Есть в романе одно замечательное место, где описывается обычное для казаков владение шашкой обеими руками: «Он вел коня на выбранного противника, как и обычно все, заходя слева, чтобы правой рубить; так же норовил и тот, который должен был сшибиться с Григорием. И вот, когда до противника оставался какой-нибудь десяток саженей и тот уже свешивался набок, занося шашку, Григорий крутым, но мягким поворотом заходил справа, перебрасывал шашку в левую руку. Обескураженный противник меняет положение, ему неудобно рубить справа налево, через голову лошади, он теряет уверенность, смерть дышит ему в лицо... Григорий рушит страшный по силе удар с потягом». Кстати, реальный прототип Григория Мелехова, казак станицы Вешенской Харлампий Ермаков, был отчаянным рубакой, владевшим шашкой в совершенстве обеими руками. Конем управлял одними шенкелями, врезаясь в ряды врагов с двумя шашками в каждой руке, орудуя ими справа и слева.
Утерянное искусство
Искусство владения шашкой, считает Мухтарбек Кантемиров, на сегодня можно считать почти утерянным. Дело в том, что все народы, у которых оно практиковалось, после революции вошли в СССР, где само владение холодным оружием, особенно в 1930-е годы, приравнивалось к тяжелейшему преступлению. А ведь опытные бойцы, напомним, тренировались часа по три в день. Опять же шашка — такое оружие, которым дома и в закрытых помещениях особо не помашешь. В итоге менее чем за сто лет мы лишись уникального искусства, принесшего нашим дедам славу, а нашему государству — многочисленные победы. Остается пожалеть, что мы не японцы, не только сохранившие свою школу фехтования, но и распространившие ее на весь мир. В том числе и на Россию.
В материале использованы фрагменты из статьи Игоря Минаева «Оружие Тихого Дона» («Прорез» №3'2006).