипаж судна в сравнении с предшественниками 2 поколения, сократился почти вдвое, до 73 человек (в том числе 31 офицер). При этом дальность обнаружения цели возросла в 3−4 раза, а собственные шумы сократились вчетверо. Вообще, проект этих АПЛ оказался столь удачным, что многие эксперты предпочитают сравнивать его не с аналогами 3-го поколения, а с 4-м поколением американских субмарин.

Все это в свое время настолько обеспокоило США, что конгресс рассматривал самые разные реакции на появление подлодок «Щука-Б», включая требование к России «предать гласности свои проекты в области подводного кораблестроения» и финансирование переоборудование верфей под невоенную продукцию. Подключился даже Greenpeace: организация заявляла, что именно эти корабли наиболее опасны в плане радиационного загрязнения океана. Впрочем, «не было счастья — несчастье помогло»: в 1990-е из-за понятных трудностей производство таких подводных лодок пришлось свернуть, конгресс успокоился, и даже Greenpeace (организация во многих отношениях просто замечательная) быстро утихла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сегодня выстроены и несут службу в ВМС России 14 субмарин этого проекта, последняя из них спущена на воду в 2001 г. Еще одна достраивается (это пресловутая К-152 «Нерпа», на которой прошлой осенью при испытаниях произошла авария, погубившая 20 человек) и, по слухам, может быть передана ВМС Индии. В классификации НАТО этим подлодкам присвоено еще более грозное имя — Akula, а модифицированные версии, существенно повысившие свой боевой потенциал, именуются Improved Akula, Akula II и даже Akula III — впрочем, о них будет речь ниже.

Имена этим кораблям принято давать в честь первых отечественных подводных лодок, еще дореволюционных. К примеру, первая субмарина серии (К-137) была названа «Пантерой» в честь подводного судна, первым в истории российского флота атаковавшем и затопившем неприятеля (в 1919 г.).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкция

Как и положено, субмарины проекта 971 выполнены с двумя корпусами, прочный производится из легированной стали. Корпус ее плавно переходит в высокий хвост с обтекаемым булем, в котором располагается буксируемая антенна. Силовая установка включает ядерный реактор, который создает на валу винта мощность 50 тыс. л.с. В дополнение, имеется бортовой дизель-генератор (750 л.с.) и пара вспомогательных электродвигателей (по 410 л.с.).

Корабли этого проекта развивают подводную скорость в 33 узла (61 км/ч), действуя на рабочей глубине 480 м (максимальная глубина погружения — 600 м). Они способны оставаться в автономном плавании по 3 месяца

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вооружение «Щуки-Б» включает 8 торпедных аппаратов калибра 650 (12 торпед) и 533 мм (28 торпед). В качестве боезапаса в них могут использоваться противолодочные (и подводные) торпеды и ракеты, в том числе с ядерным зарядом, а также крылатые ракеты «Гранат», предназначенные для уничтожения авианосцев. В классификации НАТО крылатая ракета Х-55 «Гранат» именуется SS-N-21 Sampson. Это действительно опасная сила: полет она осуществляет на предельно малой высоте, огибая рельеф местности и, хотя и на дозвуковой скорости, но способна преодолеть 3 тыс. км и доставить в нужное место 200-килотонный ядерный заряд. Словом, уже это оснащение позволяет субмаринам быть грозной силой в борьбе против подводных и надводных кораблей, и наземных целей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная защита подводной лодки — ее собственная незаметность и дальнозоркость. Главные «Глаза» проекта 971 — цифровой гидроакустический комплекс «Скат-3», для которого и требуется буксируемая антенна (наряду с тремя другими, расположенными внутри лодки). Впрочем, имеется на борту и средство борьбы с авиацией — модифицированный зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3М» с 18-ю ракетами.

Модификации

971У (Akula II). Удлиненный на 4 м корпус позволил разместить дополнительную радиоэлектронику, оборудование для активного подавления шума и вибраций от силовой установки. На 2 лодках этой модификации (К-157 «Вепрь» и К-259 «Самара») установлены также новые ядерные реакторы.

971И. Экспортная версия, на которую устанавливается несекретное радиоэлектронное оснащение. В этой модификации строится «Нерпа» и еще одна — пока безымянная — субмарина для ВМС дружественной Индии.

971 (Akula III). По этой модификации создана единственная подлодка — К-335 «Гепард», служащая на Северном флоте. Малошумность ее намного превосходит все аналоги и уже полностью соответствует лодкам 4-го поколения. Чтобы представить уровень ее скрытности, стоит рассказать один случай.

В 1996 г. проходили флотские учения НАТО, и корабли альянса как раз завершили операцию по обнаружению условного противника. И в этот момент подала голос российская подлодка: у одного из членов экипажа случился перитонит, и помочь ему корабельные медики не могли. Британский корабль взял его на борт и на вертолете переправил в госпиталь — для матроса все обошлось благополучно. Чего нельзя сказать о флоте НАТО, у которого буквально под носом преспокойно действовала незамеченная подводная лодка.

Загрузка статьи...