РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое поколения истребителей и откуда это понятие взялось

Каждый раз, когда в новостях пишут про военные самолеты возникает термин «поколение»: этот истребитель четвертого, а этот пятого, а кто-то уже и шестое собирается делать. Однако как только дело доходит до конкретных определений, выясняется, что на самом деле никакого единого стандарта или хотя бы консенсуса среди специалистов в авиационной отрасли нет.
Что такое поколения истребителей и откуда это понятие взялось

Сколько виртуальных копий было сломано в спорах является ли российский Су-57 истребителем пятого поколения или нет — не счесть. Можно сравнить разве что только с результатами аналогичных сетевых баталий на тему соответствия американского F-35 универсальному бренду «Fifth-generation jet fighter».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но если совсем немного начать погружаться в тему, то у особо впечатлительных лиц могут глаза на лоб вылезти: столько за 30 лет всяких теорий наворотили. И если говорить уж совсем начистоту, то как фирма-производитель свой продукт «обозвала», таким он на самом деле и является. То есть, раз «Сухой» утверждает, что Су-57 — пятое поколение, то так и есть. И F-35 тоже.

Запросы фронтов Второй мировой
Запросы фронтов Второй мировой Supermarine Spitfire в небе над Британией. 1938 год
В некоторые системы классификации включаются даже поршневые истребители, разработанные в конце 1930-х и середине 1940-х. Бесспорно, среди них были невероятно продвинутые чудеса инженерной мысли, но если затрагивать еще и эту веху развития авиации, можно “скатиться” и до межвоенного периода, а то и до братьев Райт.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Множество систем и ни одной единой

Как бы смешно это сейчас ни выглядело, но само понятие «поколение истребителей» появилось только в начале 1990-х, сразу на цифре «пять». ВВС США тогда как раз признали альянс авиапроизводителей во главе с «Локхид» победителями конкурса «Перспективный тактический истребитель» (Advanced Tactical Fighter, ATF) и в медиапространстве начали обсуждать разработку Lockheed Martin — прототип F-22 Raptor.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пионеры реактивной авиации
Пионеры реактивной авиации Messerschmitt Me 262A. 1945 год
На пьедестал условного первого поколения почти всегда помещаются первые реактивные боевые самолеты. Эксперименты авиаконструкторов с этой невероятно многообещающей технологией происходили еще во время Второй мировой войны, однако тогда довести до ума сложнейшие агрегаты никак не получалось. Почти всегда получившиеся модели существенно уступали поршневым истребителям по большинству показателей и только понимание всех перспектив реактивных двигателей не давало инженерам опустить руки. Типичные представители — Lockheed P-80 Shooting Star, Messerschmitt Me 262.

Красивый бренд «Fifth-generation jet fighter» возник с подачи маркетологов Lockheed Martin, да так и закрепился. Одновременно с этим среди экспертов и журналистов возникла вялотекущая дискуссия, а какие же тогда вообще поколения существуют и какие признаки характерны для каждого из них. Если кратко, то все авторитеты изгалялись кто во что горазд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Зачатки настоящего превосходства над поршневыми коллегами
Превосходство над поршневыми коллегами Восстановленный МиГ-15 на частном аэродроме в Калифорнии. 2007 год
В рамках “второго поколения” совершались первые попытки обуздать сложную аэродинамику трансзвукового и сверхзвукового полета, что вылилось в создание стреловидного крыла. Развитие радиоэлектроники привело к появлению радиоприцелов и инфракрасных головок самонаведения у ракет. Сколь-нибудь продолжительный полет на сверхзвуковой скорости был все еще слишком сложен и полноценных собственных радаров эти истребители почти никогда не имели, но поршневую авиацию уже оставляли далеко позади по всем параметрам. Типичные представители — МиГ-15, North American F-86 Sabre.

Наиболее полную классификацию реактивных боевых самолетов предложил историк ВВС США Ричард Халлион (Richard P. Hallion). Она состояла аж из шести этапов развития истребительной авиации, но при этом даже не включала в себя разработки позднее середины 1980-х. Однако, необходимость в каком-то консенсусе назревала, и уже в первые десятилетия XXI века появилось сразу несколько пересекающихся систем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бум технологий
Бум технологий Dassault Mirage III ВВС Израиля в музее. На борту 13 отметок о воздушных победах. 2010 год
К “третьему поколению”, как правило, относят первые истребители, способные долгое время (десятки минут) удерживать сверхзвуковую скорость, несущие на борту собственные полноценные радары и богатые наборы датчиков, высокоманевренные и умеющие выполнять сразу несколько функций (многоцелевые). Именно в этом поколении появились первые платформы вертикального взлета и посадки (“Харриер”), а также возможность применять вооружение дальше поля видимости (ракеты “выстрелил и забыл” и наводящиеся по целеуказанию с других самолетов). Типичные представители — McDonnell Douglas F-4 Phantom II, МиГ-23, Dassault Mirage III.

Самые известные из них созданы: порталом Aerospaceweb в 2004 году, изданием Air Force Magazine в 2006-м, автором ряда книг по истории авиации Джимом Винчестером (Jim Winchester) в его работе 2011 года «Реактивные истребители наизнанку» (Jet Fighters Inside & Out), а также Королевскими ВВС Австралии в бюллетене Центра развития воздушных сил 2012 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Основа сегодняшних ВВС
Основа сегодняшних ВВС Saab Gripen чешских ВВС. 2010 год
Самолеты “четвертого поколения” известны, пожалуй, каждому и стоят на вооружении всех крупных стран прямо сейчас. В них появились системы управления по проводам, пресловутая сверхманевренность (а значит и аэродинамическая нестабильность), индикаторы на лобовом стекле (проекции, ИЛС, HUD), широкая компьютеризация всех узлов и агрегатов, доплеровские радары стали обязательными, а скорость звука начали успешно преодолевать с более чем двухкратным запасом. Типичные представители — McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, Су-27, Saab JAS 39 Gripen

Все эти варианты классификации опираются на те или иные признаки, включающие в себя не только время появления самолетов, но и ряд характерных технологических новшеств. Наиболее радикально к этому подошел Air Force Magazine, определяя поколения через явные инженерные революции в авиастроении — начиная с самого реактивного двигателя на первом этапе, продолжая стреловидным крылом и сверхзвуком, а заканчивая лазерным оружием в недалеком будущем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Плюсы и половинки
Плюсы и половинки Два F/A-18 Super Hornet 31-й эскадрильи ВМС США. 2008 год
Последние несколько лет непосредственно о четвертом поколении мало кто говорит, обычно упоминаются некие 4+ или 4++, а то и вовсе 4,5. В эти категории “записывают” все глубоко модернизированные “четверки” или варианты их развития, не вписывающиеся в какие-то популярные требования к пятому поколению. Почти всегда представители данных “субпоколений” обладают развитой современной электроникой, множеством сенсоров, радарами с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), средствами РЭБ и умением работать в информационной сети из нескольких боевых единиц. Иногда к этому прибавляется использование радиопоглощающих материалов в конструкции, а также двигателей с управляемым вектором тяги. Типичные представители — Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Boeing F-15SE Silent Eagle, Су-35.

Кроме того, нельзя сбрасывать стоящие несколько поодаль национальные системы классификации. Они есть во Франции и Китае и привязаны к этапам развития собственной авиационной промышленности. Например, «китайских поколений» всего четыре, и в последнем как раз находится один J-20, который во всем мире условно причисляется к пятому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Заветная “пятерочка”
Заветная “пятерочка” Чэнду J-20 демонстрирует внутренние отсеки для вооружения на Airshow China 2018
Скажем так, в популярной культуре укоренилась следующая триада основных признаков истребителя “пятого поколения”: крейсерская сверхзвуковая скорость, сверхмалая заметность в инфракрасном и радиодиапазонах, а также сверхманевренность. Профессионально разбирающиеся в теме эксперты обязательно прибавляют к этому наличие мультиспектральных сенсоров с широким полем обзора и обязательную работу в информационной сети. Типичные представители (и единственные летавшие на данные момент) — Lockheed Martin F-22 Raptor (первый полет в 1997 году), Lockheed Martin F-35 Lightning II (2006), ПАК ФА Су-57 (2010), Chengdu J-20 (2011).

Рациональное зерно

Если абстрагироваться от личных предпочтений, то все вышеперечисленные классификации можно свести к одному принципу — каждое следующее поколение не обязательно радикально превосходит предыдущее на момент своего появления, но в своей основе содержит самые современные технологии. Таким образом, можно сделать вывод, что объективно истребителей было действительно не более пяти-шести «волн», обусловленных теми или иными новшествами, которые были на острие прогресса в период создания каждой модели. Причем четкую грань между «поколениями» зачастую провести либо сложно, либо невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Неизвестное будущее
Неизвестное будущее Концепт истребителя BAE Tempest
Конечно, про “шестое поколение” еще рано говорить что-то конкретное, но многие страны уже заявили о начале работ над ним. Помимо дальнейшего развития всех самых продвинутых характеристик предшественников, истребители будущего могут быть опционально пилотируемыми, вооружены лазерами или иным энергетическим оружием, а также способностью невероятно быстро менять свою роль (за считанные десятки минут).

Иными словами, любой разрабатываемый сейчас истребитель так или иначе относится к «пятому поколению», даже если он по каким-то критериям не соответствует той или иной классификации. Естественно, это справедливо только в том случае, когда при его создании используются основные достижения современной микроэлектроники, материаловедения, физики, аэродинамики и двигателестроения.

Загрузка статьи...