Правда ли, что американские истребители не могут выполнить «Кобру Пугачева»?

Существует достаточно распространенный миф, гласящий, что одну из самых известных и зрелищных фигур высшего пилотажа — «Кобру Пугачева» — могут выполнить только отечественные истребители. На самом деле, это не совсем так: например, американский палубный многоцелевой истребитель McDonnell Douglas F/A-18 Hornet способен показать очень похожий маневр с полутора тоннами ракет, расположенными под крылом.
Нажми и смотри

Приведенное выше видео — достаточно старое, это запись демонстрационных полетов, где показывалась высочайшая маневренность проверенного временем «Шершня» в боевых условиях. Отечественные самолеты почти на каждом авиашоу демонстрируют «кобру», но делают это без ракет или иных боеприпасов на подвеске. И это при том, что зачастую необходимость столь необычного маневра объясняется возможностью так уклониться от огня противника в ближнем бою или не дать ему нацелить ракеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ранее упоминалась и возможность «увернуться» от ракет, однако данная версия несостоятельна, так как пилот, скорее всего, не успеет среагировать на подлет боеприпаса вовремя, а даже если и заметит его приближение, то из радиуса поражения боеголовки выйти не успеет.

На каждом авиашоу отечественные самолеты показывают трюк «кобра», однако делают это без подвешенных ракет или других боеприпасов
На каждом авиашоу отечественные самолеты показывают трюк «кобра», однако делают это без подвешенных ракет или других боеприпасов
hdpic.club
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, справедливым будет заметить, что выполняемые F-18 на записи трюки — не совсем «кобра» в том виде, как ее показывают российские истребители семейства Су-27. Дело в том, что школы высшего пилотажа сильно отличаются между странами. Чтобы понять эти различия, обратимся к истории «Кобры Пугачева».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Кобра Пугачева»: история легендарного полета

Впервые публика увидела это зрелищное представление на Авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 в исполнении советского пилота Виктора Пугачева. Несмотря на то, что он не был первым летчиком, сделавшим «кобру», фигуру высшего пилотажа назвали его именем. На самом деле, ее «открывали» трижды и лишь раз намеренно.

В конце 1970-х, в СССР пионером стал Игорь Волк, когда из-за его ошибки Су-27 вышел на закритические углы атаки и электродистанционная система управления (ЭДСУ) самолета перестала функционировать. Чтобы спасти машину, Волк отключил автоматику управления рулями и обнаружил, что истребитель самостоятельно вернулся к горизонтальному полету. Позднее, маневр не раз совершался намеренно и появилась инструкция для его выполнения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первая «кобра» публично была исполнена советским пилотом Виктором Пугачевым
Первая «кобра» публично была исполнена советским пилотом Виктором Пугачевым
Wikipedia

Смог ли еще кто-нибудь в мире повторить фигуру высшего пилотажа?

В 1967 году «кобру» случайно исполнил сирийский летчик Мухаммад Мансур во время обкатки советских Миг-21. «Маневр нулевой скорости» пытались применять в воздушном бою в ходе арабо-израильской войны 1973 года, однако данных по его эффективности в открытых источниках нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1967 году Мухаммад Мансур, сирийский летчик, сам того не понимая, исполнил «кобру Пугачева» во время обкатки советских Миг-21
В 1967 году Мухаммад Мансур, сирийский летчик, сам того не понимая, исполнил «кобру Пугачева» во время обкатки советских Миг-21
aeronavtika.com

Судя по всему, раньше всех эту фигуру высшего пилотажа именно придумали, а не обнаружили случайно, шведские летчики в конце 1950-х. Они пытались обуздать сложный в управлении неустойчивый в полете истребитель Saab 35.

Эта машина во многом опередила свое время, а ее испытания были омрачены несколькими смертями. Чтобы как-то противостоять падению подъемной силы крыла самолета при больших углах атаки, пилоты разработали ряд действий, которые со стороны выглядели как постановка самолета вертикально носом вверх на короткое время. От этого и пошло шведское название — kort parad («короткий парад», ведь машина будто встает по стойке «смирно»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В силу секретности и в обстановке холодной войны об изобретении шведов никто и не мог узнать, так что неудивительна ассоциация «Кобры Пугачева» с советскими истребителями, которые первыми показали этот маневр на публике. Описание фигуры высшего пилотажа не содержит строгих требований к максимальному углу атаки, главное, чтобы он был 90 градусов и больше.

Экспериментальный Су-37 с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением может фактически лететь хвостом вперед некоторое время (угол атаки 150-180 градусов). В целом, «стоять на хвосте без набора высоты» может большое количество современных самолетов, включая F-35 и F-22, а также разработанный на пару лет раньше чем Су-27 многоцелевой истребитель-штурмовик F/A-18.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фигуры высшего пилотажа включают в себя виражи, петли, туннели, циклоны и другие сложные маневры, которые требуют высоких навыков и опыта от пилота
Фигуры высшего пилотажа включают в себя виражи, петли, туннели, циклоны и другие сложные маневры, которые требуют высоких навыков и опыта от пилота
researchgate.net

Вопрос боевого применения «кобры» не раз обсуждался и единого мнения нет. Некоторые эксперты и летчики утверждают, что такой резкий сброс скорости может быть полезен в реальном бою и есть положительные примеры. Однако Петр Денейкин, бывший главком ВВС СССР и России, заявлял, что эта информация сильно преувеличена и кроме как для шоу, данный фокус не подходит. Американские военные специалисты крайне сдержанно относятся к идее использования фигур высшего пилотажа в реальном бою.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Насчет исполнения «кобры Пугачева» в реальных боевых действиях существуют полярные мнения летчиков и экспертов
Насчет исполнения «кобры Пугачева» в реальных боевых действиях существуют полярные мнения летчиков и экспертов
aeronavtika.com

Стиль ведения военных действий ВВС США предполагает уничтожение авиации противника на дальней дистанции, как наиболее безопасный. Для реализации этого истребители никогда не сражаются без поддержки самолетами ДРЛО и тщательной всесторонней разведки. А с точки зрения ухода от преследователя и попытки атаковать его, гораздо более практичным является маневр Хербста — J-образный разворот с небольшим набором высоты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как прошел перелет истребителей: рассказывает Пугачев

В 2019 году Виктор Пугачев поделился с телеканалом «Звезда» тем, как эксперты, журналисты и другие присутствующие на мероприятии отреагировали на перелет советских истребителей. Тогда они преодолели путь из Москвы в Париж без промежуточных посадок и показали настоящую «Кобру Пугачева».

Виктор Пугачев рассказал, как на Ле-Бурже прошли первые полеты самолетов «Сухого»
Виктор Пугачев рассказал, как на Ле-Бурже прошли первые полеты самолетов «Сухого»
tvzvezda.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впервые в истории на международном авиационном салоне были представлены советские самолеты «Сухого». Это вызвало массу вопросов и удивления у журналистов и специалистов. Никто не ожидал увидеть как теперь называют «фигуру высшего пилотажа», которые были заложены в самолет Су-27 и вообще в авиационную промышленность страны.

Когда летчики-испытатели прилетели на авиасалон, они были встречены с большим интересом. Многие задавали вопросы о том, как им удалось прилететь без промежуточных посадок из Москвы в Париж. Демонстрация самолетов Су-27 и МиГ-29 показала всему миру, что советская авиационная промышленность достигла высочайшего уровня развития. Эти самолеты стали символом мощи и технологического превосходства советской авиации

«Демонстрация самолетов Су-27 и МиГ-29 — самолетов четвертого поколения высокоманевренных — показала миру наши авиационные технологии. До этого действительно было такое представление, что в Советском Союзе таких самолетов нет. Когда они увидели наши первые тренировочные полеты, им стало ясно, что мы представляем истребители поколения на 10-15 лет вперед».
Виктор Пугачев
Исполнение «Кобры» на авиасалоне Ле-Бурже в Париже впечатлил экспертов и журналистов
Исполнение «Кобры» на авиасалоне Ле-Бурже в Париже впечатлил экспертов и журналистов
tvzvezda.ru

Летчик-испытатель после своего триумфа на Ле-Бурже совершил еще одно невероятное достижение. Он впервые смог посадить тяжелый истребитель на палубу советского авианосца «Тбилиси», который впоследствии был переименован в «Адмирал Кузнецов». За этот героический эпизод летчику-испытателю Пугачеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В общей сложности, он установил 13 мировых рекордов.

MaximusBaikal
MaximusBaikal 16 Февраля 2022, 12:05
Попытка отсоса у пиндосов не засчитана! За такую фуйню я и забанил поп механику.
Вячеслав Винокуров
Вячеслав Винокуров 13 Февраля 2022, 19:24
Вася, ты случаем не с "Эха"?
Андрей Логинов
Андрей Логинов 08 Апреля 2021, 00:04
Прочитал всякие глупости и Парфёнова и в комментариях. Вот что имею сказать. Во-первых, уже были ошибки на надежды на "скорость-высота-дальность ракет". В реальных боях 20-го века. И военные чины поняли, что ближний бой не отменяется. А значит нужна манёвренность. Во-вторых, я не увидел ни одной "кобры", хотя пилот пытался. В-третьих, не в зоне облучения дело, а в доплеровском эффекте и инфракрасных головках ракет ближнего боя. В-четвёртых, у всех наших истребителей есть приёмники облучения на килях. Они показывают и голосом подсказывают с какого ракурса противник. Поэтому, когда МиГ-29 встаёт дыбом, сопла к земле и выстреливаются ловушки. Ракета, выпущенная в него с задней полусферы, теряет жар двигателей, но видит "звезду". В-пятых, самолёты НАТО ДРЛО сбиваются. Как раз дальними ракетами. В-шестых, не только в планере дело в смысле манёвренности, а главное, в том, какая тяга на килограмм веса самолёта. Конечно, и УВТ двигателей важен. В-седьмых, МиГ-29 по дури Горбачёва достались НАТО. Где бы ни проводились учебные бои, МиГ-29 показывал превосходство над F-15С, F-16С, Mirage 2000С и над F-14 и F-18. Учебные бои проводились как в Германии, так и в США с использованием купленных в 1997 в Молдавии 21 машины. ВВС Египта были проведены учебные воздушные бои между МиГ-29М и F-16, после которых было принято решение о приобретении крупной партии российских боевых самолётов из-за их явного превосходства. Возможности МиГ-29М оказались значительно более широкими, причём как в дальнем, так и в ближнем бою. Так это был СТАРЫЙ МиГ-29. Сейчас он уже на порядок лучше. В-восьмых, тактика применения МиГ-29 у нас сейчас сильно отличается: при массовом применении самолётов противником для их уничтожения летит уже не пара, а звено и каждый из истребителей "разбирает" цели по опасности, удалённости и очерёдности. Ну, и напоследок. Я видел, как над Абхазией наш Миг-29 сбил беспилотник-разведчик на базе квадрокоптера. Висел он. Подкрался МиГ снизу, задрал нос и ЧПОК! И нету беспилотника. Летать надо уметь... И Кобра, и Колокол, и Ранверсман, и Хаммерхэд и Чакра это хорошо.
Сергей Бсб
Сергей Бсб 14 Марта 2021, 13:46
Автор вообще не понимает о чем пишет))) ...Американские военные специалисты крайне сдержанно относятся к идее использования фигур высшего пилотажа в реальном бою....--потому их и гоняли в хвост и гриву всякие япошки. Боевая рать наших летчиков, в боевых небесах разных войн, своим примером вывели аксиому: фигуры высшего пилотажа ОСНОВА боевого маневрирования в реальном бою. А пинды как раньше не умели летать, так и щас... помощников и костыли им подавай иначе «летать боимси...») вот это настоящее КРАЗИ, а не как у автора с его пиндами: https://www.youtube.com/watch?v=0_Cgxy7N-V0
Алексей Грибалев
Алексей Грибалев 26 Января 2021, 18:17
Могут, один раз, в землю.
Александр Зубарев
Александр Зубарев 21 Января 2021, 16:04
клоуны. где тут "кобра"?
Андрей Козеняшев
Андрей Козеняшев 20 Января 2021, 18:07
Только посмеялся над потугами аФтАра подпиносника и диванных ЕкпеРдов, вторящих ему.
DB Architect
DB Architect 13 Февраля 2022, 20:21
Тут других-то и нет...
DB Architect
DB Architect 13 Февраля 2022, 20:21
Смешно писать про авторов-подпиндосников на сайте американского журнала. )))
Леон Закатов
Леон Закатов 11 Января 2021, 16:40
А вот может ли наш СУ-57, самолёт 5-го поколения, ВЕРТИКАЛЬНО сесть и взлететь, как это делает Ф-35. Вот что надо самолёту, а не элементы для шоу. Правильно говорит об этом Дейнеко, бывший главком ВВС.
Дедушка Крок
Дедушка Крок 19 Июня 2021, 20:50
*...А вот может ли наш СУ-57, самолёт 5-го поколения, ВЕРТИКАЛЬНО сесть и взлететь, как это делает Ф-35. ..* ... А нафига, стесняюсь спросить, Су-57 это надо ? ))))) "Вертикальный взлет" это ВСЕГДА... уменьшение радиуса действия (времени, на которое хватает топлива) и радикальное снижение боевой нагрузки.
Вячеслав Ермолаев
Вячеслав Ермолаев 31 Января 2021, 20:35
Вертикальный взлет не является признаком 5-го поколения. Тем более что только палубный вариант F-35C обладает возможностями вертикального взлета. Наиболее распространенный вариант F-35А взлетает как обычный самолет .
Алекс Рязин
Алекс Рязин 05 Января 2021, 20:28
Да КОБРА это просто фигура высшего пилотажа,которая зависит он возможностей самолета и самого пилота. Здесь КОБРЫ нет.. НЕ все фигуры высшего пилотажа можно применять в бою!!! В
Алекс Рязин
Алекс Рязин 05 Января 2021, 20:22
Автор , вы вообще что нибудь в авиации понимаете??
Анатолий Огуречников
Анатолий Огуречников 31 Декабря 2020, 19:23
Фигуры высшего пилотажа- демонстрация возможностей самолета и летчика и относятся к вариантам шоу. Правильно на форуме это сравнили с показом мод. В какой мере это поможет в бою покажут опыты применения. На мой взгляд вопрос маневренности был актуален в прошлом веке с использованием стрелкового оружия на малых скоростях. Уход от ракеты вряд ли зависит от маневренности самолета.
Pavel Tukabaev
Pavel Tukabaev 31 Декабря 2020, 12:35
нет только ужа или ящерицу
Дедушка Крок
Дедушка Крок 19 Июня 2021, 20:51
Но, но... ))) Поаккуратнее.. Не нужно меня показывать...
Роман Волотян
Роман Волотян 26 Декабря 2020, 16:48
Автор, нельзя быть таким оголтелым подпиндосником. ГДЕ КОБРА?
Сергей Леонов
Сергей Леонов 25 Декабря 2020, 02:28
Да, забыл сказать "Американские военные специалисты крайне сдержанно относятся к идее использования фигур высшего пилотажа в реальном бою." - это скорее относится к ограничению использованию того или иного оборудования. Действительно, зачем истребителю завоевания превосходства в воздухе летать выше 5 км - это так к размышлению
Сергей Леонов
Сергей Леонов 25 Декабря 2020, 02:25
1. Где тут в видео "Кобра" или хотя бы подобие? Вероятно за "Кобру" Вы приняли выход на закритику и вертикальный уход. "Кобра" же не предусматривает смены эшелона, ну может десятки метров, но не более 2. Да, в груповом БВБ потеря эрергии это смерть - кто-то с пушки сделает свое дело точно 3. ТЕПЛОВОЙ ГСН и правда без разницы скорость, а вот АРГСН уже потеряет цель просвистит мимо (отвернёт и прочее, тут от дальности зависит) - поинтересуйтесь хотя бы основным принципом 4. Вы когда пишите эти статьи хотя бы поинтересуетесь что это и зачем. ХОТЯБЫ ПОВЕРХНОСТНО 5. Что-же касаемо самой фигуры и практического её применения то уже есть наработки, но это скорее "БВБ 1х1 и относится скорее к некоему последнему шансу, когда тактически бой проигран". Опять же относится к "сверх манёвренности" и возможному шансу выжить, а это тоже не мало важно. К примеру во времена ВОВ был приказ по Люфтваффе "Избегать боёв с некоторыми машинами без явного численного преимущества" - смысл тот же, более вёрткая машина в результате будет победителем в бою, в лучшем случае унесёт с собой несколько наших самолётов. 6. Да, конечно сейчас мало кто рассматривает БВБ, но ДВБ при скоростях да пусть 1000км\ч и при дальностях пусков в 100 км (встречных есно, да пусть 180 как у некоторых (тут отдельная смешная история - это дальность пуска по параболе с больших высот и скоростей, а не РП)). От дальних пусков уклониться шанс велик, и тут неожиданно пускай 200км превращаются в ближний, часто минуя средний. Так что дальнобойные ракеты - это скорее против неповоротливых грузовичков и иже с ними. 7. И самое главное - дуэлей не будет в нынешней современности, исключение если кто типа в разведку погонит, но эта вероятность сильно мала. Разрушить эшелонированное ПВО можно легко только в случае если противник вообще ни как не реагирует на агрессию. Так что хвалёным "рапторам" и "пингвинам" придётся крайне не легко + авиация ПВО тоже добавит не мало хлопот, а вот тут то как раз и возможно будут стычки БВБ. Но это маловероятно, т.к. скорее всего пуски с макс дистанции и уход, ну а тут уже скорости кто кого догонит. 8. ДРЛО - ну как тут не вспомнить про РЭБ 9. Кто там у кого выиграет - будет зависеть исключительно от умения владеть и применять и естественно силы воли применить всё это. Вот как то так. В дуэле пока 50х50.Шапкозакидательство осталось в прошлом. Хотя и не скрою, что он время от времени всплывает, даже в этих ответах есть некоторое, например не брал в расчёт личные умения лётчиков и прочих специалистов - нет таких, то и не важно какое у них оборудование под рукой. Так что 50х50 это ближе к правде нежели 100% или ближе к 100% в какую либо сторону
Вячеслав Бунин
Вячеслав Бунин 22 Декабря 2020, 10:25
ФУ-22 обгарает покрытие?
Strocko Strockin
Strocko Strockin 28 Декабря 2019, 08:30
самолёт теряет скорость и цель у неприятеля на экране висит неподвижно , но это мало , нужно ещё огромадное время чтобы разогнать его до скорости когда планер действительно может совершить противоракетный манёвр и спасти себя
Вячеслав Ермолаев
Вячеслав Ермолаев 31 Января 2021, 20:57
Одной из основных проблем импульсных РЛС является избавление от сигнала, отражающегося от неподвижных объектов. Сигналы отраженные от земли, могут затенить цели. Поэтому сделана фильтрация отражения от неподвижных объектов. Так что самолет выполнивший кобру может просто пропасть с экрана РЛС.
ALXR ARM
ALXR ARM 22 Декабря 2019, 20:34
Слушайте,.. Херь какая-то: "читал я отзыв американского пилота.."! Вы о чём, господа хорошие?! Ладно, трудно обвинять американский ПМ в проамериканском видении, но хоть о чём-то думать надо! Высший пилотаж нужен для наработки "мышечно"-"нейронной" памяти тяжелых моментов боя, умения быстрого и правильного реагирования. А также в уверенности жесткости конструкции и стабильности систем работы, в частности двигателя. Вы понимаете о чём я говорю, Владимир Ешетов и Alex Alex? А цирк можно соотнести только с Вашими комментами. Дайнекин- прекрасный специалист в своей области, но он не Господь! И где, в каком бою чего может пригодиться ... Да и вообще он говорил это или нужно Вам верить на слово? Пример: показ мод в Париже. Вы рискнёте одеть то, что там кажут? То-то! А у г.Парфёнова, Василия, хотелось бы спросить: Вы желаете сказать,что Хорнет здесь кобру делает?! Ну так стоит определитеть бабу Дусю, из третьего подъезда, примой в Большой!
Alex Alex
Alex Alex 22 Декабря 2019, 19:50
В странах, не освоивших серийный выпуск самолетов пятого поколения, модно утверждать "ну и что, что наши самолеты не обладают малозаметностью, и крейсерским сверхзвуком, зато поглядите, какие они вёрткие-ни одной ракетой или пулемётом не поразить". Мне эти утверждения напоминают сцену из фильма с Индианой Джонсом, когда на Индиану Джонса напал человек с саблей. Он эту саблю долго перед Джонсом вертел и так, и сяк, пока Джонсу не надоело, и он не вынул пистолет, и его не пристрелил. Действительно, во Второй мировой войне и сразу после неё сверхманёвренность обеспечивала превосходство в бою, но в современном воздушном бое вас взорвут еще на подходе к "арене цирка".
Дедушка Крок
Дедушка Крок 19 Июня 2021, 21:04
*...но в современном воздушном бое вас взорвут еще на подходе к "арене цирка"....* ... Правда, штоле ? ))) Во времена Вьтнамской заварушки на F-4 Phantom (кстати, его максимальная скорость = 2300 км/ч (М=2,2)), отказывались уже от пушечного вооружения... И что в итоге ? ... Маневренные вьетнамские МиГ-17 на ближних дистанциях, в маневренном бою, расстреливали «Фантомы» из пушек, а американские машины, вооруженные только ракетами ничего не могли противопоставить. ... Результат: Появление F-4E Phantom, имевшего на вооружении 20-мм шестиствольную пушку М61А1 Vulcan. В дальнейшем, модификация F-4E стала самой массовой, всего было построено 1387 машин. То же самое и сейчас. Ракета - не панацея.. и ближний воздушный бой никто не отменял. Точка !
Владимир Ешетов
Владимир Ешетов 22 Декабря 2019, 05:15
читал я отзыв американского пилота о этой кобре , он сказал , что у них нет задач по выполнению цирковых трюков на боевых самолетах