Поезд Победы. Наука в годы Великой Отечественной войны

«Поезд Победы. Наука в годы Великой Отечественной войны» – уникальная иммерсивная инсталляция, расположенная в передвижном составе. Передвижной музей состоит из 8 тематических вагонов. Для полного погружения в историю войны организаторы не ограничились аудиогидом и подлинными предметами интерьера. В экспозиции задействованы 50 проекторов, 18 видеостен, мультимедийные тач-столы и более 150 полноразмерных фигур людей.
Поезд Победы. Наука в годы Великой Отечественной войны

Проект был запущен в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Организаторами проекта выступили Министерство Науки и Высшего Образования Российской Федерации, ОАО «Российские Железные дороги», историко-художественная творческая мастерская «Невский баталист», а также медиагруппа «Красный Квадрат». В 2021, объявленным в Российской Федерации Годом науки и технологий, продолжил свое развитие. Авторы и организаторы дополнили передвижной музей научными достижениями, открытиями и прорывными разработками отечественных ученых, которые внесли свой весомый вклад в Победу и развитие мировой науки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уникальный передвижной музей начал свое путешествие по стране в октябре юбилейного 2020 года с Белорусского вокзала. С тех пор его посетили почти 160 000 посетителей, а маршрут прошел через 56 городов России и Республики Беларусь. В августе «Поезд Победы» направился в сторону Дальнего Востока. Его маршрут пролегает через крупные промышленные и научные центры нашей страны: Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Омск, Красноярск, Братск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Челябинск, Магнитогорск, Уфа и многие другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Столица Урала, куда в годы войны были эвакуированы многие промышленные и научные предприятия, встретила «Поезд Победы» с научным колоритом. Местный Информационный центр по атомной энергии организовал интеллектуальную командную игру «Красиво атомы сложились», а также игры «атомные» шашки, дженга, «Детектор знаний». Кроме того, у посетителей была возможность сделать «Селфи с Курчатовым».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Проекты, рассказывающие о развитии технологий и вкладе науки в Победу, сегодня особенно важны. Информационные центры по атомной энергии имеют большую линейку научных игр, которые иллюстрируют важность науки. В научных играх молодежь учится встраивать школьные знания в картину исторических и других научных учений. Родители и педагоги открывают для себя новые способы увлекательной "подачи" скучных фактов», — поделилась своими впечатлениями от проекта директор ИЦЭА Елена Николаева.

Именно на Урале сразу после войны были созданы первые предприятия и комбинаты по производству ядерноделящегося материала. Разработкам в области ядерной энергетики в СССР уделяли особое внимание еще с начала 20-х годов. Накануне Великой Отечественной войны советские физики вплотную подошли к теоретическому решению проблемы создания ядерного оружия, однако после начала войны работы по урановой проблеме были приостановлены. Только в 1943 году под руководством Игоря Курчатова был создан научно-исследовательский центр по урановой проблеме — Лаборатория № 2 АН СССР, ныне Российский Научный центр «Курчатовский институт».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С разработками одного из основателей российской атомной энергетики можно ознакомиться тематическом вагоне «Поезда Победы». Там же машинист Лидия, от лица которой ведется все повествование, рассказывает об изобретении российского аналога пенициллина. В 1942 году выдающийся ученый-микробиолог Зинаида Ермольева смогла впервые синтезировать пенициллин из отечественного сырья. Препарат оказал неоценимую помощь военной медицине и спас тысячи жизней советских людей. Однако Зинаида Виссарионовна не остановилась на достигнутом и активно участвовала в организации и налаживании промышленного производства первого отечественного антибиотика. В том же 1942-м году Ермольева остановила распространение холеры на фронте, организовав массовую вакцинацию военнослужащих. «Госпожа пенициллин», как ее называли коллеги, во многом определила направление научных исследований XXI века, начав изучение интерферона как антивирусного средства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С началом войны многие ученые ушли добровольцами на фронт. Те же, кто остался в тылу, продолжали свои работы, перестроив их под нужды военного времени. Так, в блокадном Ленинграде ученые решали самые актуальные задачи, необходимые для фронта, а также для поддержания жизни в городе. Большая работа была проведена при организации движения по Дороге жизни через Ладожское озеро. В первые дни работы ледовой трассы десятки грузовиков ушли под лед по неизвестным причинам – в какой-то момент ледовое покрытие проламывалось там, где другие машины, даже более тяжелые, проходили без затруднений. Чтобы разобраться в проблеме, сотрудник ФТИ Наум Рейнов специально разработал прибор под названием прогибограф, который регистрировал колебания льда. Прибор собрали из подручных материалов, его конструкция была проста: длинная проволока, один конец которой опускался на дно при помощи грузила, к другому концу крепился карандаш, который фиксировал волнения. По результатам наблюдений было выявлено, что при скорости в 35 км/ч возникал эффект резонанса между движением автомобиля и скоростью ладожской волны подо льдом, из-за чего и происходила трагедия. Посмотреть, как выглядит прогибограф, можно в вагоне, посвященном блокаде Ленинграда. Там же посетители узнают, зачем в блокадный город завозили кошек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый вагон «Поезда Победы» посвящен отдельной вехе Великой Отечественной войны. Тем не менее, самые сильные впечатления у большинства посетителей неизменно вызывает вагон-концлагерь. Среди узников концлагерей были и великие ученые. Талантливый инженер Дмитрий Карбышев, будучи ранен в одном из боев, попал в плен. Немцы понимали, что захватили высококлассного специалиста и не раз предлагали ему сотрудничество, но он неизменно отказывался. Три с половиной года Дмитрий Михайлович провел в концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен. В феврале 1945 г., когда советские войска уже подступали к Маутхазену, Карбышев в составе группы заключенных был замучен нацистами. Пленных вывели во двор, заставили раздеться и поливали холодной водой, пока они не умерли от переохлаждения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жертвой фашистских концлагерей стал исследователь Тунгусского метеорита Леонид Алексеевич Кулик. Ученый-минералог организовал несколько экспедиций к месту падения небесного тела. В 1941 году должна была состояться пятая по счету экспедиция, но Леонид Алексеевич одним их первых записался в добровольцы, несмотря на свой возраст. К началу войны ему было 57 лет. Так же как и Карбышев, Кулик попал в плен после ранения. Несмотря на крайнее истощение, Леонид Алексеевич организовал в лагере лазарет для советских раненых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый вагон передвижного музея – уникальная история, в которой переплетены события военных лет, исторические факты, судьбы и воспоминания людей. Для создания экспозиции проделана колоссальная работа. В главных исторических архивах страны по крупицам собраны и реконструированы уникальные фото и видеоматериалы, изготовлены сложные скульптурные группы. Скульптуры абсолютно реалистичны, созданы по уникальной технологии. Для униформы и гражданского костюма использовались оригинальные предметы одежды и снаряжения 1930–1940-х годов, произведены высококачественные музейные копии из аутентичных материалов. Разработана специальная IT-система, которая позволяет создать единую экспозицию, гармонично соединить в одно целое реальные музейные экспонаты и мультимедийные эффекты. Используются современные технологические средства – проекторы, видеоэкраны, интерактивные панели, объемный звук, театральное освещение, механические спецэффекты, датчики присутствия, голограммы, панорамы боев в виртуальной реальности (VR), киносъемка исторических реконструкций, трехмерная компьютерная графика
с моделями военной техники. Для каждой зоны музея специально написана музыка. Инженерами проведена серьезная работа по интеграции современного мультимедиа оборудования, которое может работать в сложных условиях иммерсивной среды и переменной вибрации.

Уникальный сплав истории и современных технологий позволяет каждому посетителю найти в «Поезде Победы» что-то свое. Это своеобразная прививка от амнезии для современного поколения.