Танк с ракетным ускорением или амфибия с движками от турбореактивного самолета — это вовсе не фантастика, а трудовые будни советских военных испытателей. Прямо как в анекдоте: летает, только низенько-низенько. Собственно, разобравшись в сути вопроса понимаешь, для каких целей был поставлен этот эксперимент, и почему он провалился. Но сама по себе идея, согласитесь, красивая.

По одной из задумок советских инженеров, танк с ракетами, установленными на бортах корпуса, должен был превратиться в совершенно неуязвимую боевую машину, обеспечивая движение наземных войск даже в самых непроходимых условиях. Для этого на основной танк советской армии образца середины 1950-х годов — Т-55 — установили всего навсего ракетные движки от зенитной ракетной системы «Стрела-2» (примерно по восемь с каждой стороны и еще четыре на корме).

Бездорожье для танков серьезное препятствие, в чем прекрасно убедились немецкие танкисты во время Второй мировой войны. В таких условиях ракетные двигатели дают необходимый импульс с невероятным ускорением, чем уже вовсю пользуются в авиации: система JATO (Jet Assisted Take Off) применяет ракеты для моментального ускорения самолетов до скорости взлета или для их быстрой остановки. Это в теории должно было решить одним махом сразу тучу проблем езды бронетехники в распутицу, которая постоянно вязла в раскисшем грунте. Ракетные двигатели обеспечивали направленное движение, запросто двигая машину весом более 40 тонн вперед даже по самой непролазной грязи.

Теория красивая, на практике же все оказалось иначе. Инновационная модернизация танка не предполагала даже малейшего управления боевой машиной во время работы ракетных ускорителей: ни рулить, ни регулировать дальность хода системы не представлялось возможным. Выставили танк в необходимом направлении, нажали «вкл», и только держись! Но это не все. Существовала большая опасность того, что во время боя ракеты могли повредиться, что не обещало ничего хорошего: либо взрыв, либо внеочередной запуск сразу всех ракет. Система так и не была введена в эксплуатацию, в том числе из-за сложностей, связанных с управлением ракетами, и по причине чересчур высокой цены доработки.

Другая не менее безбашенная идея — установка в верхней части ПТ-76 (плавающий танк) двух авиационных двигателей от Як-40 АИ-25 разработки запорожского КБ «Прогресс» массой по 380 кг и тягой в 1 500 кг/с каждый. С такой силовой установкой амфибия, которую прозвали «макет015» запросто взбиралась на крутой подъем, гоняла по пересеченке и в теории могла оперативно выйти на боевой рубеж или выйти из под артиллерийского огня. Идея куда более практичная, чем с ракетными движками, но все так же сложно реализуемая и экономически не обоснованная. Плюс здоровенная надстройка на крыше сводила к минимуму огневой потенциал ПТ-76 и делала его более уязвимым.

Несмотря на то, что подобной техникой вовсю занимался целый особый отдел, ни один, ни другой проект не пошел дальше концептов. Недостатки этих машин оказались фатальными, да и модернизация влетала в копеечку. Но это не значит, что инженеры после неудачных испытаний забросили все идеи «в стол». Приобретенный опыт лег в основу танка Т-80 — боевой машины с единой газотурбинной силовой установкой мощностью в 1000 л.с. Этот танк тоже не лишен недостатков: он прожорливый, сложный в эксплуатации и дорогой. Но и достоинства у него имеются: оперативная готовность при экстремально низких температурах занимает всего три минуты, лучшие показатели на бездорожье в сравнении с дизельными собратьями.