Наземный беспилотник “Уран-9”: куча проблем или достоинств?

Снижение потерь личного состава — задача не менее важная для военно-промышленного комплекса, чем сама вооруженность. Потеря техники в любом случае восполнима, потеря солдата — нет. По этой причине многие армии уже ведут разработки в направлении робототехники. Шквал критики и нехватка технологий, по мнению многих экспертов, не помешали в прошлом году российской армии принять на вооружение боевой многофункциональный робототехнический комплекс “Уран-9”. Чего же в нем больше — достоинств или недостатков?
Наземный беспилотник “Уран-9”: куча проблем или достоинств?

Ударная мощь гусеничного робота впечатляет. В его подвижной башне установлена 30-мм пушка 2А72 с двухленточным питанием и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Боекомплект пушки — 200 снарядов. В отличие от модели 2А42 у пушки-робота значительно меньший темп стрельбы (300-330 выстрелов в минуту) и заметно худшая кучность, что с лихвой компенсируется подвижностью ствола. Боеприпасы к ней есть двух видов: осколочно-фугасные и бронебойные.

Также на “Уран-9” установлены четыре противотанковых управляемых ракеты “Атака” (бронепробиваемость 900-950 мм за динамической защитой), разработанные на базе ракеты 9М114 «Кокон» комплекса “Штурм”, которые ставят на гусеничный тягач МТ-ЛБ. На верхней части по бокам башни установлена дюжина реактивных огнеметов “Шмель-М” (по шесть штук с каждой стороны). Весь комплекс вооружения позволяет поражать ракетным оружием крупные цели на расстоянии до пяти километров. Что примечательно: вооружение “Уран-9” построено по модульному принципу, то есть легко адаптируется под конкретные задачи заказчика.

Гусеничное шасси 12-тонного робота — собственная разработка нахабинского «766 Управления производственно-технологической комплектации», которому поручили проектировку и производство комплекса “Уран-9”. От использования готового гусеничного шасси от какой-нибудь самоходки решили отказаться, так как в машине, на борту которой находятся люди, есть ряд технических излишеств, которые беспилотнику ни к чему. Силовая установка робота — 400-сильный турбодизельный агрегат от КаМАЗа. Это позволяет “Урану-9” передвигаться по любой поверхности на скорости до 35 км/ч. Есть информация, что в будущем на беспилотник будут ставить более производительную дизель-электрическую гибридную силовую установку. 

Разумеется, “Уран-9” это не одна машина. Весь комплекс состоит из двух роботов разведки и огневой поддержки, подвижного пункта управления, средства транспортировки и семи человек обученного персонала. Радиус действия — три километра.

В 2018 году “Уран-9” побывал на боевых испытаниях в Сирии, откуда вернулся с огромным количеством выявленных недостатков. Ограниченная подвижность, малая огневая мощь, отвратительное управление и слабые наблюдательные функции — вот далеко не полный перечень претензий. Недовольные военные резюмировали: в ближайшие лет 10 подобные комплексы будут не в состоянии выполнять задачи в условиях боевых действий.

В ходе испытаний недоработки ходовой части оборачивались частым выходом из строя направляющих и опорных катков гусениц, что для такой техники практически стопроцентное обездвиживание. Основная пушка работала крайне нестабильно и зачастую срабатывала с большой задержкой, что в боевых условиях недопустимо. Другим существенным недостатком, помимо малой скорости хода (у ближайшего американского конкурента Black Knight максимальная скорость вдвое выше) и низкой реакции на манипуляции оператора, военные считают невозможность вести огонь в движении. Да и вместо обещанных трех километров, рабочий радиус действия “Уран-9” оказался не больше пары километров.

При этом ряд зарубежных экспертов считает, что российские инженеры в плане военной робототехники продвинулись немного дальше своих западных коллег. Да, направление еще сырое, но специалисты по робототехнике уверены, что “Уран-9” своеобразный задел для совершенствования всего направления наземных беспилотных комплексов.