Авианосцы России: 6 забытых проектов

В августе 1953 года главком ВМС Николай Кузнецов представил министру обороны СССР Николаю Булганину доклад, в котором изложил свои взгляды на задачи и развитие флота, а также сформулировал предложения по строительству новых боевых кораблей. В докладе подчеркивалось, что «в послевоенных условиях без наличия авианосцев в составе ВМС решение основных задач флота обеспечено быть не может».
Авианосцы России: 6 забытых проектов

С того времени прошло более 50 лет, а в составе отечественного флота есть единственный недоукомплектованный авианосец «Адмирал Кузнецов», и время жизни российского военного флота в открытом море в случае настоящей войны исчисляется минутами. О трагической судьбе отечественного авианосного флота «TechInsider» рассказал главный конструктор аванпроекта атомного авианосца проекта 1160, заместитель главного конструктора авианосца проекта 1153 и тяжелых авианесущих крейсеров Аркадий Морин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закат линкоров

Появившись в 20-х годах прошлого века, авианосцы поначалу рассматривались исключительно как средства обеспечения боевых действий основной ударной силы флота — линкоров. Так было до 7 декабря 1941 года, когда японский авианосный флот утопил американские линкоры в Перл-Харбор. Сразу после нападения американцы заложили серию из 24 авианосцев типа «Эссекс» — таких больших серий столь крупных боевых кораблей в истории мирового кораблестроения не было ни до, ни после. Семнадцать авианосцев из серии успели войти в строй еще во время войны и позволили США выиграть битву на Тихом океане. Примечательно, что самый мощный из когда-либо построенных линкоров, японский «Ямато» с девятью 457-мм орудиями, за всю войну так и не сумевший нанести серьезный ущерб кораблям противника, был потоплен в апреле 1945 года самолетами с американских авианосцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Довоенные авианосцы
Довоенные авианосцы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После войны всем странам стало понятно, что на морских просторах появились новые безраздельные хозяева — авианосцы. Всем, кроме СССР. Впрочем, был и в нашей стране ярый приверженец нового вида кораблей — флагман флота 2-го ранга Николай Кузнецов, назначенный в апреле 1939 года наркомом ВМФ. Благодаря его стараниям в планах третьей пятилетки 1938−1942 годов значилась закладка двух авианосцев, по одному для Северного и Тихоокеанского флотов. Однако уже в январе 1940 года план ВМФ сократили наполовину, и авианосцев в нем не оказалось. Сталин питал необъяснимую страсть к огромным линкорам, и ему мало кто осмеливался возражать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но Кузнецов не унимался — по его указанию в ЦКБ-17 под руководством В.В. Ашика продолжалась разработка авианосцев. Работа велась по двум направлениям: большой авианосец с двухъярусным ангаром на 62 самолета (проект 72) и малый, с одноярусным на 32 самолета (проект 71). Палубный истребитель планировалось заменить корабельной модификацией известного истребителя Яковлева Як-9К, ОКБ Туполева должно было разработать корабельные торпедоносцы ПТ-М71. Основным способом взлета самолетов с авианосцев был свободный разбег по полетной палубе, использование катапульт предусматривалось лишь при максимальной взлетной массе и неблагоприятных метеоусловиях.

Проект авианосца 71а
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Созданная Кузнецовым в начале 1945 года комиссия по выбору необходимых типов кораблей для послевоенного формирования флота пришла к необходимости создания в первую очередь авианосцев двух типов: эскадренных (больших) — для Северного и Тихоокеанского флотов и малых — для Балтийского и Черноморского. На основании выводов комиссии Главный морской штаб при разработке предложений по перспективному плану послевоенного развития ВМФ предусматривал строительство девяти больших авианосцев (шесть для Тихого и три для Северного флотов) и шести малых для Северного флота. При рассмотрении в правительстве количество авианосцев уменьшили до четырех, а Сталин подвел черту: «Хорошо, построим две штуки малых». Но из конечного варианта плана исчезли и они: руководители Наркомсудпрома заявили, что «пока не готовы строить такие принципиально новые корабли». Парадокс заключался в том, что без таких кораблей строительство других теряло всякий смысл. Так в СССР начали строить бессмысленный флот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бюджетный авианосец

По замыслу великого стратега в течение десяти послевоенных лет намечалось построить четыре тяжелых и 30 легких крейсеров, а в 1953—1956 годах заложить еще три тяжелых и семь легких крейсеров. Одновременно Сталин собирался продолжить строительство одного из трех заложенных еще до войны линкоров проекта 23 и начать в 1955 году постройку еще двух по более совершенному проекту 24. Во всем мире такие планы сочли бы идиотскими, в СССР их называли гениальными.

В связи с этим работы над проектом 72 эскадренного авианосца прекращались, а вместо него неугомонный Кузнецов утвердил новое техзадание на разработку малого эскадренного авианосца, который мог бы в прибрежной зоне выполнять задачи противовоздушной обороны соединения, участия в противолодочной обороне, проводки конвоев и поддержки высадки десанта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Авианосцы

Такой «бюджетный» авианосец должен был нести в ангарах 30−40 самолетов. Для облегчения старта в носовой оконечности планировалось установить одну катапульту. Как вариант рассматривался проект достройки в качестве авианосца тяжелого крейсера «Кронштадт» или достройки трофейного германского авианосца «Граф Цеппелин». «Кронштадт» находился в невысокой технической готовности (10−15%), его достройка требовала около пяти лет, и в итоге он ушел на слом. Германский авианосец возможно было бы достроить менее чем за три года, но союзники, в зоне ответственности которых оказалось много готового оборудования и вооружения для «Графа Цеппелина», всячески противились осуществлению этого плана и настаивали на уничтожении оборудования. Переговоры тройственной комиссии ни к чему не привели, и «Граф» был расстрелян как плавучая цель авиацией и флотом 16 августа 1947 года. Еще до этого, в январе 1947 года, Кузнецова по ложным доносам сняли с должности главкома ВМС, и работы по авианосцам в СССР снова прекратились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совсем малый авианосец

В 1951 году Кузнецова снова назначают военно-морским министром СССР и он снова реанимирует авианосную тему. Но все его доклады не имеют никакого успеха ни до, ни после смерти Сталина. Единственное, чего ему удалось добиться, — это сохранение легкого авианосца (проект 85) в плане проектирования кораблей на 1955−1960 годы.

Крейсер 1143 «Баку»
Крейсер 1143 «Баку»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между тем наступила эра реактивной авиации. Проектируемый легкий авианосец должен был нести 40 реактивных истребителей, два вертолета, иметь стандартное водоизмещение в 24 000 т и дальность плавания от 5000 миль. Но создание такого корабля требовало объединения ресурсов не только Минсудпрома и Минтяжмаша, но и Минавиапрома, который саботировал проект. В апреле 1955 года Кузнецов напрямую обратился к Хрущеву с просьбой привлечь к проекту КБ Яковлева, Микояна и Сухого. Это была последняя попытка Кузнецова спасти авианосец — через месяц он слег с инфарктом, а затем был снят с должности министром обороны Жуковым «за неудовлетворительное руководство флотом» и понижен в должности. Лишь через 14 лет после смерти талантливому флотоводцу вернули звание Адмирала флота Советского Союза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авианосцы остались без защиты. Новый главком ВМФ адмирал Горшков был всецело поглощен единственной задачей — удержать собственное кресло (и это ему удалось — он оставался главкомом ровно тридцать лет), поэтому предпочитал ни с кем не сориться. А при Хрущеве в моду вошло ракетное оружие, которое и было призвано решать почти все задачи — от уничтожения кораблей противника до противовоздушной обороны. Работы по авианосцам были прерваны, а вместо этого ЦКБ-16 была поручена разработка ракетного корабля ПВО (проект 81), который, к слову, также построен не был. Разработанная Горшковым программа военного судостроения на 1958−1965 годы предусматривала защиту кораблей от авиации противника в океане исключительно ракетным оружием. Безграмотная с военной точки зрения программа была блестящей с точки зрения карьеры — Хрущев был без ума от ракет. Слово «авианосец» попало в разряд табу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Авианосцы Второй мировой
Авианосцы Второй мировой

Подпольщики

Тем не менее были люди, которые понимали, что без авианосцев флоту никуда. В 1959—1960 годах ЦКБ-17 (ныне Невское ПКБ) по поручению Госкомитета по судостроению выполнило проектную проработку «плавучей базы истребительной авиации» (ПБИА), так как за употребление термина «авианосец» можно было легко лишиться работы. Действовать ПБИА должна была в паре с кораблем ПВО, взаимно дополняя друг друга. «База» водоизмещением около 30 000 т несла 30 истребителей, четыре самолета радиолокационного дозора и два вертолета и выполняла следующие задачи: поиск соединений кораблей противника, уничтожение вражеской авиации на дальних подступах, обнаружение низколетящих целей за горизонтом. Однако проработка не имела никакой поддержки со стороны смежных отраслей промышленности и выполняла скорее роль тренера конструкторских кадров для дальнейших работ по авианосцам, в появлении которых большинство флотских экспертов не сомневались. Но они недооценили Горшкова — этот выдающийся стратег в своих публикациях громил авианосцы как «оружие агрессии», раздувая, с одной стороны, их непомерную стоимость, а с другой — приписывая им мнимую уязвимость от ракетного оружия, в том числе баллистического. Основная ставка в его доктрине делалась на подводный стратегический флот и морскую стратегическую авиацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект авианосца 72

Незадачливые охотники за лодками

15 ноября 1960 года на свое первое боевое патрулирование вышла атомная ракетная подводная лодка «Джордж Вашингтон», вооруженная 16 ядерными баллистическими ракетами «Поларис А1», — первая в одноименной серии американских подводных ракетоносцев. Учитывая небольшую дальность («Поларис А1» — 1200 миль, «Поларис А3» — 2500 миль) полета ракет, районы патрулирования находились в Северной Атлантике и Средиземном море. Для борьбы с ними по замыслу Горшкова создавались поисково-ударные группы, состоящие из сторожевых кораблей, охотников за подводными лодками, и ракетных эсминцев, задачей которых была защита сторожевиков. Особой гордостью Горшкова стали ракетные эсминцы 58-й серии — «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг», волевым решением главкома переименованные в «крейсеры», что дало право заявить о создании «первых и мире ракетных крейсеров, не имевших зарубежных аналогов». К слову, американские эсминцы 1970-х превосходили наши крейсеры по водоизмещению почти вдвое. Но это не главное — сторожевики со своей задачей хронически не справлялись.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Переоборудование в авианосец тяжелого крейсера проекта 69
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К этому времени Хрущева сменил Брежнев и министром обороны стал Андрей Гречко. Горшков тут же изменил свой курс на 180 градусов и вернулся к идеям Кузнецова по созданию океанского флота — правда, в своеобразно усеченном варианте. В 1967 году Черноморский флот пополнился очередным «не имеющим аналогов в мире» творением Горшкова — противолодочным крейсером (ПКР) «Москва», кораблем противолодочной обороны дальней зоны с групповым базированием вертолетов. Подпалубный ангар вмещал в себя 14 вертолетов, которые справлялись с задачами поиска субмарин гораздо эффективнее сторожевиков. Основной задачей «Москвы» был круглосуточный поиск лодок, для чего в воздухе, на удалении 50 км от корабля, непрерывно находилась четверка вертолетов. Через год был поднят флаг на однотипном ПКР «Ленинград». Первые же дальние походы «Москвы» и «Ленинграда» показали, что эти корабли не способны противодействовать американским подводным лодкам из-за возросших боевых качеств последних. К тому же американские авианосные группировки в Средиземном море вели себя крайне нагло, демонстративно выполняя полеты над самой палубой наших вертолетоносцев, а то и провоцируя прямые столкновения кораблей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Авианосец Graf Zeppelin
Авианосец Graf Zeppelin

Турболеты

В июле 1967 года на воздушном параде в аэропорту Домодедово был показан удивительный аппарат, который впервые увидели не только простые граждане, но и многие военные, — самолет вертикального взлета и посадки Як-36, наследник экспериментальных «турболетов» 1950-х. Изначально Як-36 разрабатывался как фронтовой штурмовик, который мог оказывать поддержку войскам в условиях разрушенных прифронтовых аэродромов, взлетая прямо с лесных просек. Армейскую авиацию самолет не удовлетворил, и Яковлев попытался пристроить его во флот, благо еще в 1963-м пилот Билл Брэлфорд совершил на английском экспериментальном Hawker Siddeley P.1127 (предшественнике Harrier) вертикальную посадку на палубу авианосца «Арк Ройал», бороздившего воды Ла-Манша. Яковлева поддержал Дмитрий Устинов (в то время зампред Совета министров СССР), и Горшков не смог устоять — постройка третьего корабля серии «Москва» (под него уже начали резать металл) в Николаеве была приостановлена. Взамен было принято решение о начале строительства ПКР серии 1143 «Киев» с самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП). Мало того, для отпугивания американских авианосцев было предусмотрено шесть пусковых установок гигантских противокорабельных ракет П-500 «Базальт».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Техпроект нового корабля сделали в кратчайшие сроки к апрелю 1970 года, а в декабре 1972-го «Киев» был спущен на воду. Новому кораблю Горшков придумал и новое название — тяжелый авианесущий крейсер, ТАВКР. Само собой, СССР создал первый в мире ТАВКР. А летом 1976 года этот ТАВКР с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море у острова Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. Американцы на этот раз держались от корабля подальше — их предупредили, что на нем могут быть специальные боевые части для «Базальтов».

Авианосцы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через три года на Тихий океан в обход Африки отправился близнец — ТАВКР «Минск» с более совершенными самолетами — Як-38. Полеты в тропиках окончательно развеяли мифы о самолетах СВВП — в условиях высокой температуры и влажности воздуха подъемные двигатели перестали запускаться. А даже когда они запускались, летать могли лишь при снятом вооружении и неполной заправке. Тем не менее строительство этих дорогостоящих кораблей продолжалось: в 1982 году был спущен на воду ТАВКР «Новороссийск», а в 1987-м — «Баку». Лишь смерть Устинова в 1984 году и последовавшая через год отставка великого флотоводца Горшкова привели к остановке производства ТАВКРов — советских чудо-кораблей.

Вторую часть истории советских авианосцев читайте здесь

Олег Ушаков
Олег Ушаков 25 Января 2020, 00:23
Ну насчет минут автор явно погорячился...Есть"Петр Великий", есть "Адмирал Нахимов" еще два коробля данного класса под вопросом, но тоже пока на металлолом не порезали. Каждый из этих кораблей способен оказать достойный отпор авианосной группе противника. А если к нему добавить пару фрегатов, пару БПК, пару корветов, пару подводных лодок...то любая авианосная группа даже не рискнет подходить к этой эскадре.
Алекс Кац
Алекс Кац 24 Января 2020, 16:07
Многие считают подлодки отличным средством парирования АУГ, но даже СССР ближе всего подошедший к этому вопросу, имел обоснованный сомнения в достаточности лишь подобного способа противодействия.И нет, это не было дешевле стоимости АУГ.По плану для эффективного противодействия было необходимо создать группировку из 18-ти специализированных АПЛ проекта 949А «Антей».Напомню, подлодки этой серии уступали по серийности лишь трем наиболее серийным типам (из всех существовавших) АПЛ СССР.А по стоимости лишь подлодкам проекта 941 "Акула".И это не считая необходимого для функционирования подобной контрмеры развертывания глобальной МРКЦ "Легенды" состоящей из 30 спутников с ЯСУ и 30 спутников без нее.Цена вопроса в данном случае оказывалась не меньше создания 5-7 авианосцев с ЯСУ и по содержанию ка бы выходило не больше чем содержать авианосцы с ЯСУ.
Алекс Кац
Алекс Кац 24 Января 2020, 16:02
"СССР не строил авианосцев" - явное лживое утверждение. Во-первых, сначала он не хотел их строить по идеологическим соображениям; потом хотел, но не мог по технологическим; потом мог, но не успел по внутриполитическим. СССР последовательно развивался в сторону строительства авианосцев. Сначала он построил авианосец для вертикалок, потом авианосец для горизонталок и надводный корабль с ЯСУ, потом он приступил к строительству собственно головного полноценного тяжелого ударного авианосца с ядерной силовой установкой в серии из четырех кораблей с возможной дозакладкой еще двух. Одновременно с этим планировалось модернизировать "Баку" (он же потом "Горшков") и "Новороссийск" по схожему (если не по ПРЕДШЕСТВУЮЩЕМУ) проекту с будущим "Викрамадтьей". "Киев" планировали списать, "Минск" по результатам обследования либо тоже списать, либо законсервировать до проверки эффективности того что получится из модернизированных 1143.3 и 1143.4. По окончании строительства ядерной серии и сбора данных эффективности 1143.3-4м, обсуждалась возможность модернизации 1143.5-6 по имеющимся результатам. Таким образом СССР 2000-го года встретил бы новое тысячелетие минимум с двумя атомными флагманами на СФ и ТОФ и двумя полноценными легкими авианосцами на ЧФ и БФ. Оставшиеся два атомных авианосца планировалось разместить - один на ТОФ, другой в средиземноморское оперативное соединение.
Алекс Кац
Алекс Кац 24 Января 2020, 16:01
Типовой расчет ракет ПВО у американской АУГ 250-270 ракет. Из расчета в две ракеты на цель - это минимум 125-135 пораженных целей. Из расчета в три ракеты на цель (с запасом) - это минимум 84-90 пораженных целей. В кораблях это - четыре с половиной-шесть (столько нету в принципе, на ходу один) "Петра Великих" с полным пуском боезапаса или три с половиной-пять (примерно столько (пять) и есть в относительно боевом состоянии, но не на ходу (три)) "Антея" (ПЛО охотники на авианосцев). Ну а теперь, просто цифры к ознакомлению. В пределах досягаемости крылатых ракет океанских кораблей лежит ВСЕ 100 (сто) ПРОЦЕНТОВ мировой поверхности. В пределах досягаемости палубной авиации (по разным подсчетам) лежит 85-95% мировой поверхности. Построить необходимое количество военных баз с аэродромами по всему миру, позволяющее покрыть равную часть мировой поверхности (а учитывая глобализацию мировой экономики, экономическую безопасность РФ может возникнуть необходимость отстаивать в ЛЮБОМ регионе мира) будет стоить столько, что на эти деньги можно будет не только построить минимум в три раза больше авианосцев чем есть у США, но и еще хватит на их обслуживание, снабжение, ремонт и модернизацию на сто лет как минимум. Строить океанский флот без авианосцев - это отдавать вероятному противнику явное преимущество, потому что в современных конфликтах при схватке равных противников побеждает как правило тот у кого есть авиация, если у второго она отсутствует.
Алекс Кац
Алекс Кац 24 Января 2020, 16:00
Авианосец - это прежде всего флагман корабельной группировки. Т.е. для его поражения нужно пробиться сквозь объединенный защитный ордер всех кораблей ее составляющих. Для самолетов радиус обнаружения - от 1000 км (и меньше в зависимости от мер снижения радиолокационной заметности) и поражения в 200-250 км лонг-рейндж миссл. Для подлодок радиус обнаружения - 120 км и такой же поражения засчет "викингов" и "сикорских". Для ракет в зависимости от типа радиус обнаружения от 500 до 150 км и радиус поражения в 200-250 км Лонг-рейндж миссл. Особо стоит учитывать, что палубная авиация может нетолько патрулировать акваторию непосредственно около авианосца, но и подлететь поближе на тысячу км и нанести удар с этого расстояния. Берем типовую ракету комплекса береговой обороны РФ: дальность полета в зависимости от типа 300-500 км при условии активного маневрирования на конечном этапе. Берем типовую ПКР корабельного базирования РФ: дальность полета в зависимости от типа 300 км (морская версия "Калибра") - 600 км (всякие там специализированные "Яхонты") при условии активного маневрирования на конечном этапе. Минимальная дальность полета корабельной авиации - тысяча километров, дальность подвеса - (по земле) 300-500 км, (по кораблю) 200-250 км. Итого: минимум 120 км.
Николай Николаев
Николай Николаев 23 Января 2020, 22:58
До появления атомных авианосцев в СССР даже задумываться о таких кораблях не было смысла, так как у СССР не было широкой сети военно-морских удалённых баз, а внутренние и приграничные воды хорошо достижимы для авиации с береговых аэродромов.
Vadim
Vadim 23 Января 2020, 17:22
так -то оно так. Не тянем мы против Америки ребята, хоть ты лопни! Во времена СССР кто мог проверить в действии всю мощь ВМФ союза? Только война, слава богу этого не случилось! Америкосы вооружение окупают "борясь за свободу слова" с мировым злом. А мы тогда за дарма помогали разным странам третьего мира (многие из которых нас кинули) в ущерб своим гражданам. АУГ очень дорого, не тянет наша страна и по сей день эти утопические идеи. Ни кто не будет отправлять в Никарагуа Петрушу с Кузей. Нужно разрабатывать эффективные и недорогие средства борьбы с АУГом.