У нас
То, что у Армении нет такого вооружения, не означает, что его нет и у России. В классе барражирующих и высокоточных боеприпасов мы не отстаем, даже наоборот. Перспективная аэродинамическая схема барражирующих боеприпасов с «двумя иксами» впервые появилась на российских «Ланцетах» производства ZALA Aero и лишь потом была скопирована ведущим израильским производителем вооружения UVision на Hero-400EC.
Есть у нас и средневысотный дрон большой продолжительности полета – ударный «Орион» компании «Кронштадт», способный нести корректируемые авиабомбы весом 20 и 50 кг – больше, чем у Bayraktar TB2. Создать аналоги MAM-L тоже не проблема – достаточно отрезать ракетный двигатель у противотанковой ракеты дальнего радиуса действия «Вихрь», которую серийно производит КБП. Существуют и наработки в области роев беспилотников: 3 сентября в Санкт-Петербурге был установлен мировой рекорд – 2198 беспилотников не только синхронно поднялись в воздух, но и перестраивались в светящиеся живые картины.
Электрические войны будущего
По словам генерального директора ZALA Aero Александра Захарова, последние конфликты показывают, что наиболее перспективны электрические беспилотники: они превосходят поршневые как по надежности и быстроте подготовки к применению, так и по технологичности производства. Для дальних полетов, скорее всего, будут разработаны гибридные силовые установки – небольшой аккумулятор для взлета и источник, который будет переводить водород или другое горючее в электричество.
Следующим шагом станут системы залпового пуска беспилотников – их сегодня испытывают США, Израиль и Китай. Начнут стремительно развиваться и «мозги» барражирующих боеприпасов: уже сейчас у них на борту более терафлопса. Улучшатся навигация, взаимодействие и автоматическое распознавание целей, а на первое место выйдет скорость принятия решений, которые тоже будут автоматизироваться.
Ни США, ни Китай, ни Россия такие системы пока не экспортируют: очень уж грозное это оружие. Но точно будут, тем более что туда изначально встраивается система контроля. Так как большинство БПЛА ориентируются с помощью традиционных систем навигации – GPS, ГЛОНАСС, Beidou, – при продаже можно жестко прописывать районы применения, например тот же самый Нагорный Карабах. По аналогии с гражданскими дронами DJI, которым на программном уровне запрещено залетать на определенные территории.
Бойцы с автоматами перестают выигрывать сражения. Им на смену приходят очкарики перед экранами высокоточных систем.