Шла Вьетнамская война (1964−1975). К 1968 году армия США все больше утрачивала контроль над территориями Южного Вьетнама и все меньше могла противодействовать передвижениям сил Вьетконга, что для условий той войны было особенно важно. Не обладая техническими транспортными средствами (самолетами, вертолетами, автотранспортом) и не имея возможности передвигаться по дорогам, вьетконговцы и солдаты регулярной армии Северного Вьетнама, которых на юге становилось все больше, были вынуждены передвигаться пешком и накапливать материальные запасы для планирующихся нападений на гарнизоны правительственных войск и армии США, перенося их вручную. Для американцев сорвать такие передвижения означало сорвать удары Вьетконга по городам и гарнизонам, лишить противника шансов на победу.

Однако джунгли способствовали скрытности действий и передвижений вьетконговцев. Ковровые авиабомбардировки и массовые артобстрелы подозрительных мест в джунглях при огромных материальных затратах практически не давали результатов. Вывод напрашивался сам собой — не расходовать бомбы и снаряды на бесполезную стрельбу по партизанам, а сделать так, чтобы те сами находили свою смерть, то есть использовать мины. Но обычное минирование в создавшихся условиях было бы малоэффективно. Требовалось минировать обширные пространства в нужные моменты, в кратчайшие сроки, с минимальным расходом сил и средств и желательно — без потерь в личном составе.

В конце концов была выработана концепция, позднее названная дистанционным минированием, то есть минированием, при котором минер не присутствует на устанавливаемом минном поле. Мины доставляются и устанавливаются с помощью самолетов, вертолетов, ракет и артиллерийских снарядов. Необходимое условие для того, чтобы каждый носитель мог доставлять на минное поле как можно больше мин, — их миниатюризация. Неважно, что такая мина, может быть, и не убьет вьетконговца, главное — вывести его из строя. Остальное доделают джунгли.

Пакетик с гексогеном

В рамках этой концепции первоначально были предложены нажимные фугасные мины серии Грэвэл (Graval). Устройство этих мин было предельно простым — плоский мешочек из водоотталкивающей ткани размером всего около 5х5 см. Внутри между двух пластмассовых или фибролитовых пластинок — смесь азида свинца (взрывчатого вещества, очень чувствительного к воздействиям) и гексогена. Больше ничего — никаких взрывателей и предохранителей. Давления ноги на этот мешочек вполне достаточно, чтобы смесь взорвалась и изуродовала ступню.

Мины укладывались в бомбовые кассеты типа SUU-41B/A. В одну кассету, в зависимости от конкретной марки мины, вмещалось от 1470 до 7500 штук. Размер самой маленькой квадратной ХМ44 — всего 2,5х2,5 см, самой большой ХМ41 — примерно четверть круга диаметром 8,9 см.

Кассета заполнялась фреоном, который в отличие от воды свободно проникал в мешочки и делал азид свинца нечувствительным к внешним воздействиям. Кассетная бомба сбрасывалась с высоты от 60 до 6000 метров при скорости самолета от 370 до 1300 км/ч. На высоте от 200 до 300 метров бомба раскрывалась, и мины разбрасывались на местности. Фреон интенсивно испарялся, и через 3−8 минут азид свинца восстанавливал свою чувствительность к внешним воздействиям. Напомню, что влага внутрь мешочка проникать не могла.

В результате взрыва одной кассетной бомбы образовывался участок местности размером 40 на 60 метров, через который нельзя было пройти, не получив увечья.

Но вскоре после начала испытаний в боевых условиях выяснилось, что большая часть мин не достигает земли, застревая в густой тропической листве, а заряд мины слишком мал и способен причинить ранение лишь людям без обуви или в кедах. Да и техническое решение оказалось неудачным. Мешочки были негерметичны, они сшивались нитками, и высокая влажность быстро выводила их из строя. Опасным было и хранение мин в бомбовых кассетах. Малейшая негерметичность корпуса приводила к тому, что фреон быстро испарялся еще на складе, и такая кассета становилась смертельно опасной для обслуживающего персонала.

Мины серии Грэвэл по результатам испытаний были признаны непригодными и не поступили на вооружение американской армии (кстати, все образцы вооружения армии США, проходящие войсковые испытания, имеют первой буквой своего обозначения букву «Х»).

К тому же американские военные обнаружили, что массовое минирование минами Грэвэл доставляет больше неприятностей им самим, чем Вьетконгу. При установке мин с самолетов невозможно точно нанести на карты места и размеры образовавшихся минных полей, а значит, американские пехотинцы тоже не могут свободно передвигаться в этих районах. Саперам очень трудно отыскивать такие мины: в них нет металла, а укол обычного щупа вызывает взрыв. Да и обнаруженную мину можно уничтожать лишь на месте, расходуя на это больше взрывчатки, чем весит сама мина.

Так возникло новое требование к дистанционно устанавливаемым минам — через определенный промежуток времени они должны либо самоуничтожаться, либо автоматически переводиться в безопасное положение.

Зубы дракона

Вскоре появилась новая противопехотная мина, тоже сбрасывавшаяся с самолета в бомбовых кассетах и не сильно отличавшаяся по размерам от мин Грэвэл, однако гораздо более совершенная и более мощная. К тому же она обладала способностью к самоликвидации через несколько часов. Эта мина получила обозначение BLU43/B и сленговое название Dragon-tooth — «Зуб дракона». Хранение ее в кассетных бомбах было более безопасным, так как она имела взрыватель с механическим предохранителем и не могла взорваться, не покинув бомбу.

Эта мина помещалась на ладони, весила всего 90 г и по форме напоминала крылатые семена клена. Такая форма была неслучайна: после раскрытия бомбовой кассеты мины разлетались далеко в стороны и, вращаясь, падали на землю с небольшой скоростью. Центральную часть мины занимали взрыватель, механизм перевода мины в боевое положение и система самоликвидации. В одну сторону от средней части тянулась плоскость-крыло, в другую — примерно такой же формы контейнер из мягкого полиэтилена с жидким взрывчатым веществом. Остроумное решение позволило использовать контейнер (по прямому назначению — хранилище взрывчатки) в качестве датчика цели, а взрывчатку заставить одновременно выполнять роль передатчика давления от ноги солдата противника ко взрывателю.

Когда мина падала на землю, крыло обеспечивало ее правильное положение, и через несколько минут она оказывалась в боевой готовности. Одновременно начинал свой отсчет механизм самоликвидации. Если за несколько часов на мину никто не наступал, этот механизм взрывал ее.

Но если кто-то наступал на мягкий контейнер, жидкая взрывчатка под нажимом ноги заставляла сработать гидромеханический взрыватель, и мина взрывалась. Конструкция оказалась компактной и надежной, а эффективность мины достаточно высокой — BLU43/B была принята на вооружение.

Связка: самолет — кассетная бомба — противопехотная мина BLU43/B — фактически стала первой в мире полноценной и полномасштабной системой авиационного дистанционного противопехотного минирования.

Однако к моменту появления на свет мины BLU43/B американцы уже окончательно потеряли боевую инициативу, не могли контролировать минируемую местность и потому не сумели оценить эффективность воздушного минирования.

Сказалось разочарование проигранной войной. К тому же необходимо было после многих лет разорительных военных расходов поправить бюджет страны. Это и обусловило принятие решения о снятии с вооружения мины BLU43/B и уничтожении всех запасов.

Бабочки смерти

Зато эту мину по достоинству оценили советские офицеры инженерных войск, служившие в те годы в качестве советников, а то и прямых участников вьетнамской минной войны на юге Вьетнама. Эти военные специалисты сами не раз попадали под дождь «бабочек смерти» и очень хорошо знали, сколько нужно времени и внимания, чтобы отыскивать глазами небольшие оливково-серые пятнышки и осторожно ступать между ними, каждую секунду ожидая резкого хлопка под ногой. За световой день удавалось пройти не больше сотни метров, и порой лучше было просто сидеть и ждать, пока мины начнут самоликвидироваться. Все попавшие под этот дождь фактически становились пленниками американских мин, рискуя в любой момент либо превратиться в настоящих военнопленных, либо оказаться под обычной бомбежкой.

Советские специалисты доставили в Москву нужное количество образцов мин и минных бомбовых кассет. Вскоре был создан советский аналог — ПФМ-1.

Выше описано устройство и работа взрывателя мины ПФМ-1С, то есть мины с самоликвидацией. Существует более простая версия мины ПФМ-1. В ней нет механизма самоликвидации, а вместо штока с пружиной и поршнем — просто равная по весу болванка. Такая мина будет лежать сколь угодно долго, дожидаясь своей жертвы.

Мины ПФМ-1 (ПФМ-1С) помещаются в универсальные кассеты, представляющие собой алюминиевые цилиндры длиной 48 см и 14 см в диаметре. В одной кассете — 72 мины типа ПФМ-1. Варианты комплектации кассет могут быть разными: либо мины ПФМ-1, либо ПФМ-1С, либо поровну тех и других.

В отличие от своей американской предшественницы, которая устанавливалась только с самолетов, мины ПФМ, уложенные в универсальные кассеты, могут устанавливаться с самолетов-штурмовиков, истребите-лей-бомбардировщиков, фронтовых бомбардировщиков (система КМГ-У), вертолетов (система ВСМ), реактивных установок систем залпового огня (РСЗО) «Ураган» или Смерч», наземными минными раскладчиками УМЗ (на автомобиле ЗиЛ-131), УГМЗ (на базе гусеничной машины) и даже с помощью ручных переносных устройств ПКМ. В последнем случае солдатам не надо даже вылезать из окопов. С помощью простейшего устройства мины выстреливаются из кассет, и через пару минут в тридцати метрах перед траншеей образуется настоящее противопехотное минное поле.

Оттавская Конвенция о запрещении противопехотных мин запрещает использование и этих мин, но для того, чтобы обвинить какое-либо государство в нарушении конвенции, необходимо предъявить улики, а они исчезают в момент самоликвидации мин. Вдобавок крупнейшие в военном отношении государства (США, Китай и Россия) эту конвенцию не признали, не подписали и делать этого не собираются. Да и кто в случае войны откажется от эффективного оружия? Любые конвенции безупречно действуют лишь в отношении тех типов оружия, от которых и так уже давно отказались.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2005).