«Популярная механика» продолжает публиковать различные взгляды на современные военные доктрины. В сентябрьском номере вы имели возможность прочитать, что думают по этому поводу китайские стратеги. Сейчас пришла очередь американцев рассказать о себе

Из-за тумана, пропитанного дизельным топливом, цвет луча моего фонарика становится жутковато-синим. Я погружаюсь в стальную пещеру. Не доходя несколько ступенек до дна, я останавливаюсь, чтобы глаза привыкли к темноте. По мере того как призрачные тени обретают форму, я понимаю, что оказался на огромной парковке, набитой бронированными машинами пехоты. Через несколько часов сотни американских морских пехотинцев поведут эти машины на дело — им предстоит высадка на берег. Боевая мощь в их руках значительно превысит силы, которые генерал Ли привел под Геттисбург. А если вспомнить о бомбах и ракетах, установленных на самолетах «Харриер», которых я сейчас не вижу, то станет ясно: эти силы могут сокрушить большую часть армий на Земле. Но уникальность этой военной базы не в размерах или силе вооружений, а в ее местоположении. Периодическое покачивание напоминает мне, что я не на суше. Я в море, в тысячах километров от американской территории. Журнал Popular Mechanics пригласили на борт авианосца «Эссекс», чтобы сопровождать морскую пехоту, подразделения которой собираются захватить Гавайи.

Когда где-то в мире возникают неприятности, говорят, что президенты спрашивают: «А где там наши авианосцы?» По палубе авианосца струится пар от катапульт, которые запускают набитые бомбами самолеты. Эта картина производит неизгладимое впечатление. И хотя именно авианосные ударные группировки — жемчужины американского ВМФ, часто бомбардировки и обстрелы с самолетов не решают локальную проблему и не могут донести точку зрения Дяди Сэма до аборигенов. Поэтому за авианосцами следуют менее примечательные корабли. Главные среди них — «Эссекс» и его штурмовые корабли сопровождения. Их функция — грубо говоря, «доставить американские ботинки до чужой земли». «Эссекс» — это корабль класса LHD (landing, helicopter and dock; по русской классификации, УДК — универсальный десантный корабль). Именно эти три качества и отличают «Эссекс» от других кораблей и делают его, вместе с родственниками, таким важным военным активом. Он меньше обычных авианосцев. Но достаточен для взлета и посадки самолетов с вертикальным взлетом «Харриер» и вертолетов. УДК представляют собой временный дом, транспорт и, если понадобится, госпиталь для экспедиционного корпуса морской пехоты численностью две тысячи человек. Лучше всего такой корпус можно описать выражением «армия в коробочке». Корпус состоит в основном из совсем молодых призывников и офицеров, которым лет по двадцать-тридцать. Соединение самодостаточно. При высадке вблизи базы ВМФ на острове Каури все необходимое для ведения войны они принесут с собой — от пушек и снарядов до палаток походной кухни и врачей. Именно желание Америки поддерживать огромные военные активы (включая восемь экспедиционных корпусов морской пехоты, десять боевых авианосных группировок и около 85 самолетов «Стелс») частично объясняет то положение, в котором она оказалась. За годы, прошедшие после падения «железного занавеса», вооруженные силы бывших врагов Америки — стран советского блока — неизменно сокращались, дойдя практически до полного исчезновения. А американское Министерство обороны, напротив, активно развивало высокотехнологичные вооружения. И Вооруженные силы США приняли участие в двух главных военных конфликтах — Первой и Второй войнах в Заливе. Там, в реальных боях, они проверили новoе вооружениe и отработали новую тактику ведения войны. В результате США больше не являются сверхдержавой. Они поднялись на неслыханный доселе уровень мега-державы.

Гигантское предприятие

Несмотря на то, что у Пентагона меньше военных баз и меньше численность личного состава, чем во времена «холодной войны», США обладают огромной инфраструктурой вооруженных сил. По данным Министерства обороны, к которому относятся армия, ВМФ, ВВС и морская пехота, в их собственности или аренде находятся 600 тыс. зданий в шести тысячах мест в 146 странах.

Фонд заработной платы у них тоже грандиозный. По сведениям Министерства обороны, на службе состоят 1,4 млн мужчин и женщин. В большинстве мест люди в форме трудятся рядом с гражданскими лицами, наемными работниками, численностью около 650 тыс. Вместе это примерно столько же народу, сколько работает на компании WalMart, General Motors и Ford, вместе взятые. И это только костяк. Еще 1,2 млн национальных гвардейцев и резервистов. Еще мы не учли миллионы работников, нанятых примерно дюжиной главных военных подрядчиков, сотнями субподрядчиков и тысячами изготовителей оборудования и консультантов. Некоторые экономисты считают, что поток денег, направляемый в Минобороны так широк и так глубок, что благополучие Америки конца XX века целиком и полностью основано на «экономике постоянной войны».

Сила мобильности

Голые цифры редко дают объективное представление. Особенно это верно, когда разговор заходит о численности личного состава. Например, у Китая армия составляет 2,5 млн против американских 1,4 млн. Некоторые аналитики и журналисты делают из этого неверный вывод о том, что китайская армия когда-нибудь может стать серьезным противником для американской военной мощи. Это полная чушь. Представление о том, что размер армии как-то свидетельствует о ее мощи, устарело, еще когда легионы Цезаря создали Римскую империю. Вооружение и тактика — вот что главное. Храбрые, хорошо экипированные и хорошо обученные бойцы — вот сердце любой армии, это вне всяких сомнений. Исход любой битвы, однако, зависит от скорости. Сегодня это означает следующее: как далеко и как быстро страна может развернуть свои войска. И здесь США — неоспоримый лидер. Взгляд на реальные возможности огромной китайской армии объясняет, почему сравнение ее с армией США бессмысленно.

Время от времени, обычно перед выборами, коммунистическое правительство Китая угрожает захватить Тайвань, который они считают своей провинцией, незаконно отколовшейся от страны. Но несмотря на размер и близость китайской армии мировые инвестиции спокойно идут в капиталистический Тайвань. Происходит это потому, что умные инвесторы понимают, что у Китая нет возможности переместить даже малую часть своей гигантской армии через 150-километровый Тайваньский пролив. А вот американцы в преддверии Второй войны в Заливе, напротив, запросто переместили за несколько недель более 100 тыс. человек и оборудование для них. Причем никаких помех коммерческому воздушному и морскому движению создано не было.

В будущем Минобороны хочет разворачивать войска еще быстрее. Текущая программа военной реформы ставит своей целью перемещать ударные бригады в горячие точки за считаные часы. На смену гусеничным танкам в таких бригадах придут колесные, а вертолеты и легкие транспортные самолеты заменят летательные аппараты с поворотными винтами, основанные на разработке «V22 Osprey». Они смогут доставлять морскую пехоту в зону боевых действий и не нуждаются в посадочных площадках на берегу.

Представление о том, что Россия когда-нибудь сможет составить конкуренцию американским ВВС в воздухе, основано на прошлых заслугах русских, но никак не на нынешнем положении дел. В течение всей «холодной войны» и после нее Конструкторское бюро Сухого поражало мир высококлассными самолетами вроде С-37 «Беркут». Но несмотря на прошлые достижения у Советов никогда не хватало инженерных возможностей для постройки самолетов класса «Стелс». Эта слабость особенно показательна в свете рассекреченных в конце «холодной войны» документов. Из них следовало, что идея отклонения и поглощения сигналов радара принадлежит советским ученым. Но у СССР не было мощных компьютеров, чтобы обсчитать теорию и вычислить форму планера.

Сегодня в России нет мощной микроэлектронной и программной индустрии, что сильно тормозит развитие русских самолетов. Американский истребитель F-22 и штурмовик F-35 — оба в большей степени летающие суперкомпьютеры, нежели самолеты. А ведь именно они будут основой ударных сил ВВС США первой половины XXI века. Разработчики рассказали нам, что аэродинамические характеристики обоих самолетов по природе своей нестабильны и летать на них можно только при помощи управляющих компьютеров, которые постоянно подстраивают управляющие поверхности.

Именно неспособность прозрачно интегрировать микроэлектронику в состав боевых машин и послужила причиной неспособности России создать самолет следующего поколения. По мнению специалистов, Россия уже проиграла в гонке по созданию сложных беспилотных боевых самолетов, которые обязательно придут на смену пилотируемой боевой авиации.

Утверждение, что Америка стала мегадержавой только потому, что Советский Союз развалился, а Китай бесконечно отстал, очень далеко от истины. Ключ к успеху Америки, по мнению Национального университета обороны, лежит в области 24 программ по созданию новых вооружений. Все это развивалось во времена правления президента Клинтона. Прогресс питает прогресс. Даже союзники США по НАТО, реши они потягаться с американской военной мощью, сначала были бы вынуждены сравняться по уровню развития компьютерных наук, микроэлектроники и нанотехнологической отрасли. К тому времени, как они бы справились, американские технологии бы совершили очередной прыжок вперед. Но не стоит забывать, что у мира есть привычка быстро и непредсказуемо меняться. С началом XXI века Америка стала единственной на Земле мегадержавой. Но ровно один век назад это место занимала Англия, над чьей империей Солнце никогда не заходило и чьи боевые корабли были самыми грозными на Земле.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2003).