РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Невероятный ВВА-14: вертикально взлетающая амфибия из СССР

Не многие в этой неведомой зверушке могут разглядеть не имеющий аналогов гидросамолет, бомбардировщик и торпедоносец одновременно, еще меньше узнают в алюминиевом чудище ВВА-14, единицы слышали про инженерный гений конструктора Роберта Бартини. Почему сейчас экзотический гидросамолет талантливого конструктора пылится в «полураздетом» виде на задворках подмосковного авиамузея? Давайте разбираться...
Невероятный ВВА-14: вертикально взлетающая амфибия из СССР

В самом начале 1960-х годов перед Советами остро встал вопрос безопасности государства. Обстановка меж двух держав и без того была напряженной, а тут еще американцы вооружились до зубов атомными подлодками специальной постройки типа «Джордж Вашингтон», которые оснащались двухступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами UGM-27A Polaris A-1.

Великий авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини успел отсидеть как "итальянский шпион". Заключение он отбывал вместе с А. Н. Туполевым в закрытом авиационном КБ тюремного типа «болшевская шарашка» (г. Королёв)

Примерно в это же время известный авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини, эмигрировавший в 1922 году в СССР из Италии, разрабатывает «Теорию межконтинентального транспорта земли». Она включала в себя оценку транспортной производительности судов, самолетов и вертолетов и была не только и не столько инженерной, сколько научной и даже философской. В результате многолетнего исследования Бартини определил, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать подобно вертолету (или с использованием воздушной подушки), имеющий грузоподъемность больших судов, и обладающий скоростью и технической оснащенностью самолетов. Словом, авиаконструктор задумал построить идеальный и практически невидимый для радаров аппарат для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым проектом конструктора в этом русле был опытный гидросамолет МВА-62. Результатами испытаний МВА-62 были довольны и инженеры, и партийные чины: амфибия совершала полет на скоростях, близких к скоростям обычного самолета, при этом поднимаясь выше, нежели суда на воздушной подушке или на подводных крыльях. Бартини дали зеленый свет на постройку полноценного продукта для серийного производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На ТАНКТ Бериева, куда Роберт Людвигович перебрался для воплощения в жизнь своего проекта в 1968 году, запланировали постройку трех аппаратов. Первому предстояло отработать все сценарии взлета и посадки (на воду, на сушу, пересеченную местность) и протестировать передвижение в режиме экраноплана. На втором аппарате планировали испытать вертикальный взлет и посадку. Третий должен был уметь и то, и другое, плюс обнаруживать подводные лодки и в целом иметь весь запланированный функционал.

Все шло по плану, первый образец вертикально-взлетающей амфибии или ВВА-14 был построен в 1972 году, а 4 сентября этого же года состоялся его первый полет в акватории Таганрогского залива Азовского моря. Этот и последующие 107 полетов ВВА-14 показали — аппарат годен и полностью соответствует техзаданию. ВВА-14 представлял собой высокоплан с поплавковым взлетно-посадочным устройством. Конструкция была выполнена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием из кадмиевых сталей. В носовой части фюзеляжа размещена трехместная кабина экипажа. В случае аварийной ситуации кабина отделялась от фюзеляжа, что обеспечивало спасение экипажа всех режимах полета без использования катапультных кресел. За кабиной экипажа размещался отсек силовой установки с дюжиной подъемных двигателей и отсек вооружения. В движение ВВА-14 приводила пара маршевых двухконтурных двигателей Д-30М тягой по 67 кН, установленных рядом в гондолах сверху центроплана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следом по плану шта отработка вертикального взлета. И тут начались проблемы. Теоретически, на аппарат планировались к установке 12 подъемных турбовентиляторных РД-36-35ПР тягой по 43 кН, но на практике Рыбинское КБ моторостроения, которое назначили ответственным за разработку этих моторов, затягивало строительство агрегатов. В 1974 году понимая, что обещанные двигатели ВВА-14 так и не получит, Бартини решает переделать свое детище в экранолет — то есть аппарат, способный функционировать и в режиме экраноплана, и в режиме самолета. Эта машина имела последнюю модификацию 14МП1. Бог с ним, с вертикальным взлетом: все, финишная прямая — еще чуть-чуть и ВВА-14 пойдет в серию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто знает, может амфибия и дошла бы до счастливого конвейерного будущего, пусть и без подъемных двигателей. Но 6 декабря 1974 года на 77 году жизни умирает главный подъемный двигатель проекта — Роберт Людвигович Бартини. Проект еще пару лет просуществует, пока его окончательно не закроют в 1976 году. не сказать, что у ВВА-14 были неразрешимые проблемы по инженерной части — от полета к полету единственный построенный прототип демонстрировал положительную динамику развития проекта. Но к тому моменту на вооружении военно-морского флота появились Ту-142 и Ил-38, которые решали большинство задач, возложенных на ВВА-14. Увы, так и не доведенный до конца проект потерял свою актуальность. Из машины подергали все оборудование, в прямом смысле подрезали крылья, а корпус передали Музею авиации в подмосковном Монино. И на том спасибо, могли отправить под пресс.

Загрузка статьи...