Управляемые ракеты в нынешнем веке так и не смогли окончательно похоронить традиционное оружие линкоров — орудия главного калибра.

Артустановка АК-130
Мировой рекордсмен по мощности залпа
Эскадренный миноносец «Современный», вооруженный двумя установками АК-130
Эсминец «Халл». Единственный экземпляр: в 1971 году на носу эсминца DD 945 Hull взамен 127-миллиметровой Mk 42 была установлена 203-миллиметровая пушка Mk 71
Универсальная 130-мм пушка АК-130 предназначена для защиты от низколетящих противокорабельных крылатых ракет морского базирования, позволяет обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десантные операции
В пушке применяются унитарные патроны нескольких типов…
…осколочно-фугасные с ударным взрывателем, осколочно-фугасные с радиовзрывателем и осколочно-фугасные с дистанционным взрывателем
Начальная скорость снаряда 850 метров в секунду. Масса патрона 53 кг, снаряда — 32 кг. Боезапас 180 патронов. Горизонтальная дальность стрельбы — свыше 20 километров
«Монстр» и «Неваляшка»: слева — универсальная «пушка-неваляшка» 406 калибра. Справа — двуствольная корабельная пушка с дульным тормозом — перспективная разработка нижегородского ФГУП ЦНИИ «Буревестник»

С XVII века по 1941 год главной ударной силой на море считались линейные корабли, а основным оружием — пушки большого калибра. Однако самая грандиозная морская война в истории человечества — кампания на Тихом океане 1941−1945 годов — прошла без поединков линкоров. Ее исход решила авианосная и базовая авиация, а линейные корабли использовались исключительно для поддержки десантов. С 1945 года началась эра принципиально новых систем вооружения — управляемых ракет, реактивной авиации и атомных бомб.

Зачем кораблю пушка

Главной ударной силой ведущих морских держав стали авианосцы, а крупным надводным кораблям других классов осталась противовоздушная и противолодочная оборона. Однако полностью вытеснить из флота артиллерию ракетам не удалось. Артиллерийские установки крупного калибра хороши тем, что могут стрелять как обычными, так и управляемыми снарядами, которые по своим возможностям приближаются к управляемым ракетам. Обычные артиллерийские снаряды не подвержены пассивным и активным помехам, менее зависимы от метеорологических условий. У морских пушек существенно выше скорострельность, больший боекомплект на борту, гораздо меньшая стоимость. Перехватить артиллерийский снаряд средствами ПВО намного труднее, чем крылатую ракету. Хорошо спроектированная перспективная артустановка крупного калибра значительно более универсальна, чем любой тип ракет. Наверное, поэтому работы над тяжелыми корабельными установками идут в обстановке глубокой секретности, даже большей, чем при создании противокорабельных ракет.

На носу корабля

Тем не менее артиллерийское орудие на современном корабле — оружие вспомогательное, и ему оставлено всего одно место на носу корабля. Многоорудийные башни главного калибра канули в прошлое вместе с последними линкорами. Сегодня самая мощная западная корабельная установка — универсальная 127-мм одноорудийная башенная Mk 45, разработанная американской фирмой FMC и предназначенная для поражения надводных, наземных и воздушных целей.

Мировой действующий рекорд по мощности залпа принадлежит советской артустановке АК-130: 3000 кг/мин. Вес залпа эскадренного миноносца «Современный «, вооруженного двумя такими установками, составляет 6012 кг/мин. Это больше, чем, например, у линейного крейсера Первой мировой войны «Фон дер Танн» (5920 кг/мин) или современного перуанского крейсера «Альмиранте Грау» (5520 кг/мин).

Калибром побольше

Казалось бы, столь мощная и в то же время легкая установка полностью удовлетворяет потребность моряков в универсальной пушке для стрельбы по надводным, наземным и воздушным целям. Однако калибр 127 мм оказался мал для стрельбы по береговым целям и для атомных боеприпасов. Для потопления даже небольшого торгового корабля водоизмещением около 10 000 т требуется как минимум два десятка попаданий 127-мм фугасных снарядов. Возникали определенные сложности при создании кассетных боеприпасов, активно-реактивных и управляемых снарядов. Наконец, рассеивание снарядов малого калибра при большой дальности стрельбы существенно выше, чем более тяжелых снарядов большого калибра.

Поэтому в самом конце 1960-х в США в обстановке строжайшей секретности начали работать над 203-мм одноорудийной башенной установкой Mk 71. Она была создана американской фирмой FMC Corporation Northern Ordnance Division. Это была первая в мире полностью автоматизированная установка такого калибра. Управлялась она одним человеком. Установка могла обеспечить темп 12 выстр./мин и вести огонь в таком темпе 6 минут. Всего были готовы к стрельбе 75 выстрелов шести разных типов. Стрельба велась выстрелами раздельно-гильзового заряжания.

Испытания Mk 71 прошли успешно, и 203-мм пушка до конца 1970-х находилась на вооружении DD 945. Однако в серийное производство установка Mk 71 не поступила — из-за «нецелесообразности введения новых орудий 203-мм калибра». Настоящая причина хранится в тайне.

Морская гаубица

В 2002 году немцы разместили на фрегате типа «Гамбург» башенную установку от лучшей в мире 155-мм самоходной гаубицы PzH 2000. Естественно, эта установка не могла быть штатным оружием ВМФ и использовалась для исследовательских целей при создании корабельных установок большого калибра. Для превращения PzH 2000 в корабельное оружие требовалось разработать принципиально новую систему подачи боеприпасов и систему управления огнем, изменить приводы наведения и т. д. Работы до сих пор не вышли из исследовательской стадии.

Наш ответ Чемберлену

В конце 1957 года в СССР начались заводские испытания спаренной 100-мм башенной артустановки СМ-52, созданной в ЦКБ-34. Темп стрельбы одного автомата составлял 40 выстрелов в минуту при начальной скорости 1000 м/с и дальности стрельбы в 24 км, оснащенной радиолокационной системой управления стрельбой. Согласно корабельной программе на 1956−1965 годы, СМ-52 предполагалось устанавливать на крейсеры проекта 67, 70 и 71, корабли ПВО проекта 81 и сторожевые корабли проектов 47 и 49.

Увы, жертвой Хрущева пали как перечисленные корабли, так и все морские орудия калибра свыше 76 мм. Работы по ним были прекращены почти на 10 лет и возобновились только после отставки генсека.

29 июня 1967 года вышло Постановление Совмина СССР о начале работ над одноорудийной автоматической 130-мм башенной установкой А-217. В КБ ПО «Арсенал» она получила заводской индекс ЗИФ-92 (завод им. Фрунзе).

Опытный образец прошел полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом, но получить заданную скорострельность 60 выстрелов в минуту не удалось. К тому же вес установки превысил расчетный почти на 10 т, что не позволило установить ее на кораблях проекта 1135, и в результате работы над ЗИФ-92 были прекращены. Баллистика ствола, боеприпасы и бóльшая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании двухорудийной установки А-218 (ЗИФ-94).

Управление артустановкой осуществлялось системой «Лев-218» (МР-184), в которую входила двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, тепловизор, лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.

Стрельба велась унитарными патронами. Боекомплект размещался в трех барабанах, что позволяло иметь готовыми к стрельбе три различных вида боезапаса. В 1985 году установка ЗИФ-94 была принята на вооружение под индексом АК-130 (А-218). Кроме эсминцев проекта 956 А-218 была установлена на крейсерах проекта 1144 (кроме «Адмирала Ушакова»), а также проекта 1164 и БПК «Адмирал Чабаненко».

Сравнение характеристик орудия показывает, но наши конструкторы ориентировались все на ту же 127-мм американскую артустановку Mk 45. При той же дальности стрельбы обычным снарядом темп у АК-130 в 2,5 раза выше. Правда, и вес в 4,5 раза больше.

Во второй половине 1980-х годов в КБ «Арсенал» началась разработка 130-мм одноорудийной башенной установки А-192М «Армата». Баллистические данные и темп стрельбы новой установки по сравнению с АК-130 остались без изменений, но вес уменьшился до 24 т. Управление огнем установки должна была вести новая радиолокационная система «Пума». В боекомплект должны были войти, по крайней мере, два управляемых снаряда. Установками А-192М планировалось вооружить новые эсминцы проекта «Анчар» и другие корабли. Однако с распадом СССР все работы были приостановлены.

В настоящее время работы по А-192 М продолжены, так как именно ей будут вооружены новые фрегаты пр. 22350 для Российского флота, головной из которых — «Адмирал Горшков» — заложен в 2006 году на ПО «Северная верфь».

Пушка-неваляшка

В конце 1983 года в СССР был разработан проект поистине фантастического орудия. Представим себе корабль, в носовой части которого вертикально торчит труба высотой 4,9 м и толщиной около полуметра, почти как дымовая труба на пароходах XIX-ХХ веков. Но вдруг труба наклоняется и из нее с грохотом вылетает… что угодно! Нет, я не шучу. Атакует, например, наш корабль самолет или крылатая ракета, и установка выпускает зенитный управляемый снаряд. Где-то за горизонтом обнаружен вражеский корабль, и из трубы летит крылатая ракета на дальность до 250 км. Появилась подводная лодка, и из трубы вылетает снаряд, который после приводнения становится глубинной бомбой с ядерной БЧ. Требуется поддержать огнем десант — и уже летят 110-кг снаряды на дальность 42 км. Но вот враг засел у самого берега в бетонных фортах или крепких каменных строениях. По нему немедленно применяются 406-мм сверхмощные фугасные снаряды весом 1,2 т на дальность до 10 км.

Установка имела скорострельность 10 выстрелов в минуту управляемыми ракетами и 15−20 выстрелов в минуту — снарядами. Смена типа боеприпасов занимала не более 4 секунд. Вес установки при одноярусном снарядном погребе составлял 32 т, а при двухъярусном — 60 т. Расчет установки 4−5 человек. Подобные 406-мм пушки могли легко устанавливаться даже на малых кораблях водоизмещением 2−3 тысячи тонн. Но первым кораблем с такой установкой должен был стать эсминец проекта 956.

В чем же «изюминка» этой пушки? Главная ее особенность — ограничение угла снижения +300, что дало возможность заглубить ось цапф ниже палубы на 500 мм и исключить из конструкции башню. Качающаяся часть помещена под боевым столом и проходит через амбразуру купола.

Благодаря невысокой (гаубичной) баллистике уменьшена толщина стенок ствола. Ствол лейнированный с дульным тормозом. Заряжание производится при угле возвышения +900 непосредственно из погреба «элеватором-досылателем», расположенным соосно вращающейся части.

Выстрел состоит из боеприпаса (снаряда или ракеты) и поддона, в котором размещается метательный заряд. Поддон для всех типов боеприпасов одинаков. Он движется вместе с боеприпасом по каналу ствола и отделяется после вылета из канала. Все операции по подаче и досылке производятся автоматически.

Проект суперуниверсальной пушки был очень интересен и оригинален, однако командование ВМФ придерживалось другого мнения: калибр 406 мм не был предусмотрен стандартами отечественного флота.

Пушки-цветы

В середине 1970-х годов началось проектирование 203-мм корабельной установки «Пион-М» на базе качающейся части 203-мм пушки 2А44 САУ «Пион». Это был советский ответ на Mk 71. Количество готового к стрельбе боекомплекта у обеих систем было одинаково — 75 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Однако по скорострельности «Пион» превосходил Mk 71. Система управления стрельбой «Пиона-М» представляла собой модификацию системы «Лев» для АК-130. Сравнительно с калибром 130 мм 203-мм активно-реактивные, кассетные и управляемые снаряды обладали несравненно большими возможностями. Например, размер воронки фугасного снаряда от АК-130 составлял 1,6 м, а у «Пиона-М» — 3,2 м. Активно-реактивный снаряд «Пиона-М» имел дальность 50 км. Наконец, и СССР и США, сколько ни бились, не сумели создать 130-мм и 127-мм ядерные боеприпасы. Предельным калибром с 1960-х по сей день остается 152 мм. В 1976—1979 годах руководству ВМФ было отправлено несколько аргументированных «обоснований» преимуществ 203-мм пушки. Тем не менее «Пион-М» на вооружение не поступил.

Русский морской монстр

Но вот в интернете появился рисунок 152-мм двухствольной корабельной пушки с дульным тормозом под названием 152 mm Russian Naval Monster. Двухствольная схема позволила существенно уменьшить весогабаритные характеристики установки и увеличить темп стрельбы.

Данная артустановка спроектирована на базе разрабатываемой в настоящее время нижегородским ФГУП ЦНИИ «Буревестник» новой САУ «Коалиция СВ». Двухствольная система имеет единую для обоих стволов автоматику. Заряжаются стволы одновременно, а стреляют последовательно. Это сделано для повышения скорострельности при снижении массы.

Замечу, что еще в 1960-х конструкторы В.П. Грязев и А.Г. Шипунов спроектировали корабельную установку с двумя двухствольными 57-мм автоматами с темпом стрельбы по 1000 выстр./мин. А 152-мм двухстволка могла бы стать эффективным корабельным оружием первой половины XXI века.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2007).