Секреты «Белого лебедя»: первый полет мощнейшего российского бомбардировщика Ту-160

Скоростной, высотный, универсальный – построенный полностью с нуля стратегический ракетоносец Ту-160, или, как его еще называют в воздушно-космических силах за цвет и грацию, «Белый лебедь», совершил первый полет в небе Казанского авиазавода. События ждали семь лет – с тех пор как президент Владимир Путин принял решение о возобновлении строительства стратегических ракетоносцев. За это время надежда то возвращалась, то исчезала: российский авиапром далек от возможностей советского. Поэтому появление первенца министр обороны Сергей Шойгу назвал настоящей победой.
Секреты «Белого лебедя»: первый полет мощнейшего российского бомбардировщика Ту-160
Вадим Савицкий, Минобороны РФ

Советский уникум

«Белый лебедь» совершил первый полет в 1987 году. Для своего времени бомбардировщик получился настолько уникальным и сложным, что на вооружение его приняли только в 2005-м. За это время в ВВС сменились четыре главкома Дальней авиации. Было построено 36 самолетов. Большинство из них к моменту развала СССР базировались на Украине. При дележе наследства Союза России отошли 14 ракетоносцев, остальные были порезаны в рамках программы по уменьшению ядерной опасности Нанна – Лугара (в честь американских сенаторов Сэмьюэла Нанна и Ричарда Лугара) на деньги Пентагона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ту-160 – один из самых красивых и смертоносных самолетов в истории авиации.
Ту-160 – один из самых красивых и смертоносных самолетов в истории авиации.

Оставшиеся в Воздушно-космических силах России бомбардировщики продолжили службу, но с нюансом: они несли «опытно-боевое» дежурство. Стратегическая система – главный резерв верховного командования – не была принята на вооружение. А значит, ни конструкторы, ни десятки тысяч других специалистов, причастных к созданию уникального авиакомплекса Дальней – Стратегической авиации, не получили премий и наград. Судьбу машины, как это часто бывает в России, решил лично президент, совершив на бомбардировщике боевой вылет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сергей Шойгу говорит, что Ту-160 – «уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности». Это подтверждают не только российские эксперты, но и их американские оппоненты. Причем данный факт обсуждается в контексте не столько времени создания самолета (1981 год), сколько именно технических решений, заложенных в бомбардировщике.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, фюзеляж машины выполнен из алюминиевых сплавов с применением титана. Стреловидность крыла изменяется в диапазоне от 20 до 65 градусов, что обеспечивает 270-тонному гиганту возможность совершать полет как на минимальных скоростях, так и на сверхзвуке. Самолет с легкостью поднимается в стратосферу; для летчиков даже создан специальный высотный костюм, напоминающий скафандр космонавтов. Благодаря такому маневру машина способна оторваться от истребителей противника, а заодно стать недосягаемой для систем ПВО. На бомбардировщике имеется система дозаправки в воздухе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Буквально на днях Минобороны отчиталось, что два ракетоносца Ту-160 выполнили плановый полет над нейтральными водами акваторий Северного Ледовитого океана, Баренцева и Белого морей продолжительностью около 13 часов. Летали наши бомбардировщики и в Венесуэлу, несли боевое дежурство в Индийском океане, а совсем недавно – и в небе Беларуси. Прицельно-навигационный комплекс самолета обеспечивает автоматический полет машины и ее боевое применение в любое время суток и при любой погоде на скорости 1–2 тыс. км/ч. При этом «Белый лебедь» может лететь на высоте от 50 до 200 м и полностью самостоятельно огибать рельеф местности. И это технологии начала 1980-х годов! За выполнение подобного маневра в самолете отвечают 100 цифровых процессоров.

Кстати, на «Лебеде» впервые в советской авиации был применен принцип электродистанционного управления. То есть вместо привычного штурвала там ручка управления – проще говоря, джойстик. Сегодня эту систему называют Fly-by-wire, «полет по проводам». В российской боевой и гражданской авиации она стала массово применяться всего несколько лет назад.

На Ту-160 впервые в советской авиации был применен принцип электродистанционного управления, а вместо привычного штурвала здесь джойстик.
На Ту-160 впервые в советской авиации был применен принцип электродистанционного управления, а вместо привычного штурвала здесь джойстик.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С дальним прицелом

Решение возобновить производство Ту-160 фактически было принято по итогам сирийской кампании.

В 2015 году самолеты впервые получили реальные боевые задачи. До этого времени они рассматривались исключительно как средство нанесения ядерного удара по противнику и не привлекались к выполнению других миссий. Оказалось, что за время «опытно-боевого» дежурства ракетчики уже подсуетились. В дополнение к стратегической крылатой ракете Х-55 с ядерной боеголовкой в легендарном КБ «Радуга» (входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение», член Союза машиностроителей России) были созданы сразу две новые дальнобойные неядерные подельницы – Х-555 и Х-101.

На предшественницу Х-555 похожа только внешне. У новой ракеты изменены двигатель, головка самонаведения и боевая часть. Благодаря применению дополнительных топливных баков серьезно увеличилась и дальность полета: по некоторым данным, она составляет около 3,5 тыс. км. В движении Х-555 может не только менять высоту, но и лететь над поверхностью земли, огибая рельеф. На цель ракету выводит головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой системы навигации GPS/ГЛОНАСС.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместо компактного 130-килограммового ядерного заряда, как на Х-55, здесь может быть установлена бронебойная, кумуятивная, осколочная или фугасная боевая часть массой не менее 350 кг. Полетное задание вводится в ракету еще на аэродроме. Оно же загружается в автопилот бомбардировщика, а люди после пуска ракеты просто контролируют его выполнение.

Про Х-101 известно меньше. Внешне эта ракета серьезно отличается от пары Х-55/Х-555. Формы ее фюзеляжа более современные – расплющенные. Есть информация о том, что фугасная боевая часть весит почти полтонны. Существует и машина со спецбоеголовкой Х-102, но ее пока никому не показывали. Обе ракеты способны поразить цель на расстоянии 5,5 тыс. км с точностью 7–8 м. Самолет может нести 12 таких ракет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ведущий аналитик международного Института стратегических исследований в Лондоне Барри Дуглас в интервью британскому Forbes отметил: «Даже базовая Х-101 позволит Blackjack (натовское обозначение Ту-160 – Прим. авт.) поражать любую цель в Европе, оставаясь глубоко в российском воздушном пространстве» – то есть работать, не входя в зону поражения систем ПВО и истребительной авиации Североатлантического альянса. А это делает российские бомбардировщики крайне опасным оружием.

270-тонный гигант может совершать полет как на минимальных скоростях, так и на сверхзвуке, а также с легкостью подниматься в стратосферу.

Феникс из пепла

Возобновление производства Ту-160 – знаковое событие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для Москвы оно станет новым аргументом в разговоре о гарантиях взаимной безопасности с США и НАТО: до последнего времени в Вашингтоне и Брюсселе считали, что уже победили в холодной войне и теперь могут диктовать условия нового миропорядка. Появление новых Ту-160 превратило это убеждение в заблуждение – собственно, Сирия это и показала.

На сегодняшний день только у ВКС России имеются на вооружении стратегические ракетоносцы межконтинентальной дальности, способные разгоняться до скорости, более чем вдвое превышающей звуковую. Американский B-1A из-за технических трудностей так и не вышел на расчетную скорость 2,2 М. Спасая программу разработки перспективной машины, американские конструкторы пожертвовали высотно-скоростными характеристиками в пользу снижения радиолокационной заметности – так появился трансзвуковой (1,25 М) B-1B. А сегодня ставка делается исключительно на «стелс» – дозвуковой стратегический бомбардировщик B-21 Raider, малозаметный носитель универсальных крылатых ракет нескольких типов, включая дальнобойный низколетящий BGM109 Tomahawk. На фоне Ту-160, который в перспективе получит гиперзвуковые ракеты, американская программа выглядит слабой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Критики могут сказать, что Ту-160 спроектировали в прошлом веке, чем тут гордиться? Однако при сохранении внешнего изящества машина глобально изменилась внутренне: бортовые системы и оборудование обновлены на 80%. Вице-премьер Юрий Борисов отметил, что для самолета были созданы новые цифровые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, установлены современная бесплатформенная инерциальная система (электронно-механический прибор, позволяющий без данных спутниковой навигации и подсказок с земли выполнять боевое задание и возвращаться на аэродром базирования), комплекс радиоэлектронной борьбы, а также система управления вооружением. При этом на Ту-160 реализована концепция интегрированной модульной авионики, что позволит использовать новое электронное оборудование в зависимости от появления современных систем вооружения, а также применить имеющиеся приборы и в перспективном комплексе дальней авиации ПАК ДА.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Выкатка нового Ту-160 из ангара Казанского авиазавода.
Выкатка нового Ту-160 из ангара Казанского авиазавода.

В ходе налаживания производства «Белого лебедя» было решено еще несколько глобальных задач. Первая – восстановление технологии вакуумного отжига, сварки и сборки узлов из титановых сплавов. Именно она позволила изготовить «хребет» машины – 20-метровую титановую балку центроплана. Кроме того, возобновлен выпуск двухконтурных двигателей НК-32. Обновленный мотор, как и его предшественник, созданный в 1970-х годах, получил индекс «02»; он по-прежнему совмещает ракетный и реактивный принципы создания тяги, хоть и сделан на современном оборудовании с современными подходами к качеству и точности сборки. «Конкурентов у НК-32-02 нет. Двигателей с форсажной камерой в таком классе тяги в мире просто не существует. В этом вопросе нам даже соперничать не с кем – только с самими собой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принципиальная разница с первым НК-32 состоит в том, что двигатель теперь оптимизирован по аэродинамике газовоздушного тракта, а его масса снижена. Но главное – уменьшен удельный расход топлива, что при прочих равных позволяет самолету летать на большие расстояния», – рассказал генеральный конструктор «ОДККузнецов» Павел Чупин. Иными словами, модернизированный НК-32-02, сохранив компактность предшественника, стал на 10% экономичнее, что позволило увеличить дальность полета стратегического ракетоносца почти на 1 тыс. км. При этом в режиме сверхзвукового полета он способен находиться до двух часов. Сам НК-32 и его узлы уже применяются не только в военной, но и в гражданской продукции: на базе двигателя и его прототипов создаются силовые установки, используемые в газопроводах для транспортировки газа и электрогенерирующих машинах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая проблема, без решения которой Ту-160 никогда бы не взлетел, – механизм изменения стреловидности крыла. Технология его изготовления после развала Союза была утрачена, именно поэтому восстановление производства данного узла вызвало такую радость Сергея Шойгу.

Сегодня в Минобороны говорят, что серийный выпуск машин начнется в 2023 году, при этом военное ведомство планирует приобрести не менее 50 таких ракетоносцев. Ну и последний штрих к портрету героя. Глава Объединенной авиастроительной компании Юрий Слюсарь заявил, что на базе Ту-160 планируется создать пассажирский сверхзвуковой бизнес-джет. Об этом не раз говорил и президент Владимир Путин. Как и Ту-160, новая машина станет летать со скоростью более 2 тыс. км/ч – от Москвы до Владивостока можно будет добраться всего за четыре часа. Как знать, может, такой самолет еще и в ближний космос поднимется, создав конкуренцию разработкам Ричарда Брэнсона и Илона Маска?

Только ВКС России имеют на вооружении стратегические ракетоносцы межконтинентальной дальности, способные разгоняться до скорости, более чем вдвое превышающей звуковую.

Конкурентов у НК-32-02 нет. Двигателей с форсажной камерой в таком классе тяги в мире просто не существует. В этом вопросе даже соперничать не с кем – только с самими собой.
Конкурентов у НК-32-02 нет. Двигателей с форсажной камерой в таком классе тяги в мире просто не существует. В этом вопросе даже соперничать не с кем – только с самими собой.
Greg Smit
Greg Smit 27 Февраля 2022, 05:21
А автор статьи в курсе на каом расстоянии его засекут истребители? ну а если будет в воздухе самолет с ДРЛ, то вашему пенсионному лебедю будет просто ХАНА. Он даже не успеет отлетель от своей базы недалеко. так что хоронить экипаж будите примо на аэродроме. Правда его перед этим бомбанут ракетами, так что не факт что ОНИ еще смогут летать.