Действительно, скрыть корабль на монотонном фоне моря крайне сложно, а часто и просто невозможно. Но вот ввести противника в заблуждение и заставить его принять неверное решение порой получается.
Принцип «матрешки»
В годы Второй мировой войны на бортах крупных кораблей, окрашенных в светло-серый цвет, иногда рисовали темно-серой краской корабль меньших размеров. Или наоборот — на темном фоне светлый корабль. С приближающегося торпедного катера или самолета торпедоносца казалось, что близко к линкору движется какой-то мелкий корабль, закрывая его частично своим корпусом. Иногда это заставляло торпедоносец отказаться от атаки, поскольку торпеда могла поразить малоценную цель и задача была бы не выполнена.
Известно, что подводная лодка знаменитой итальянской 10-й флотилии МААС (боевые пловцы князя Боргезе), уничтожившая несколько английских линкоров и крейсеров прямо в базах, была окрашена в светло-серый цвет, а на рубке и части корпуса был темной краской нарисован небольшой пароход, идущий в обратном направлении. Осталось, правда, неизвестным — помог ли этот камуфляж лодке.
Германия в период войны среди других крупных кораблей имела два линкора — «Бисмарк» и «Тирпиц». Это были настолько мощные корабли, что они выполняли свою задачу, не выходя из гавани. Например, гибель союзнического конвоя PQ-17 была напрямую связана с одним только известием, что «Тирпиц» вышел на перехват конвоя. «Храбрые» английские корабли конвоя тут же побросали транспорты и поспешно отошли в свои гавани, и грузовые суда стали легкой добычей немецких бомбардировщиков и подводных лодок.
Главной задачей экипажей немецких линкоров было уберечь корабли от вражеских глаз. Англичане с чисто британским упорством искали эти морские занозы, так им мешавшие. «Бисмарк» и Тирпиц» прятались в гаванях. В частности, «Тирпиц» отстаивался в норвежских фьордах. Раскраска корабля в оскольчатый трехтональный камуфляж делала его почти незаметным на фоне скал. Да и вообще в сумрачной туманной Северной Атлантике резкие контрастные ломаные линии камуфляжа могли сбить наблюдателей с толку. Время от времени, в зависимости от времени года и характера окружающей местности, рисунок камуфляжа несколько менялся.
Однако этот камуфляж затруднял идентификацию линкоров лишь при наблюдении с уровня воды или с небольшой высоты. От наблюдения сверху с помощью аэрофотосъемки он не спасал. За движущимся кораблем остается отлично заметный сверху белый пенистый след. По его ширине дешифровщики снимков легко определяют класс корабля, а по его длине — скорость. На стоянке же на фоне монотонной темной водной поверхности корабль выделяется многочисленными внутренними контурами (надстройки, орудийные башни, трубы). Их легко можно исказить на фоне земной поверхности, но не на фоне моря.
Поэтому и сегодня военные корабли всех морских держав окрашены одинаково — в светло-серый цвет. Иногда его называют «серый дикий», иногда «шаровый». Только этот цвет моряки признали в какой-то мере маскирующим. Тем не менее очень часто на кормовой палубе можно видеть четко заметный белый круг с буквой «Н» — знак, обозначающий место посадки вертолета. Для моряков куда важнее безопасная посадка на корабль своего вертолета, нежели сомнительная возможность спрятать корабль на фоне моря.