Во многих странах наблюдается тенденция к сокращению количества танков. Однако в перспективе эти мобильные и эффективные машины будут востребованными и продолжат выполнять роль основного наступательного оружия в армиях большинства государств.

Сегодня среди специалистов, занятых разработкой танкового вооружения, не существует определенного мнения, чем можно было бы заменить танки и их боевые возможности. Главное назначение танков всегда заключалось в том, чтобы поразить и уничтожить боевые танки и живую силу противника. Сейчас же они, сохраняя свою ключевую роль, доказали на практике, что они являются весьма ценной системой вооружения для использования в городских боевых операциях.

При этом страны Западной Европы не имеют новых программ разработки основных боевых танков, а большинство занимаются их модернизацией. Это связано с тем, что в последние годы сокращено финансирование на оборону, а разработка новых систем вооружения требует больших затрат. Вдобавок, военные стран, вовлеченных в проведение операций в Афганистане и Ираке, поглощают дополнительно значительные средства, которые могли быть затрачены на разработку новой техники. Так что перед ними стоит проблема выбора — финансировать ли разработку и изготовление новых систем, или инвестировать не слишком обильные средства в модернизацию старых платформ и продлить их рабочий ресурс с увеличением огневого потенциала.

Традиционно технология модернизации танков охватывает три основных направления: броневая защита, мобильность и огневая мощь. Каждое из указанных направлений связано с разработкой целого ряда подсистем.

Иногда модернизация ведется по всем трем направлениям, в других случаях она охватывает лишь одно или два из них, причем приоритет как правило отдается таким характеристикам, как живучесть и огневая мощь. Стоит учесть, что модернизация лишь одного параметра может приводить и к отрицательным последствиям — например, усиление брони приводит к увеличению веса машины и снижению ее мобильности.

Считается, что базовые платформы танков останутся на вооружении в течение многих лет после проведения модернизаций. При этом к ним постоянно добавляются новые возможности, учитывающие существенный прогресс в области бронетанковой техники, особенно — электроники и оптроники.

Броня

Традиционно максимальный уровень защиты танка приходится на лобовую броню. Однако боевые операции в городских условиях таят угрозу нападения на машины с любой стороны. Понятно, что реализовать круговую защиту невозможно, но определенные меры для повышения такого параметра, как живучесть, можно обеспечить. В большинстве случаев используется дополнительная бортовая броня, причем максимальный уровень защиты по‑прежнему имеет передняя часть машины, где размещен экипаж. Такая дополнительная броня может быть разных типов, включая современную пассивную, динамическую или решетчатую броню.

Что касается башни, предусматривается дополнительная пассивная броня, размещенная по бортам. В некоторых странах для защиты кормовой части башни используется решетчатая броня. Основная идея ее использования заключается в нейтрализации головной части реактивного снаряда.

Динамическая защита состоит из бронированных панелей со взрывчаткой, которые прикреплены к шасси или башне. Последнее поколение динамической защиты также обеспечивает защиту против кумулятивного снаряда с боевой частью тандемного типа. Одним из возможных недостатков динамической защиты заключается в том, что она может вызвать поражение пехоты или десанта, находящихся в непосредственной близости от машины. Так что некоторые армии предпочитают комплекты пассивной защиты, которые могут представлять собой дополнительную стальную броню или более современные системы бронезащиты. Однако необходимо понимать, что существуют четкие пределы количества брони, которую можно закрепить на машине, не теряя общей мобильности машины. По этой причине повышенное внимание обращено на различные активные системы защиты.

Дымовая завеса

Танки оснащаются комплексами пусковых дымовых гранат, которые обычно расположены в лобовой части машины. В некоторых машинах используется дымовая система защиты путем впрыска топлива в систему выхлопа газов, что позволяет создать дымовую завесу. Кроме того, танки могут оснащаться детекторами лазерного облучения, которые служат средством предупреждения экипажа при обнаружении лазерного дальномера или целеуказателя. На башне установлен дисплей, который показывает экипажу не только направление лазерной угрозы, но также и тип лазера.

В идеальной ситуации экипаж может воспользоваться дымовой завесой и одновременно пытаться обнаружить и уничтожить источник лазерного излучения. Другой способ защиты заключается в быстрой смене позиции.

Активная защита

Комплексная система активной защиты представляет собой сложный и дорогой комплекс. Она позволяет либо непосредственно поразить приближающуюся цель, либо увести ее в сторону. Система увода цели от объекта, как правило, формирует ложную цель для летящего противотанкового управляемого снаряда, направленного на танк. Система непосредственного поражения цели предназначена для уничтожения угрозы на близком расстоянии от платформы. Некоторые такие системы могут нейтрализовать летящие снаряды, выстреливаемые из танковых пушек, однако такой угрозе противостоять существенно труднее, чем противотанковому управляемому вооружению, поскольку дульная скорость пушки существенно выше и достигает 1400 м/с.

Противодействие минам

Боевой опыт в Ираке и Афганистане показал, что наибольшую угрозу для всех типов боевых бронированных машин (ББМ) в настоящее время представляют самодельные взрывные устройства. Некоторые из этих самодельных взрывных устройств приводятся в действие электронными средствами. По этой причине многие ББМ оснащаются электронными средствами противодействия. Как правило, они устанавливаются в лобовой части машины и сканируют поверхность земли перед танком.

Мины представляли угрозу танкам всегда. В некоторых странах для защиты предусматривают дополнительное бронирование днища, однако это дорогостоящее мероприятие, которое требует проведения большого объема работ по доработке машины. В Германии и Швеции небольшие партии танков модернизировали, добавив днище с усиленной броневой плитой, защитой торсионов и подвесного сидения механика-водителя.

Другие меры по повышению живучести танка могут включать в себя внешние средства теплоизоляции для уменьшения сигнатуры (видимости) машины, а также понижение температуры внутри машины; применение подбоя для защиты от осколков; системы обнаружения и подавления пожара или взрыва.

Вооружение

Огневая мощь танка достигается не только применением основного вооружения, но также использованием семейства усовершенствованных боеприпасов и компьютерной системы управления огнем. В состав системы входит прицельный комплекс командира и наводчика, а также и система управления и стабилизации пушки. Потенциальные возможности бортовой пушки можно еще больше усилить, используя новые типы боеприпасов с улучшенными характеристиками.

Для гладкоствольной 120-мм пушки основными типами выстрелов являются бронебойный подкалиберный оперенный снаряд с отделяющимся поддоном и кумулятивный снаряд многоцелевого применения. Новейшие образцы бронебойных снарядов имеют современные удлиненные стержневые наконечники с улучшенными характеристиками. Кроме того, последние образцы выстрелов оптимизированы для использования в условиях высокой температуры окружающей среды — например, на Ближнем Востоке. С учетом проведения операций в городских условиях разрабатываются новые типы боеприпасов: фугасный выстрел в пластиковом корпусе и фугасные выстрелы с деформируемой головкой.

Дополнительно к ведению огня обычными типами танковых снарядов из 125-мм гладкоствольных пушек в российских танках используются для стрельбы реактивные снаряды с лазерным наведением. Дальность их огня составляет около 5 км. Это позволяет поражать цели за пределами дальности огня основного вооружения противника.

В настоящее время ряд других стран работает над снарядами, запускаемыми с танка на еще большую дальность. При этом целеуказание осуществляется либо самим танком, либо даже с платформы воздушного базирования.

Поражение цели

Сегодня прицельные комплексы наводчика и командира, как правило, выполнены с учетом полной стабилизации их в работе. Это позволяет экипажам поражать подвижные цели в движении. Для ночного видения используются современные тепловизоры, которые позволяют обнаруживать и распознавать цели на больших расстояниях и при любых погодных условиях.

В новейших образцах танков в распоряжении командира имеется установленный на крыше стабилизированный панорамный прицел с дневным и тепловым каналами, а также встроенный лазерный дальномер, который обеспечивает круговое наблюдение и возможность опознать и определить координаты цели. В некоторых машинах предусмотрено автоматическое устройство сопровождения цели.

Движущая сила

Как это уже говорилось, увеличение веса танка может оказывать отрицательное воздействие на мобильность машины, в частности, уменьшается максимальная скорость, замедляется ускорение и снижается удельная мощность. Кроме того, увеличивается давление на грунт. В результате этого ограничивается мобильность в условиях бездорожья и на пересеченной местности. Установка более мощного двигателя устраняет многие из этих недостатков.

В некоторых случаях требуется установка всего нового комплекта моторно-трансмиссионного оборудования в сборе, содержащего двигатель, трансмиссию и системы, а это означает коренную переделку шасси. Увеличение веса может также оказывать воздействие на ходовую часть, которая содержит подвеску, колеса, ведущую звездочку и гусеницы. Это означает, что подвеску приходится модернизировать или даже заменить.

О некоторых (довольно фантастических) танковых проектах прошлого читайте: «Танки в воздухе», «Прыгающий танк».

Army Guide