На что способен лучший боевой вертолет в мире: высший пилотаж

Высший пилотаж на самолетах выглядит привычно, а вот на винтокрылых летающих машинах — встречается реже. На этот раз пируэты в воздухе выписывает, пожалуй, лучший боевой вертолет в мире — AH-64 “Апач”.
На что способен лучший боевой вертолет в мире: высший пилотаж
youtube
Нажми и смотри

Hughes (на момент начала разработки), затем McDonnell Douglas (с конца 1970-х до недавнего времени) и, наконец, Boeing AH-64 Apache — тот редкий случай, когда показная вертлявость действительно пригождается в реальном бою. Эд Мэйси, английский пилот “Апача” в автобиографической книге о войне в Афганистане рассказывал, как для внезапного поражения укрытий противника приходилось творить практически невозможные кульбиты.

Чтобы поразить укрытие противника — вход в подземный лаз — вертолеты запускали ракеты с пикирования. Поднявшись на высоту около километра, они практически отвесно бросались вниз и за несколько секунд должны были захватить цель диаметром лишь в пару метров, запустить Hellfire, а затем еще и умудриться не разбиться об землю.

Кстати, в приведенном выше ролике на 1:30 обратный кувырок в воздухе совершает вертолет в боевой конфигурации — с ракетами на подвеске и надвтулочной РЛС, которые создают немалое лобовое сопротивление.

AH-64 TADS

Он не самый быстрый, не самый мощный, не самый массовый и даже не самый вооруженный из всех аналогов — так почему же большинство военных экспертов безоговорочно называют “Апач” лучшим ударным вертолетом в мире? Вероятно, дело в том, насколько хорошо он способен выполнять самые разные задачи на поле боя (а точнее, над ним). Изначально, AH-64 разрабатывался, как строго противотанковый вертолет, однако почти сразу после принятия на вооружение, оказалось, что ему буквально придется быть мастером на все руки. Чрезвычайно удачная конструкция обеспечила “Апачу” завидную живучесть в боевых условиях, а также огромный потенциал для модернизаций.

Возможно, при прямом противопоставлении с каким-нибудь из своих аналогов, “Апач” и проиграет воображаемую схватку. Однако сама по себе машина ничто, пока не является частью целого комплекса вооружений и оборудования. Спустя две масштабные модификации (до уровня которых были доведены почти все летные экземпляры) и почти десяток мелких, AH-64 превратился в универсального бойца, способного выполнять задачи в любых условиях (а ночь — так и вовсе его “любимое” время суток). Его основные ракеты AGM-114 способны поразить цель на расстоянии до 11 километров — то есть задолго до того, как противник заметит вертолет. А информационная сеть обмена боевой информацией делает каждый “Апач” еще сильнее за счет оперативного взаимодействия с другими боевыми единицами как в воздухе, так и на земле.

Обновлено 08.01.19: статья содержала существенные неточности, но благодаря бдительным читателям теперь они исправлены.