Для проектирования образцов военного снаряжения, оборудования и техники редко привлекают профессиональных дизайнеров. Один из немногих известных примеров сотрудничества военных и дизайнеров — израильская винтовка TAVOR, при разработке которой перед конструкторами ставилась задача помимо обеспечения высоких боевых качеств оружия придать ему максимально футуристический вид. Не дожидаясь приглашения от отечественных военных, выпускник УралГАХА Алексей Быстров разработал транспортное средство для групп специального назначения. Боевая разведывательная машина (БРМ) «Питон» сможет доставить группу из 3−4 человек и необходимое снаряжение к месту проведения операции и обеспечит быстрый отход.
«Питон» спецназначения: Боевая разведывательная машина
Боевая разведывательная машина «Питон» Проект: Транспортное средство для групп спецназначения Российской армии // Автор: Алексей Быстров (Уральская государственная архитектурно-художественная академия)

Переориентация армейской стратегии на решение локальных конфликтов и антитеррористические операции меняет характер комплектации армии личным составом и боевой техникой. Особое значение приобретают профессиональные, хорошо обученные, малые по составу воинские подразделения, оснащенные высокомобильной бронированной техникой — хорошо защищенной и вооруженной, имеющей на борту средства обнаружения, навигации и связи. Принятая на вооружение в 1962 году и серийно выпускавшаяся до 1989 года российская БРДМ-2 (бронированная разведывательно-дозорная машина-2) этим условиям уже не отвечает.

Основная задача «Питона» как разведывательной машины — возможность быстрого перемещения по любой местности. Низкий силуэт способствует маскировке, а небольшие габариты облегчают транспортировку — от переброски авиацией до скрытной перевозки в кузове грузовика.

Схема размещения экипажа оригинальна: водитель сидит по центру спереди, командир экипажа и один стрелок — по бокам, а в «хвосте» находится стрелок основного пулемета. Использование в конструкции кресел композитных бронелистов и крепление кресел к потолку, по мысли автора проекта, позволит максимально защитить экипаж при наезде на мину. В случае необходимости БРМ может, хоть и без особого комфорта, перевозить дополнительных пассажиров (эвакуация другой разведывательной группы, перевозка пленного, раненых).

Автор постарался предусмотреть обеспечение как боевых потребностей экипажа: защита от пуль и мин, безопасная перевозка оружия и взрывчатых веществ, надежное крепление оружия и снаряжения на корпусе, быстрое приведение оружия в боевое положение, — так и бытовых: организация спальных мест, приготовление пищи без разведения открытого огня, обеззараживание воды. Независимая пневмоподвеска позволит менять клиренс от 400 мм (при движении по асфальту) до 650 мм (для преодоления участков тяжелого бездорожья) и обеспечит нехарактерную для машин такого класса плавность хода. Использование силовой гибридной установки, сочетающей дизельный двигатель и электромоторы на всех колесах, — это возможность пройти на аккумуляторной батарее 40−60 км совершенно бесшумно, что особенно важно при разведывательных операциях.

Чтобы защитить «Питона» от пуль и осколков, предлагается использовать принцип бронежилета, то есть на каркас кузова навешивать мягкие кевларовые панели. Такая броня многократно снижает вес транспортного средства, а дополнительную броневую защиту обеспечивают компоновка и расположение агрегатов. Например, двигатель спереди — дополнительный щит, кевларовый подбой днища — теплоизоляция и защита от мин. Как и у большинства аналогов, у «Питона» преобладают прямые, ломаные поверхности. Преимущества такого формообразования очевидны: плоские панели легче бронировать, упрощается кузовной ремонт.

Главная проблема — как разместить в ограниченном объеме все необходимое оборудование и оружие. Для этого автор предусмотрел систему креплений внутри кабины. Предполагается, что даже основное оружие «Питона» — крупнокалиберный пулемет «Корд» калибра 12,7 мм длиной почти 2 м — можно будет снять с башни и перевозить в кабине, чтобы не пугать мирных жителей при проезде через населенные пункты.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2009).