Гром с ясного неба: Поразить любую цель на земном шаре с запозданием не более часа

Программа Prompt Global Strike – что это, новая революционная система вооружений, способная поражать почти неуловимые цели, или же безответственная политика, грозящая спровоцировать начало ядерной войны?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Достаточно всего лишь прозрачного намека, поступившего через конфиденциальные каналы, тревожного шепотка, сообщившего о возможном запуске ракет с северокорейской территории или доставке партии биотоксинов в лагерь «Хесболлах» где-нибудь в Ливане, — и вся система начинает развертываться без задержки. Через сеть американской разведки информация распространяется по всему свету, пока не достигает Штаба стратегического командования США, Пентагона и, наконец, Белого дома. Тем временем где-то в Тихом океане на поверхность всплывает и приводится в боевую готовность одна из подлодок класса Ohio.

Поступает команда президента — в тот же момент одна из шахт подводной лодки посылает в небеса 65-тонную баллистическую ракету Trident II. За две минуты она успевает набрать скорость 6 км/с. Мощный двигатель выбрасывает ее далеко за пределы атмосферы, и она несется над материками и океанами, неуклонно приближаясь к цели. В верхней точке параболической траектории, по сути в открытом космосе, от ракеты-носителя отделяются четыре раздельные головные части, и каждая устремляется к Земле со скоростью более 20 000 км/ч. Прямо над целью головки взрываются, окатив ее ливнем рифленых вольфрамовых штырей, в 12 раз превосходящих по убойной силе обычную пулю калибра .50. Такой металлический смерч гарантированно уничтожит все живое на площади примерно 1 км².

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если стратеги из Пентагона добьются своей цели, на планете не останется ни пяди земли, защищенной от подобной неожиданной атаки. Но описанный здесь план лишь часть глобальной программы, которая постепенно развертывается еще с 1990-х. В военных кругах он получил название Prompt Global Strike, и число его сторонников растет на глазах. Отработка этого плана должна начаться с модернизации ракет Trident, а со временем в новой структуре будут задействованы очередное поколение самолетов и абсолютно новый вид оружия, впятеро превосходящий по быстродействию все, что имеется на сегодня в американских арсеналах. Одна из перспективных разработок — гиперзвуковой самолет-снаряд (крылатая ракета), который, согласно планам, должен достигать скорости 5 Махов (примерно 5800 км/ч). Генеральная задача плана в формулировке заместителя командующего в Стратегическом командовании США генерал-лейтенанта К. Роберта Келера такова: «иметь возможность в течение 60 минут нанести удар практически по любой точке на поверхности Земли».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Остается лишь один вопрос — можно ли провести такую акцию, не спровоцировав начало третьей мировой войны? Баллистические ракеты, заряженные вольфрамовой соломкой, выглядят в полете точно так же, как и самое страшное оружие в американском ядерном арсенале.

Раз — и в глаз

Военные убеждены, что в грядущую политическую эпоху им придется отвечать на возможные угрозы (действия террористических группировок, контрабандное ядерное или химическое оружие) предельно стремительно — в течение нескольких часов, а то и минут. «Мы умеем наносить прицельные удары, мы можем поражать врага на больших расстояниях, — говорит Келер, напрямую связанный с программой минобороны США Global Strike, — но сейчас на передний план выходит фактор времени».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ни один специалист по стратегии не забудет 20 августа 1998 года, когда боевая группа, базировавшаяся в Аравийском море на борту американского корабля «Авраам Линкольн», запустила крылатые ракеты «Томагавк» по учебному лагерю «Аль-Каиды», расположенному в Восточном Афганистане. Целью было физическое уничтожение Усамы бен Ладена. Разогнавшись до скорости 880 км/ч, ракеты за два часа проделали 1760-километровый путь, однако бен Ладена на месте уже не было. Если верить Ричарду А. Кларку, бывшему главе американских антитеррористических сил, удар запоздал меньше чем на час.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американские военные уже давно располагают оружием, способным уничтожить все что угодно за считаные минуты — ракетами с ядерными боеголовками. Они специально разрабатывались для того, чтобы сдерживать советскую угрозу, а сейчас американских стратегов заботит вопрос, насколько адекватна имеющаяся в их распоряжении ядерная мощь. Накачанная за годы «холодной войны» мускулатура оказалась непригодна для решения современных задач. Неужели в ответ на очередное выступление террористов мы решимся стереть Тегеран с лица земли? Или убить миллионы китайцев в ответ на захват Тайваня? Разумеется, никто на это не пойдет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2001 году стратеги из министерства обороны США приступили к поиску таких мер, которые позволили бы почти моментально разделаться с врагом, не давая повода для глобальной ядерной бойни. Большая часть предполагаемых решений (здесь и беспилотные бомбардировщики, и сверхскоростные крылатые ракеты, и несущие дежурство в космосе гиперзвуковые планеры) подразумевает как минимум 10 лет на разработку. С другой стороны, ВМФ США начиная с 1993 года уже провел множество успешных испытаний ракет Trident с неядерной боеголовкой. Cтратеги считают, что, вложив несколько сотен миллионов долларов, можно уже через два года получить первые готовые к бою подлодки в системе Prompt Global Strike.

Ракета Trident стоимостью $60 млн. при использовании с неядерной боеголовкой должна иметь гораздо более высокую точность наведения, чем в ядерном варианте. Отделяемые боеголовки еще в открытом космосе могут включиться в систему GPS-навигации. Войдя в атмосферу, они наводятся на цель с помощью подруливающих крыльев. Ракета класса Trident II имеет дальность полета 6000 морских миль (10 800 км), так что подводный ракетоносец, вооруженный такими снарядами, способен держать под угрозой целый континент.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двусмысленные шуточки

Предложение использовать межконтинентальные ракеты подобным образом сразу же попало под огонь критики — как со стороны Конгресса США, так и со стороны независимых аналитиков. Ни у кого не вызвало сомнений обещание, что в техническом плане модернизированные ракеты Trident способны удовлетворить требованиям программы Global Strike. Скорее, дело в том, что Пентагон не выдвинул объяснений, как это оружие будет использовано и кого он видит в качестве основных мишеней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-первых, встает вопрос о работе разведки. Если президент впервые в истории отважится дать команду на удар силами межконтинентальных баллистических ракет, ему потребуется абсолютная уверенность в том, что информация не ложная. На сегодня разведслужбы США способны предоставлять руководству лишь отрывочные сведения — и то в лучшем случае. 19 марта 2003 года американцы выпустили 40 крылатых ракет по трем точкам неподалеку от Багдада в надежде убить Саддама Хусейна и несколько других фигур из высших военных чинов. В результате оказалось, что иракский руководитель не был обнаружен ни в одном из этих трех мест, зато погибло по крайней мере 12 человек, и мы так и не узнали, кто они — простые мирные жители или кто-то из свиты Саддама.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Атака была сорвана, хотя вся эта территория находилась под контролем союзнических сил. В основу проекта Prompt Global Strike заложен куда более темный сценарий. «Позвольте мне говорить напрямую, — объясняет Джеффри Льюис, аналитик по вопросам ядерной энергетики и ядерного оружия из Гарвардского университета. — Допустим, у нас имеются всеобъемлющие, достоверные оперативные разведданные касательно интересующего нас района, но наших войск поблизости нет. И тут — о чудо! — в нужной точке всплывает готовая к запуску подлодка. Полагаю, что вероятность такой ситуации не слишком велика».

Но это еще только цветочки — гораздо сложнее будет объяснить, как мы запустим Trident, пусть даже и без ядерной головки, и при этом избежим кризиса несравненно более серьезного, чем тот, против которого все это затевалось. Согласно планам ВМФ США, снаряжение подлодки класса Ohio должно включать две ракеты Trident II с неядерными головками и 22 — с ядерными. (Весь флот подводных лодок такого класса должен быть сокращен с 18 кораблей до 14, причем 12 из них должны постоянно нести боевое дежурство.) Для стороннего наблюдателя ракеты с ядерным и с неядерным боезарядом выглядят абсолютно идентично — одинаковые размеры, одна и та же скорость, запуск из одной и той же точки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так сложилось, что американские ракеты на пути к цели пролетают над Северным полюсом. Наиболее вероятные мишени в контексте программы Prompt Global Strike — это Северная Корея или Иран. Обе страны расположены к югу от России и Китая — значит, на определенных фазах траектория ракет при запуске через полюс будет пролегать над их территориями. «В течение десятков минут в ходе полета этих снарядов наблюдателям будет представляться, что ракеты нацелены на объекты в этих странах», — говорится в аналитической записке Конгресса. Последствия могут оказаться роковыми. «Запуск такой ракеты, — говорит президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 2006 года, — может спровоцировать неадекватный ответ со стороны одной из ядерных держав и привести к полномасштабному контрудару с использованием стратегических ядерных сил».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ядерная безопасность

Военно-морские авторитеты и Стратегическое командование пытаются выдвинуть хоть сколько-нибудь убедительные аргументы в ответ на то, что сенатская комиссия по вооруженным силам сформулировала как «вопросы ядерной двусмысленности», порожденные программой Prompt Global Strike. Военные предлагают для неядерного удара размещать подлодки в одних точках, а для ядерного — в других. (Отметим, что при этом теряется возможность нанесения внезапного удара.) Еще предложение — горячая линия связи с Москвой и Пекином: так можно предупредить о неядерной атаке руководство заинтересованных держав. Допустим, но поверят ли они на слово? Кроме того, они могут и предупредить своих союзников в Тегеране или Пхеньяне, чтобы те успели убраться из-под удара.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бывший министр обороны Дональд Рамсфельд на недавней пресс-конференции признался, что совсем не комплексует по этому вопросу. «Не пройдет и 30 минут после попадания в цель, — сказал он, — и все в мире поймут, что посланная боеголовка была неядерной». Конгресс США явно не разделяет подобной самоуверенности. Белый дом и Сенат обязали Пентагон подготовить какие-нибудь более убедительные аргументы. Иначе им не видать тех $127 млн., которые они запросили в бюджете нынешнего года на модернизацию неядерного варианта ракеты Trident.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Верхом на волне

Некоторым авторитетам в министерстве обороны США хотелось бы противопоставить ракетам Trident более радикальное решение — некий новый, экзотический, высокотехнологичный аппарат, способный в погоне за увертливым врагом обогнать любой из ныне существующих снарядов подобного класса. Если этот тип оружия оправдает возложенные на него надежды, Пентагон сможет наносить стремительные удары, не рискуя спровоцировать ядерную войну.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На журнальном столике в кабинете Марка Льюиса, главного научного консультанта при военно-воздушных силах США, стоит модель этого аппарата. Называется он X-51 WaveRider и в реальности должен достигать 4,2 метра в длину. Клинообразный нос, короткие крылышки где-то на середине корпуса, расположенный под брюхом воздухозаборник — все это создает образ то ли космического корабля, то ли фантастического боевого снаряда. По расчетам, он должен лететь почти в семь раз быстрее, чем «Томагавк», так что перелет из Аравийского моря до Восточного Афганистана занял бы всего 20 минут. Цель он может разрушить одной только собственной кинетической энергией. Испытательные полеты этого аппарата запланированы на 2008 год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гиперзвуковые скорости (выше 5 Махов, то есть примерно 6000 км/ч) сопряжены со столь немыслимыми уровнями давления, механическими нагрузками и температурами, что управлять полетом аппарата представляется практически невозможным. Подобных скоростей до сих пор могли достигать только баллистические ракеты и космические корабли, когда с ревом ракетных двигателей они вырывались в открытый космос, а потом вонзались обратно в атмосферу.

Суть конструкции X-51 состоит в том, что некоторые из самых неудобоваримых факторов гиперзвукового полета разработчики попытались превратить в преимущества. Когда аппарат на гиперзвуковой скорости разрывает окружающий воздух, вокруг него возникает цепочка ударных волн. Один только этот эффект способен разрушить летательный аппарат. Однако Х-51 рожден для того, чтобы «оседлать волну». Его острый, зубилообразный нос рассчитан так, чтобы ударная волна отходила от него под строго заданным углом. Все избыточное давление должно быть направлено под летательный аппарат, создавая подъемную силу. Но главное — ударные волны сжимают поступающий в двигатель воздух, задавая режим работы двигателя Х-51.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потомок рекордсменов

По размеру и пропорциям этот аппарат аналогичен снаряду «воздух-земля» Joint Air-to-Surface Standoff Missile, так что его можно подвесить под бомбардировщик В-52 или даже под реактивный истребитель. Для работы его двигателя годится стандартное топливо JP-7, которое используется для обычных авиадвигателей, — благодаря этому нюансу аппарат легко вписывается в уже существующие логистические цепочки обслуживания военных аэродромов. Х-51 будет изготавливаться из привычных сплавов и не предполагает использования каких-либо экзотических материалов. Сама технология изготовления этого революционного двигателя выглядит вполне реалистично. В 2004 году агентство NASA при испытании модели Х-43 (прототипа Х-51) побило рекорд скорости (см. «ПМ» №11'2005).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В завершающем испытательном полете этот четырехметровый аппарат достиг скорости 11 200 км/ч, а это почти 10 Махов. Иначе говоря, аппарат Х-51 уже нельзя считать просто лабораторной испытательной установкой — с самого начала он был нацелен на практическое применение. В ВВС США уверены, что этот аппарат не подведет.

Отсюда еще не следует, что новый снаряд Х-51 уже окончательно победил в конкуренции с привычной ракетой Trident. Дальность его действия всего 1080 км, причем сначала его нужно поднять в воздух с помощью самолета, затем разогнать бустером, работающим на ракетном топливе, и только после этого у него запустится собственный гиперзвуковой двигатель. Если же запланированный на 2008 год испытательный полет завершится успехом, Х-51 окажется первым помимо баллистической ракеты военным аппаратом, способным летать на гиперзвуковых скоростях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поменьше путаницы

Вполне очевидно, что вариант Prompt Global Strike с использованием баллистических ракет Trident II рассчитан на «кнопочную войну», то есть такую войну, которую ведут прямо из Белого дома. Здесь предполагается, что у США за границей почти нет ни союзников, ни военных баз, с которых можно было бы нанести удар. Все решения должны приниматься в большой степени в обход начальства на местах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй, альтернативный сценарий предполагает, что вооруженные силы США действуют примерно так же, как и сейчас, но только быстрее. Вот здесь и должны помочь гиперзвуковые аппараты. Стоит только поднять в воздух самолет с Х-51 на борту, и командование сможет за считаные минуты поразить цели, удаленные на многие сотни километров. Появляется возможность мгновенно реагировать на любую новую информацию. Подводным лодкам уже не требуется выходить на позиции, оптимальные для старта ракет. Разведчикам не придется впопыхах лететь на родину, чтобы добиться аудиенции в «овальном кабинете». Ложная информация повлечет за собой лишь промахи местного значения. И главное, Х-51 никак не спутаешь с ядерной боеголовкой, этот снаряд не будет носиться над территорией ядерных держав, провоцируя их на ответные действия. Как отмечает Льюис, планируя целенаправленный удар, «мы не должны опасаться, что развяжем третью мировую войну».

Полная доводка гиперзвуковой техники потребует больше времени, чем модернизация неядерных ракет Trident, но тем не менее в арсенале системы Global Strike разумнее было бы предусмотреть аппараты типа Х-51 и другие аналогичные типы оружия. Как ни крути, а этот вариант снижает вероятность катастрофы, обусловленной самым опасным элементом всей программы — «человеческим фактором».