«Изумление было полным»: немцы рассказали о своих впечатлениях после встречи с советскими танками

Мы уверены, что еще не раз вспыхнут дискуссии ученых и любителей военной истории о соотношении боевых качеств советской и немецкой бронетехники. В этой связи интересно будет вспомнить, какими видели и как оценивали советские танки наши противники – немецкие военачальники. Эти мнения вряд ли могли быть полностью объективными, но оценка врага без сомнения заслуживает внимания.
«Изумление было полным»: немцы рассказали о своих впечатлениях после встречи с советскими танками

К началу кампании против Советского Союза немецкие военные имели смутные представления о советских бронетанковых войсках. В высших кругах Третьего рейха считалось, что немецкие танки в качественном отношении стоят выше советских. Гейнц Вильгельм Гудериан в своих «Воспоминаниях» писал: «К началу вoйны против России мы думали, что можем рассчитывать на техническое превосходство наших танков над известными нам в то время типами русских танков, что могло бы до некоторой степени сократить известное нам значительное численное превосходство русских».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой известный немецкий танкист Герман Гот так оценивал советские бронетанковые силы перед началом Великой Отечественной: «Русские бронетанковые войска были сведены в механизированные бригады и несколько танковых дивизий. Танковых корпусов еще не было. Только некоторым стрелковым дивизиям были приданы устаревшие танки. Отсюда вывод, что Россия еще не усвоила опыта оперативного использования крупных танковых соединений. Превосходила ли наша танковая пушка по пробивной способности и дальности стрельбы орудия русских танков — на этот вопрос нельзя было ответить определенно, но мы на это надеялись».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танкисты
Михаил Ефимович Катуков стал одним из первых советских военачальников, нанесших врагу болезненные танковые удары. В октябре 1941 года танковая бригада Катукова уничтожила колонну немецкой 4-й танковой армии. В апреле 1945-го танки командарма Катукова вошли в Берлин.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все-таки одно обстоятельство заставило немцев задуматься о том, что РККА может обладать более совершенными конструкциями танков, чем образцы, находящиеся на вооружении вермахта. Дело в том, что весной 1941 года Гитлер разрешил советской военной комиссии осмотреть немецкие танковые училища и танковые заводы, приказав все показать русским. Известно, что, осматривая немецкий танк Т-IV, наши спецы упорно не хотели верить, что у немцев нет более тяжелых танков. Настойчивость комиссии была столь велика, что немцы серьезно задумались и пришли к выводу о наличии у СССР более тяжелых и совершенных танков. Однако эйфория от легких побед в Польше и на Западе заглушила одиночные голоса некоторых специалистов, указывавших на то, что боевой потенциал Советской армии, в том числе и ее бронетанковых войск, сильно недооценен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танкобоязнь

Танки Гудериана впервые столкнулись с Т-34 2 июля 1941 года. В своих «Воспоминаниях» генерал писал: «18-я танковая дивизия получила полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т-34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы». Впрочем, тогда Т-34 и КВ применялись большей частью разрозненно, без поддержки пехоты и авиации, поэтому их отдельные успехи терялись на общем фоне печального положения советских войск в первые месяцы военных действий.

Танки
«Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок вперед в области танкостроения. Благодаря тому, что им удалось хорошо засекретить все свои работы по выпуску этих танков, внезапное появление новых машин на фронте произвело большой эффект... Своим танком Т-34 русские убедительным образом доказали исключительную пригодность дизеля для установки его на танке» (генерал-лейтенант Эрих Шнейдер).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Т-34 и КВ начали массово использоваться лишь в начале октября 1941 года в битве за Москву. 6 октября бронетанковая бригада Катукова, оснащенная Т-34 и КВ, нанесла удар по 4-й немецкой танковой дивизии, входившей в состав 2-й танковой армии Гудериана, заставив ее пережить «несколько скверных часов» и причинив ей «чувствительные потери». Не развивая первоначального успеха, Катуков отступил, благоразумно решив, что сохранение бригады важнее, чем ее героическая гибель в борьбе против целой танковой армии противника. Гудериан так описал это событие: «Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось отложить». Следующее упоминание о Т-34 Гудериан делает уже через два дня. Его строки полны пессимизма: «Особенно неутешительными были полученные нами донесения о действиях русских танков, а главное, об их новой тактике. Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях. Например, наш танк Т-IV со своей короткоствольной 75-мм пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк
В предвоенный период немецкие военачальники не знали, что СССР располагает тяжелыми танками КВ-1 и КВ-2 (с большой башней и 152-мм гаубицей), и встреча с ними стала сюрпризом.

Другой довольно известный немецкий танкист Отто Кариус в своей монографии «Тигры в грязи. Воспоминания немецкого танкиста» также не скупился на комплименты Т-34: «Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки Т-34! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка? Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца военного конфликта. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас? В то время 37-мм пушка все еще была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезет, мы могли попасть в погон башни Т-34 и заклинить его. Если еще больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация! Единственный выход оставляло 88-мм зенитное орудие. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка. Поэтому мы стали с высочайшим уважением относиться к зенитчикам, которым до этого от нас доставались лишь снисходительные улыбки».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танки
Танки ИС-2 оказались достойными соперниками «Тигров».

Еще более выразительно описывает преимущество Т-34 над немецкими танками инженер и генерал-лейтенант Эрих Шнейдер в своей статье «Техника и развитие оружия в вoйне»: «Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный танк был вооружен 76,2-мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5−2 тысяч метров, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 м, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части танка Т-34. Толщина лобовой брони немецких танков равнялась 40 мм, бортовой — 14 мм. Русский танк Т-34 нес лобовую броню 70 мм и бортовую 45 мм, причем эффективность прямых попаданий в него снижалась еще за счет сильного наклона его броневых плит».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не укрылись от немцев и некоторые недостатки знаменитого советского танка: «И все же новый русский танк имел один крупный недостаток, — писал Шнейдер. — Его экипаж был крайне стеснен внутри танка и имел плохой обзор, особенно сбоку и сзади. Эта слабость была вскоре обнаружена при осмотре первых подбитых в бою танков и быстро учтена в тактике наших танковых войск». Приходится признать, что в определенной мере немцы оказались правы. Чтобы достичь высоких тактико-технических показателей Т-34, приходилось чем-то жертвовать. Действительно, башня Т-34 была тесной и некомфортной. Однако теснота внутри танка окупалась его боевыми качествами, а значит, и спасенными жизнями членов его экипажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О том, какое впечатление на немецкую пехоту произвел Т-34, свидетельствуют следующие слова генерала Гюнтера Блюментрита: «...И вдруг на нас обрушилась новая, не менее неприятная неожиданность. Во время сражения за Вязьму появились первые русские танки Т-34. В 1941 году эти танки были самыми мощными из всех существовавших тогда танков. С ними могли бороться только танки и артиллерия. 37- и 50-мм противотанковые орудия, которые тогда состояли на вооружении нашей пехоты, были беспомощны против танков Т-34. Эти орудия могли поражать лишь русские танки старых образцов. Таким образом, пехотные дивизии были поставлены перед серьезной проблемой. В результате появления у русских этого нового танка пехотинцы оказались совершенно беззащитными». Эти слова он подтверждает конкретным примером: «В районе Вереи танки Т-34 как ни в чем не бывало прошли через боевые порядки 7-й пехотной дивизии, достигли артиллерийских позиций и буквально раздавили находившиеся там орудия. Понятно, какое влияние оказал этот факт на моральное состояние пехотинцев. Началась так называемая танкобоязнь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк
Во внешнем облике немецкого танка нового поколения Pz V Panther можно было увидеть черты схожести с Т-34. Прежде всего это углы наклона брони корпуса и башни, использование больших катков ходовой части и широкие гусеницы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тяжелый аргумент

О советских тяжелых танках КВ, ИС немецкие генералы и офицеры писали гораздо меньше, чем о Т-34. Вероятно, это было связано с тем, что их выпущено было куда меньше, чем «тридцатьчетверок».

1-я танковая дивизия, входившая в группу армий «Север», столкнулась с КВ через три дня после начала военных действий. Вот что говорится в журнале боевых действий этой дивизии: «Наши танковые роты открыли огонь с расстояния в 700 м, но он оказался неэффективным. Мы сблизились с противником, который со своей стороны невозмутимо двигался прямо на нас. Вскоре нас разделяло расстояние в 50−100 м. Началась фантастическая артиллерийская дуэль, в которой немецкие танки не могли добиться никакого видимого успеха. Русские танки продолжали наступать, и все наши бронебойные снаряды просто отскакивали от их брони. Возникла опасная ситуация прорыва советских танков через боевые порядки нашего танкового полка к позициям немецкой пехоты в тыл наших войск... В ходе сражения нам удалось повредить несколько советских танков, используя специальные противотанковые снаряды с расстояния от 30 до 50 м».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк
На начальном этапе военного столкновения средний танк PzKpfw IV (или просто Pz Iv) оставался самым тяжелым немецким танком. Его 75-мм пушка с длиной ствола в 24 калибра имела низкую начальную скорость снаряда и, соответственно, меньшую пробиваемость брони, чем пушка аналогичного калибра, установленная на Т-34.

Франц Гальдер в своем «военном дневнике» от 25 июня 1941 года сделал любопытную запись: «Получены некоторые данные о новом типе русского тяжелого танка: вес — 52 т, лобовая броня — 37 см (?), бортовая броня — 8 см. Вооружение — 152-мм пушка и три пулемета. Экипаж — пять человек. Скорость движения — 30 км/ч. Радиус действия — 100 км. Бронепробиваемость — 50 мм, противотанковая пушка пробивает броню только под орудийной башней. 88-мм зенитная пушка, видимо, пробивает также бортовую броню (точно еще неизвестно). Получены сведения о появлении еще одного нового танка, вооруженного 75-мм пушкой и тремя пулеметами». Так немцам представлялись наши тяжелые танки КВ-1 и КВ-2. Явно завышенные данные по бронированию танков КВ в немецких источниках свидетельствуют о том, что немецкие противотанковые пушки оказались бессильными против них и не справились со своей основной обязанностью. Вместе с тем, в записи от 1 июля 1941 года Франц Гальдер отметил, что «во время боев последних дней на стороне русских участвовали, наряду с новейшими, машины совершенно устаревших типов». Какие именно типы советских танков имелись в виду, к сожалению, автор не пояснял.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позднее Гальдер, описывая средства борьбы против наших КВ, писал следующее: «Большинство самых тяжелых танков противника было подбито 105-мм пушками, меньше подбито 88-мм зенитными пушками. Имеется также случай, когда легкая полевая гаубица подбила бронебойной гранатой 50-тонный танк противника с дистанции 40 м». Любопытно, что ни 37-мм, ни 50-мм противотанковые немецкие пушки вообще не упоминаются как средство борьбы против КВ. Отсюда следует вывод, что они оказались беспомощны против советских тяжелых танков, за что немецкие солдаты прозвали свои противотанковые пушки «армейскими хлопушками»!

Гитлер
Гейнц Вильгельм Гудериан — знаменитый танковый полководец вермахта и военный теоретик — был весьма впечатлен боевыми качествами советских танков. Видя недостатки немецкой техники, он плотно курировал промышленность и самолично вносил изменения в конструкцию танков.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Появление осенью-зимой 1942−1943 годов на советско-германском фронте первых новых немецких тяжелых танков «Тигр» заставило советских конструкторов спешно начать работу по созданию новых типов тяжелых танков с более мощным артиллерийским вооружением. В результате спешно началась разработка танков, получивших название ИС. Тяжелый танк ИС-1 с 85-мм пушкой Д-5Т (он же ИС-85, или «Объект 237») был создан летом 1943 года. Но вскоре стало ясно, что для тяжелого танка эта пушка недостаточно сильна. В октябре 1943 года была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122 мм. Танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м был произведен обстрел немецкого танка «Пантера». Первый же снаряд пробил лобовую броню «Пантеры» и, не утратив своей энергии, прошил все внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, оторвал его и отбросил на несколько метров. В результате под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое развернулось в начале 1944 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк

Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков. В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая. Части, вооруженные боевыми машинами ИС, получали гвардейское звание сразу при формировании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В сравнительном анализе боевых качеств «Тигра» и ИС-2 мнения немецких военных разделились. Одни (например, генерал Фридрих Вильгельм фон Меллентин) называли «Тигры» самыми лучшими танками Второй мировой, другие считали советский тяжелый танк по крайней мере равным «Тигру». Ко второй группе немецких военных относился и Отто Кариус, который командовал ротой «Тигров» на Восточном фронте. В своих воспоминаниях он отмечал: «Танк "Иосиф Сталин", с которым мы познакомились в 1944 году, как минимум был равен "Тигру". Он значительно выигрывал с точки зрения формы (так же как и Т-34)».

Ланс Спецчасть
Ланс Спецчасть 23 Февраля 2022, 19:47
я уже и не думала что встречу автора с истинными восторгами немцев о т-34 и ис-2. спасибо . но, танки имели не только првосходство в броне и пушках. ширина гусениц, удельный вес, простота конструкции узлов подвески и тд. в любом случаи автору плюс.
Stas Nik
Stas Nik 21 Декабря 2021, 10:01
Весь "секрет" Т-34, объясняющий преимущества и недостатки прост. Имея "прародителем" легкие колесно-гусеничные танки БТ массой 13-15т, Т-34, оставаясь практически в тех же габаритных размерах, имел массу вдвое большую за счет усиления бронирования и вооружения. С одной стороны, это обеспечило низкий силуэт танка, высокую скорость и подвижность, а с другой - создало проблемы с обитаемостью.
Евгений Сафронов
Евгений Сафронов 02 Ноября 2021, 10:32
"Франц Гальдер отметил, что «во время боев последних дней на стороне русских участвовали, наряду с новейшими, машины совершенно устаревших типов». Какие именно типы советских танков имелись в виду, к сожалению, автор не пояснял". Да мы и так знаем их. Это: – БТ -7М (броня 20мм) – 704 шт. – БТ-7 (20-15 мм) – 4 563 шт. – БТ-5 (13 мм) – 1 688 шт. – БТ-2 (13 мм) – 594 шт. – Т-26 (15-30 мм) – 9 998 шт. – Т-40 (13-15 мм) – 160 шт. – Т-38 (6-9 мм) – 1 129 шт. – Т-37 (4-8 мм) – 2 331 шт. – Т-27 (6-10 мм) – 2 376 шт. – Су-5 (10-15 мм) – 28 шт. Конечно немецкие "колотушки" 37 мм калибром их брали достаточно легко. А было у немцев этих "колотушек" - 15 000 штук. При чем уже с подкалиберными снарядами, о которых мы в 1941 году даже мечтать не могли.
Сергей Махинько
Сергей Махинько 24 Октября 2021, 00:13
Посмотрите на территории что захватили немцы. Какая разница на чем кто воевал? Главное результат. Да и потери у немцев были не особо большие. А превосходство тридцать четверки было до лета 42, когда появилась пантера. Дальше у т-34 появилась другое название, танк одного боя. Нет танк восстанавливали, но экипаж был на один бой. Немцы за год справились с отставанием. А потом произвели тигр. И если бы не ограниченные ресурсы Германии ( вообще не понятно как Гитлер собрался захватить мир с таким количеством солдат и техники) результат был бы совершенно другой.
Stas Nik
Stas Nik 21 Декабря 2021, 09:56
А что -"территории"? Леса и болота с редкими населёнными пунктами. Плотность населения в десятки раз меньше, чем в Европе. Танк не восстанавливали, потому, что проще и быстрее было доставить новый - таково было преимущество советской промышленности и логистики. А экипаж зачастую переживал несколько боевых машин. Немцы не смогли организовать конвейерное производство "Пантер" и "Тигров", и производили их на стапелях - как предшествующий T-IV. Естественно, танк получался "на вес золота". Немецкие полевые ремонтные мастерские представляли собой заводы на колесах, которые, согласно архивным документам, были способны восстановить танк со степенью повреждения 85%! Разумеется, это в опредленной степени сковывало мобильность танковых частей. Этот подход неплохо работал в наступлении, когда поле боя оставалось за немцам. Но с 1943 года практически все подбитые танки терялись безвозвратно.
Вячеслав Корниенко
Вячеслав Корниенко 13 Сентября 2021, 11:28
какие то фантомные боли ) потери ссср были в разЫ в итоге больше, да и ссср в итоге то распался, так что победила по факту - Германия, США, Япония, а проиграл именно ссср, именно его нет на карте мира
Stas Nik
Stas Nik 21 Декабря 2021, 09:46
Боевые потери СССР не более чем на 25-30% превышали потери Германии и ее союзников на Восточном фронте. По Вашей извращенной логике следует считать, что в отечественной войне 1812 года победила Франция, а не Российская империя, которая "исчезла с карты"?
Мереке Жаныбаев
Мереке Жаныбаев 08 Сентября 2021, 09:00
Максим Вы утв. что лень искать по танкам, но в самолетах у нас потери в летчиках в разы меньше чем немецких. По танкам как-то смотрел, танкистов мы потеряли меньше.. танков больше. И знаете Вы правы- так из 146,7 тысячного парка всей Авиации Советского Союза (включая 112 тыс произведённых за 4 года ВОВ - общие потери составили — 83 тыс., 657 самолётов, Но из них на боевые потери в условиях реальных боёв — приходится только 47 844 сбитых асами люфтваффе наших самолётов или это всего ничего 57,3% от парка машин, а остальные — 42,7 % — или 63,2 тыс. летательных аппаратов — на них приходятся потери, в которые были включены самолёты вышедшие из строя из — за различных поломок_(при перегонах с Д/Востока), то есть небоевые потери при крушениях, перелётах с аэродромов на другие места дислокации, а также все остальные оставшиеся в строю уже по окончании войны их было немало более 42 тыс. единиц. Многие из них только из-за плохого качества изготовления в особенности в первые годы войны 1941/42 годы, отпр. обратно на заводы на переделку либо совсем списывались с баланса и как вышедшие из- за некачественного изготовления. Самолётов у люфтваффе из их общего парка в 108 тыс. ед.— но с учётом произведённых за все 6 лет 2 — ой Мировой войны авиапромышленностью Германии и их сателлитов — потери Германии составили — 77 тыс. ед., что составляет 71,3% от боевых потерь авиации Люфтваффе. Как видно из сравнений авиация Советского Союза была гораздо эффективнее чем у Люфтваффе в войне у СССР с Германией и их союзниками. Чего нельзя сказать о её бронетехнике Панцирь/ваффе. Так из общего парка бронетехники Вермахта - вместе с их союзниками да ещё и с захваченными Германией трофеями от 148-ми завоёванных ими дивизий Евро/стран до 22 июня 1941 года из след. стран (в.т.ч. у Франции - 92 дивизий; Бенилюкса- 22 дивизий; у Англии - 12 дивизий и у 16 -Польских дивизий) - 93,9 тыс. танков и САУ - Германия потеряла - всего 78 тыс. танков и самоходных установок. Сравним с потерями у Советского Союза. На начало Великой Отечественной войны к 22.06. 1941г. у Вооружённых сил СССР в строю было - 22,7 тыс. танков и САУ. Кроме того нам ещё по ленд - лизу поставлено 12,7 тыс. танков из США и 6,8 тыс. танков из Велико/Британии + 2,6 тыс. САУ. а 4 года произвел всего - 102,8 тыс. танков и САУ_(в.т.ч_ в 1941г. - 4864-ед.; в 1942 г.-24589 ед.;_ в 1943 г. - 19947-ед.; в 1944г.-16930 ед., а в конце войны в 1945 г.- 12070 танков. Кроме того танковые заводы СССР произвели_ещё и доп. + 24,4 САУ. Итого: общий парк бронетехники СССР за все 4 года войны составил - 146,2 тысяч единиц в том числе, 115,5 тысяч танков и 30,7 тысяч самоходных установок. Потери в танках и САУ_ у СССР в боевых условиях составили свыше 87,6_тысяч ед. Остальные 58,6 тыс. бронетехники остались в строю и после окончания второй Мировой войны с учётом списанных из-за поломок и брака то есть вне боевых условий. В % у Германии с союзниками процент потерь составил 83% а у СССР он = 60%. Так что Максим Дмитрук мы не только танкистов, но и танков меньше потеряли в бою чем они в процентном отношении к парку, кол-во конечно наши потери выше чем у Германии, но в целом война машин + авиации и вооружения оказалась у СССР выше поэтом и ВОВ выиграли не они, а мы. Единственно где мы им уступили так это в потерях людских ресурсов, среди мирного гражданского населения потери = 13 млн., 684,1 тыс. чел., ещё + 0,496 млн. это потери — среди партизан + ополченцев с подпольщиками, потери военнослужащих 12,4 миллиона солдат и офицеров с пограничниками и моряками + с военными частями из НКВД. Всего 26,58 миллиона жителей страны Советов отдали свои жизни за Великую Победу над немецко-фашистскими захватчиками с их общими демографическими потерями - Германии, Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии и Словакии которые составили 11,9 млн человек[в том числе; 8 649 200 - это их потери в военнослужащих, а остальные 3,3 миллиона их потери гражданского населения указанных стран участвовавших в нападении на Советский Союз. Здесь правда они не учитывают ещё и потери среди коллаборационистов Вермахта участвовавших на их стороне в ВОВ против СССР. Их было не мало 1,24 млн граждан СССР, которые несли военную службу на стороне Германии в 1941–1945 годах на территориях, оккупированных Третьим рейхом и его союзниками, тогда оказалось около 75–80 млн советских граждан три миллиона из которых были угнаны в Германию на принудительные работы. В целом получается что людские потери Советского Союза вдвое выше чем у Германии - их сателлитов и союзников вместе с тем кто им ещё и помогал и воевал на их стороне.
Максим Дмитрук
Максим Дмитрук 02 Сентября 2021, 09:49
Там один дурачок внизу выдал.. ЧТо три уничтоженных 34 это 12 погибших танкистов)) Посмеялся. Очень часто 3 уничтоженных танка это бывало и ноль погибших.. Вот такая штука. Это как в авиации. Мне лень искать по танкам, но в самолетах у нас потери в летчиках в разы меньше немецких. По танкам как-то смотрел, танкистов мы потеряли меньше.. танков больше.
Максим Дмитрук
Максим Дмитрук 02 Сентября 2021, 09:43
Никто не секретил советские танки. Гитлеру о них докладывали.. Т-34 посчитали аналогом легких танков, а КВ просто не приняли во внимание. Посчитали по сути аналогом многобашенных монстров Тухачевского (которые оказались вообще не пригодны к бою. Верхушка рейха просто отмахнулась. Колос на глиняных ногах, как они любили говорить.
Анатолий Плешков
Анатолий Плешков 26 Августа 2021, 08:17
Павел Иванович Каракин, бывшей военный танкист, старший лейтенант, воевал с начала ВОВ и до конца на танках, дошел до Берлина! Работал у нас в ПАТП водителем автобуса. Замечательный был Человек. Он рассказывал: в первый месяц ВОВ на западном направлении у них в части был всего ОДИН танк Т-34, этот танк наводил ужас не только на пехоту немцев но и на немецкую тяжелую технику. У немцев не было тогда оружия, что бы остановить Т-34. Павел Иванович все время повторял, что если бы на западном фронте у нас было бы пару десятков Т-34, то мы отбросили бы немцев до германии в первый же месяц ВОВ. Т-34 в начале ВОВ были единицы! И не надо "звиздеть" своим ребятам!
Alex Red
Alex Red 25 Августа 2021, 05:59
Зачем тиражировать давно разоблачённую байку про обстрел Пантеры на полигоне? Стреляли по разукомплектованному, неоднократно горевшему танку. Стреляли в борт башни. Снаряд пробил броню и ударил в противоположный борт башни, оторвал броневой лист по сварке и сбросил его на землю. Не было никакой "на вылет пробитой Пантеры"!
Pciha Ivanova
Pciha Ivanova 15 Августа 2021, 15:20
Что за вздор? В начале войны фашисты захватили достаточно совершенно исправных танков Т-34 для их полного исследования, и даже активно использовали дооснастив радиостанциями и приборами наблюдения. Танков КВ на фронтах были единицы. Танки ИС вообще появились к концу войны и участвовали в парадах, а не в боевых действиях.
Stas Nik
Stas Nik 17 Августа 2021, 16:09
В начальный период войны немцам досталось до полусотни исправных Т-34 и КВ. И еще около 900 танков других типов. ИС-2 применялся на фронте с апреля 1944-го. В боевых действиях не участвовали ИС-3, впервые показанные на параде в Берлине. Танков КВ всех модификаций было выпущено 4775 шт. Для сравнения - выпуск "Тигров" составил 1354 шт.
Vit Mir
Vit Mir 17 Мая 2021, 07:10
И ни слова в статейке о самых массовых советских такнках - Т-26 и БТ, которых к 41-му году настрогали почти 20 тыс. вместе с Т-34 и КВ для завоевания Европы.
Vit Mir
Vit Mir 17 Мая 2021, 07:03
"Однако теснота внутри танка окупалась его боевыми качествами, а значит, и спасенными жизнями членов его экипажа." Чушь какая. Теснота и отвратительный обзор губили жизни танкистов.
Serg Mo
Serg Mo 14 Февраля 2021, 15:11
очень ограниченный экскурс. Были ещё КВ 1, КВ 2, КВ 85 ПРО "лёгкие" танки даже лень жевать.
Дмитрий Пинский
Дмитрий Пинский 13 Мая 2018, 07:28
Да, про сварку все верно. Это помогло значительно ускорить сборку танка. ТОЛЬКО НЕ ПЛАТОНОВСКАЯ, А ПАТОНОВСКАЯ. Фамилия гениального ученого в области технологии сварочных процессов - Б. Е. Патон. Кроме того, рабочие, среди которых были женщины и подростки вместо долгой затяжки забивали крепежные болты кувалдами. В этом есть уже сказанная выше логика - жизнь танка в бою может быть 2-5 минут, поэтому их просто должно быть больше
Егор Деревенский
Егор Деревенский 01 Марта 2022, 17:26
...дети и женщины забивали кувалдами затяжные болты... вы хоть понимаете какая это дурь? даже мужик долго не вытянет с кувалдой. пускай крепких женщин собирали по всей стране но ребенок кувалдой даже не взмахнет. обьясняю 5кг кувалды это вес самой болванки чем дальше по ручке тем больше вес (нагрузка) в геометрической прогрессии . вообще судя по большинству комментариев народ с головой совсем не дружит.
Петр Махтимэ
Петр Махтимэ 14 Мая 2018, 12:27
Вообще-то это о КВ-2, а не о т-34
Oleg Pilipenko
Oleg Pilipenko 12 Мая 2018, 08:28
«Франц Гальдер в своем «военном дневнике» от 25 июня 1941 года сделал любопытную запись: «Получены некоторые данные о новом типе русского тяжелого танка: вес — 52 т, лобовая броня — 37 см (?), бортовая броня — 8 см. Вооружение — 152-мм пушка и три пулемета. Экипаж — пять человек.» Неправда! Не было в 1941 году 5 человек в экипаже Т-34. 5-го члена экипажа добавили уже в 1944 году, заменив командира-наводчика на командира и наводчика по отдельности, в увеличенной башне Т-34-85.
Ne On
Ne On 11 Мая 2018, 13:47
Ключевая фраза " Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас? "! А основной вывод - сказки о "неготовности СССР к войне" и "плохих советских танках ( и отличных немецких) - ложь. Причины катастрофы 41-го г. - не в "неготовности". А в том, что СССР готовился к какой-то "другой" войне, где Оборона Родины не планировалась и не предусматривалась.
liv66
liv66 11 Мая 2018, 10:36
"В год 70-летия Великой Победы еще не раз вспыхнут дискуссии..." Статья, написанная три года назад и сейчас перепечатанная?
elaginn
elaginn 11 Мая 2018, 16:31
БлАндинкам из ПМ все это сиренево! Они даже две фотографии не смогли сопоставить! Слепили скорее-скорее очередную супер-пупер статью... Грек, тебе не стыдно за такое творчество?
Андрей Зачиняев
Андрей Зачиняев 11 Мая 2018, 09:41
На первой фотографии PzKpfw III, а не IV. Видно, как по вооружению (длинноствольная 50мм), так и по шасси...
elaginn
elaginn 11 Мая 2018, 16:36
Это ты еще в настоящем Т-34 не катался! Он же на пружинках! да еще и без амортизаторов - в смотровые приборы то небо то земля. Кстати об оптике - на советских танках тогда оптика была не просветленной - хрен что увидишь - сплошная муть как в тумане. Смотровые приборы - пластинки полированной стали. Коробка дрянь - ее обычно переключал радист-пулеметчик, или мехвод врубал вторую и на ней фигачил всю дорогу...
izinenko
izinenko 11 Мая 2018, 06:05
у вас каша в голове если вы считаете аргументом превосходство тяжелого тигра и СУ Фердинанда над т 34. Они по определению относятся к более тяжелому классу вооружений. непонятно что за победу начинали праздновать немцы под Прохоровкой, если у них танки закончились.:) Ситуация к 1944 году очень сильно изменилась, КА в течение 1943 гг. наступала против глубоко эшелонированной обороны противника. Естестенно что потери наступающей стороны были больше чем у обороняющейся, Плюс наверное опыт и выучка танкистов у немцев была повыше чему танкистов КА.
Андрей Фомин
Андрей Фомин 10 Мая 2018, 22:23
Был недавно с дочкой в музее танка Т 34. Статью нахожу странноватой. Т 34 - лучший средний танк ВОВ, так позиционируется он. Выяснил, что только за один 1943-й год было выпущено только "тридцатьчетвёрок " больше, чем за всю Вторую мировую войну танков всех типов немцами. Также выяснил, что потери "тридцатьчетвёрок" было колоссальны: на один уничтоженный немецкий StuG III с пушкой 75 мм (начало выпуска 1940 г., основные усовершенствования закончились к концу 1942-го года) приходилось ТРИ уничтоженных тридцатьчетвёрки. Двенадцать наших мёртвых советских мужиков на четыре немца. Был и под Прохоровкой. В бою там наши понесли колоссальные потери. Немцы начинали праздновать победу, но вовремя приехало ещё столько же "тридцатьчетвёрок", сколько немцы уничтожили. А у немцев танки уже кончились. Выходит, мы их просто завалили танками. Тигры и Фердинанды жгли наших сотнями. Притом что постоянно имели технические проблемы. Со всех курсовых углов пробивали и жгли. Нашим же нужно было подъезжать на 500, а то и 300 метров к противнику и с борта. Тогда как немцы прошивали Т 34 в лоб с 1500 метров... Только когда появилась новая пушка 85 мм и новая башня (Т-34-85, принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5021 от 23 января 1944 г.) ситуация несколько изменилась в нашу пользу. Когда читаешь книжки и газеты - одна информация. Когда читаешь сводки, рапорты, доклады - совсем другая картина. Ненавижу передёргивателей истории - все события просто необходимо синхронизировать по времени. Так что лучшим средним танком Второй мировой "тридцатьчетвёрка" фактически стала только с начала 1944-го года.
Igor Strelnikov
Igor Strelnikov 10 Мая 2018, 14:47
Всё переврали. Вот, воспоминания Героя Советского Союза Павла Кулешова, воевавшего в рядах знаменитого Уральского добровольческого танкового корпуса. .... А «Тигр» мог добиться попадания с дистанции до полутора километров и пробить нашу «тридцатьчетверку». У него прямой выстрел - 2 километра! У нас же стояла 76-мм пушка, мы могли поражать немецкие танки типа «Тигр» на расстоянии 400-500 метров. И вот, маневрируя на поле боя, нужно было такой момент рассчитать, что мой снаряд будет точным. ... Учитывая механизацию, радиофикацию, а, главное, несравненно более качественный прицел Тигры были превосходны в лобовой атаке. Но!, и это решающее замечание, если мы не говорим о периоде после 1943, когда приняли на вооружение Т-34-85, а бронирование Тигров и другой техники гитлеровцев резко ухудшилось из-за вынужденного изменения в худшую сторону свойств броневого сплава.
Cool Cat
Cool Cat 16 Мая 2017, 17:28
на первом фото Т-3, а не Т-4
olea
olea 30 Апреля 2015, 12:04
Продолжаю свою мысль: Появление в конце 1942 года на Восточном фронте первых «тигров» вернуло солдатам вермахта пошатнувшуюся уверенность в превосходстве немецкой бронетехники над танками противника. Многие танкисты вермахта до конца войны считали «тигр» лучшим танком Второй мировой войны. Т-34 они по-прежнему считали опасным противником, но психологическая проблема «танкобоязни Т-34» была решена. В начале 1943 года Г.Гудериан отзывался о Т-34 уже как о «прекрасном, но старом русском танке». На Курской дуге "танкобоязнь" появилась уже у русских солдат и офицеров перед новыми танками "Тигр" и САУ "Фердинанд". В ответ на появление на поле боя "тигра" и «пантеры» советскими конструкторами была проведена модернизация Т-34. Новый танк, получивший название Т-34-85, стал самым мощным средним танком в мире . Появление этого советского танка и его массовое производство стали очень неприятным сюрпризом для немецких военных.
olea
olea 30 Апреля 2015, 12:04
Появление Т-34 и КВ на поле боя произвело большое впечатление на немецких танкистов. Возникла так называемая «танкобоязнь". Таким образом, немецким бронетанковым войскам, считавшимся элитой вермахта, был брошен вызов. Ответом на этот вызов стала модернизация немецких танков весной 1942 года, которая позволила немецким Pz-IV бороться с Т-34 на дальних дистанциях боя.Не успокоившись на этом, немецкое руководство летом 1942 года приняло решение о выпуске новейших тяжелых танков –«пантера» и «тигр». Эти танки должны были не только успешно бороться со всеми типами советских танков, но и доказать техническое превосходство немецкого оружия над советским. Тем самым ставилась задача поднять дух военнослужащим вермахта и вселить в них уверенность в победе Третьего рейха. На определенный промежуток времени немцам удалось выполнить поставленную задачу. Появление в конце 1942 года на Восточном фронте первых «тигров» вернуло солдатам вермахта пошатнувшуюся уверенность в превосходстве нем танков
e.sipavin
e.sipavin 24 Апреля 2015, 19:04
Оставлю здесь кое что без комментария, ибо он не требуется: В конце августа (1943) на танковый завод №112 прибыли нарком танкостроения В.А.Малышев, начальник ГБТУ маршал бронетанковых войск Я.Н.Федоренко и ответственные сотрудники наркомата вооружений. На совещании с руководителями завода Малышев сказал, победа в Курской битве досталась нам дорогой ценой. Неприятельские танки вели огонь по нашим с расстояния 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить “Тигров”, “Пантер” на дистанции 500-600 м. “Образно выражаясь, – сказал нарком, – противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в пол километра. Нужно немедленно установить в Т- 34 более мощную пушку.” (c) "Техника и вооружение 1998 11-12"
koliagas
koliagas 14 Апреля 2015, 14:04
Поправьте пожалуйста. В статье фотография Pz.3 Выдается как фотография Pz. 4
olea
olea 08 Апреля 2015, 13:04
речь в статье идет о мнениях немецких военных к Т-34. В первом абзаце статьи указано,что эти мнения вряд ли могли быть полностью объективными, но оценка врага без сомнения заслуживает внимания. Все эти мнения есть в мемуарах, которые сейчас продаются в свободном доступе.
elaginn
elaginn 08 Апреля 2015, 05:04
У меня на военной кафедре было несколько лаборантов - бывших танкистов, кто реально воевал. Одного чуть не отдали под требунал - в первом бою не выпустил ни одного снаряда. А куда, говорил он нам, стрелять - Т-34 на пружинах - его раскачивает! то небо видишь, то землю. Это одно, теперь другое - кто смотрел в приборы наблюдения Т-34? Я пытался - там же нихрена не видно! Поэтому часто танкисты стреляли целясь прямо через ствол - танк был слепой.
u-kot
u-kot 29 Марта 2015, 12:03
И потом, иллюстрировать статью о "превосходстве " советских танков фотографией оставленного немцам КВ-2, как то не нелепо.
u-kot
u-kot 29 Марта 2015, 12:03
"Однако теснота внутри танка окупалась его боевыми качествами, а значит, и спасенными жизнями членов его экипажа. " Мягко говоря не не правда. Например, стесненность заряжающего - падение скорострельности чуть ли не в несколько раз, что оборачивалось кучей спасенных немецких жизней.
Coltsoff
Coltsoff 16 Марта 2015, 03:03
%((( почитайте Драпкина - &quot;Я дрался на Т-34&quot; [<a href='http://www.litmir.me/bd/?b=564' target='_blank'>ссылка</a>] и все поймете ... статья фуфло...
kish19xz
kish19xz 13 Марта 2015, 18:03
У германии на начало войны было около 9тыс танков и половина из них это устаревшие Т-1 и Т-2, какие нафиг пушки и превосходство в технике? может Пз-38т они считали вундервафлей чешского производства? Не думаю что бы реально понимавшие положение дел генералы могли дать удовлетворительную оценку своим панзерварфе. ибо более половины танков были устаревшими, а Т-4 хотели снять с производства, отсюда получается что 3/4 танков считались устаревшими, и даже Т-26 мог поразить большинство из них 800 м из 45мм пушки, оставаясь недосягаемым для немецких танковых орудий.
89158169172
89158169172 01 Февраля 2015, 14:02
КВ-2 часто использовали,как прикрытие для эвакуации подбитой бронетехники,а также для эвакуации раненых танкистов.КВ-1 впервые был использован ещё в советско-финляндскую.
olea
olea 30 Января 2015, 18:01
так про 70-мм лобовую броню Т-34 пишет Эрих Шнейдер. Это его слова ,а не слова автора.
Дмитрий Шишканов
Дмитрий Шишканов 15 Мая 2017, 21:13
Приведённую имеется ввиду
andrew_sha
andrew_sha 30 Января 2015, 18:01
Вообще-то в статье куча ошибок: всё смешалось: люди, кони... 70 мм броню Т-34 получил к 1942 г и назывался такой танк... Т-43, а Т-34 имел &quot;лоб&quot; в 45 мм. Длинноствольную пушку Т-34 получил тоже не сразу...
pilg
pilg 30 Января 2015, 17:01
Сталину с началом второй мировой войны не следовало делать секрета из танка Т34. Гитлер, зная о превосходстве этого танка над своими, не стал бы начинать войну против СССР. Прокатили бы парочку тридцатьчетверок по восточной Польше и напугали бы гитлеровцев..
Atomkom
Atomkom 10 Мая 2018, 19:59
Тогда и про флюс надо вспоминать . . . : -)))
Александр Хрусталев
Александр Хрусталев 10 Мая 2018, 19:36
об этом нельзя писать, а то все поймут в чем смысл той войны и почему мы в ватниках победили. пусть думают как привыкли...
Александр Пономарев
Александр Пономарев 10 Мая 2018, 17:55
Голубчик! Сваркой занимался академик Патон, а Платон - древнегреческий философ !
Игорь Дмитриев
Игорь Дмитриев 09 Мая 2018, 13:54
Да, обо всём надо писать! И что правда, так то что как то что стыдливо прикрывают глаза на наши технологические решения, как бы боясь обидеть западных кураторов, это да, такое просматривается!
stalkerreklats
stalkerreklats 30 Января 2015, 16:01
Не так важны качества т-34 как то, что он изготовлялся с помощью Платоновской полуавтоматической сваркой код флюсом. Сопливые пацаны сваривали корпуса т34 полуавтоматической головкой в разы быстрее и качестве неё, чем квалифицированный германский рабочий. Патоновская сварка победила немецкое станкостроение и об этом надо писать а не миллиметрах брони по бортам.
bredlam
bredlam 30 Января 2015, 11:01
На первой фотографии в статье изображен не Pz IV, а Pz III. Это хорошо видно по количеству опорных катков, у &quot;тройки&quot; было шесть, а у &quot;четверки&quot; восемь. Исправьте пожалуйста, очень уж грубая ошибка!