Тайна «Черного дрозда»: как устроен самый быстрый самолет в мире

Ключевой особенностью американского стратегического сверхзвукового разведчика Lockheed SR-71 является конструкция воздухозаборников турбореактивных двигателей J58.
Тайна «Черного дрозда»: как устроен самый быстрый самолет в мире
Wikipedia

Стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США SR-71, также известный как Blackbird, отличался высокой скоростью и высотой полета, благодаря которым основным манёвром уклонения самолёта от ракет было ускорение и набор высоты. Главной особенностью «Черного дрозда» является конструкция воздухозаборников двигателей J58, которая позволяла самолету развивать рекордную крейсерскую скорость в 3,2 Маха.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На дозвуковых и трансзвуковых скоростях J58 работал как стандартный турбореактивный двигатель, а при скорости около двух чисел Маха – как прямоточный. В конструкции силового агрегата использовались никелевые сплавы, выдерживающие температуры от 430 до 1760 градусов Цельсия. В передней части каждой из двух мотогондол самолёта имелся подвижный конус, находящийся в выдвинутом положении при скорости до 1,6 Маха и задвинутом – при большей.

На сегодняшний день еще никому не удалось воспроизвести технологию двигателя SR-71. 85% деталей планера было изготовлено из титанового сплава, а большая часть остальных деталей изготавливалась из полимерно-композитных материалов. Большая площадь внутренней части крыла имела гофрированную поверхность, что создавало более благоприятные условия для теплового расширения и повышало продольную прочность.

Игорь Тимофеев
Игорь Тимофеев 29 Ноября 2021, 12:14
К полёту самолёт готовился почти сутки, маневрировать он в принципе не мог, его защитой являлись только скорость и высота режим ПВРД отсутствовал.
Владислав Яровой
Владислав Яровой 06 Ноября 2021, 07:54
Да, был такой,это середина аж 60-ых годов.Представьте.
Владислав Яровой
Владислав Яровой 06 Ноября 2021, 07:54
Да, был такой,это середина аж 60-ых годов.Представьте.
Александр Александров
Александр Александров 21 Октября 2021, 17:11
Скорость у МИГ-31 до 6 махов. Но, ни один человеческий организм не выдержит такой скорости, поэтому её искусственно обрубили на 4-х махах.
barabas2003
barabas2003 07 Ноября 2021, 02:43
Какие 6 Махов??? Это уже гиперзвук. Да и так у него максималка 2,8М. Не человек, самолёт не выдержит. Человек не выдержит ускорение, точнее, быстрое ускорение. Космонавты летают вообще на 80М и ничего, живы. А вот если человека засунуть в снаряд и выстрелить....
protey
protey 06 Октября 2021, 14:58
Самолет выдающийся, но разумных комментариев мало, в основном люди абсолютно далекие от авиации или ура-патриоты - им бы к Шейнину и Скобеевой, цены бы не было!
Санёк Фрол
Санёк Фрол 06 Октября 2021, 10:38
Ну не знаю ?из него разведчик как из моей бабки центер форвот по футболу , форсажные камеры полностью открыты , ни какой вираж он не осилит , а то что летит и то хорошо а все радары его при взлёте видят.
Владимир Федченко
Владимир Федченко 17 Апреля 2021, 19:57
По свидетельству израильских специалистов противовоздушной обороны, полёты над территорией Израиля МиГ-и производили на скорости вплоть до 3 700 км/ч. Эти данные противника были признаны авторитетными в США. В американском справочнике советского вооружения указывалась максимальная скорость МиГ-25ПДС 3400 км/ч.
Дмитрий Попцов
Дмитрий Попцов 12 Апреля 2021, 12:51
Главной особенностью этого франкенштейна было то, что взлететь с полным баком он не мог. Поэтому к каждому взлетающему "дрозду" полагался самолёт-заправщик. Кроме всего прочего, при взлёте из него сифонило не только горючее, но и все возможные технические жидкости, системы подачи которых герметизировались тепловым расширением только при наборе крейсерской скорости. В следствии этого токсичными отходами были загажены все приародромные территории, чему местные реднеки были нифига не рады и даже несколько раз судились с летунами.
Дмитрий Рязанцев
Дмитрий Рязанцев 13 Марта 2021, 12:04
При чём тут воздухозаборники... Там был уникальный комбинированный двигатель. На взлёте и посадке он турбореактивный, а на крейсерском режиме на трёх Махах - прямоточный.
Леон Закатов
Леон Закатов 11 Января 2021, 17:00
Спасибо России за то, что она до сих пор поставляет ТИТАН для самолётов США, а мы всё грозим им санкциями. Стыдно за наше правительство, которое за доллар готово продать мать родную.
Сергей Филиппов
Сергей Филиппов 11 Июня 2021, 09:45
откуда такая информация?я слышал только что для пассажирских Боингов делают титановое шасси в России,так это не запрещено,они еще санкции не наложили на это))
Сергей Захаров
Сергей Захаров 15 Февраля 2020, 23:23
на каждый яд найдется свое противоядие
Вик Николин
Вик Николин 25 Декабря 2019, 15:23
Воздухозаборники - только часть трехконтурной системы. Еще в 1975 г. на когда-то грозном АМНТК "Союз" была сделана доработка авиадвигателя для Миг-25 под названием Р15-БФ2-300, аналогичная пиндосовским J58-P4. Двигатель отлично работал на стенде, однако свертыванием темы Миг-25 и переход к Миг-31 не позволили завершить данный проект.
Андрей Кобзев
Андрей Кобзев 13 Декабря 2019, 00:00
Техническое обслуживание каждого самолёта было беспрецедентно сложным и затратным. Каждый вылет самолёта по сложности можно было сравнить с подготовкой космической ракеты-носителя. А после каждого полёта самолёт проходил более 650 различных проверок: пять техников в течение шести часов изучали состояние планера самолёта, два техника по силовым установкам также несколько часов посвящали тщательному осмотру воздухозаборников, двигателей, выхлопных и перепускных устройств.Через каждые 25, 100 и 200 часов налёта каждый самолёт подвергался осмотру с частичной разборкой. Так, каждая 100-часовая инспекция состояния занимала одиннадцать 16-часовых рабочих дней. Один лишь монтаж одного двигателя на самолёте силами 8-9 специалистов с гидравлическим подъемником занимал 8-9 часов. В ходе этой проверки, как правило, менялись оба двигателя, вне зависимости от их состояния, хотя согласно инструкциям замена моторов предусматривалась через 200 часов налёта, причем на эту процедуру отводилось 15 рабочих дней.Каждые три года, опять же, вне зависимости от налёта, самолёты проходили технический осмотр на заводе фирмы «Локхид» в Палмдейле.Капитальный ремонт двигателей фирма «Пратт энд Уитни» осуществляла после наработки мотором 600 часов. Неудивительно, что для обслуживания SR-71 требовались специалисты экстра-класса, их подготовка занимала несколько лет и также требовала немало средств.
Сергей Филиппов
Сергей Филиппов 24 Декабря 2020, 01:31
Да,где то сказали что один боевой вылет SR-71,по стоимости приближался к миллиону долларов,даже супер-пупер военный американский бюджет затрещал))
Андрей Кобзев
Андрей Кобзев 12 Декабря 2019, 23:59
К концу 1970-х годов в Советском Союзе был принят на вооружение истребитель-перехватчик МиГ-25, лётные характеристики которого (в первую очередь скорость на большой высоте, равная 3000 км/ч (M=2.83)) позволяли осуществить перехват SR-71. Известные случаи перехвата - 27 мая 1987 года SR -71 вошел в советское воздушное пространство в районе Заполярья. На перехват командование советских ВВС отправили истребитель-перехватчик МиГ-31который успешно вытеснил «Черного дрозда» в нейтральные воды». Незадолго до этого случая два самолета МиГ-31 также совершили перехват SR -71, но уже на нейтральной территории. Тогда американский разведчик провалил задание и улетел на базу. Некоторые специалисты считают, что именно МиГ-31 заставил ВВС отказаться от SR -71. Не стоит забывать, что стоимость эксплуатации SR-71, включая сложность обслуживания, была очень высокой. Топливо JP-7 — это специфическое топливо, предназначенное для одной-единственной модели самолёта, необходимо было производить и перевозить в соответствующие места. Недёшево обходилось содержание парка из 30 топливозаправщиков, их доставка в разные части света, так как требовались частые дозаправки SR-71, для чего он каждый час опускался с 20-километровой высоты, тормозил до скорости топливозаправщика, заправлялся и опять поднимался в стратосферу.
Сергей Филиппов
Сергей Филиппов 24 Декабря 2020, 01:34
Да потерял он актуальность,тем более когда создали группировку военных спутников 24-часа контролирующих любую территорую без всяких рисков..
konstanzhoglo
konstanzhoglo 05 Января 2021, 19:01
Сергей Филиппов
Да потерял он актуальность,тем более когда создали группировку военных спутников 24-часа контролирующих любую территорую без всяких рисков..
really? а почему не увидели вторжения войск РФ вна Украину в 2014? Куда смотрели спутники?
cherrybuster
cherrybuster 06 Октября 2021, 16:10
konstanzhoglo
really? а почему не увидели вторжения войск РФ вна Украину в 2014? Куда смотрели спутники?
Кто вам сказал, что не увидели?
Сергей Петрович
Сергей Петрович 20 Декабря 2019, 00:43
Никогда Т-4 не был истребителем. Никогда он не имел бомбовую нагрузку 100 тонн. Никогда он не летал со скоростью 3.200 км/ч (максимальная скорость, которую он развил на испытаниях, была 1.500 км/ч)
Василий Парфенов
Василий Парфенов 05 Декабря 2019, 21:15
Т-4 это аналог "Валькирии" (XB-70), только отставший на 8 лет. С "Дроздом" очень мало параллелей у него. Как минимум из-за разного подхода к выбору двигателей.
xxxxxxxxxxx xxxxxxxxxx
xxxxxxxxxxx xxxxxxxxxx 05 Декабря 2019, 17:58
у нас в советском союзе, уже был такого рода аппарат, с аналогичными параметрами, на подобии черного дрозда, причем не просто истребитель, а бомбардировщик К-Б сухого Т-4, или просто сотка, она была сделана полностью из титана, имела крейсерскую скорость 3200 км в час, бомбовая нагрузка до 100 тонн, еще в 1972 году, были проведены испытания причем успешные, из пяти испытательных полетов не одного отказа, не одной не штатной ситуации, но однако взяли и зарубили этот проект, в пользу Туполева, его бомбардировщика ту-160.. хотя у того и бомбовая нагрузка меньше и скорость также меньше и в качестве истребителя было нельзя использовать !!! а во всем мире не создано нечего подобного досихпор... вот она правда жизни...!!!
Антон Васильев
Антон Васильев 01 Января 2020, 09:55
Если в расположение противника может пролезть только болид F1 по скоростному шоссе и доставить туда то, что хочется доставить, то имеет смысл взять на вооружение несколько F1. Что, по-аналогии, и делали американцы
Роман Малахов
Роман Малахов 03 Декабря 2019, 23:19
довольно штучное, сложное в эксплуатации, капризное изделие....вот если бы сейчас в регулярную армию на вооружение бы поставили несколько болидов Ф1, это была бы приблизительная аналогия...для десятка машин создавали бы несколько специфических видов топлива, причем заправляли их одновременно, подогревали бы двигло перед запуском ниже ноля по цельсию, а так же держали бы целы автопарк обслуги для каждого болида, с десятками различных смазок, а заправляли бы его только на ходу...и при этом это была бы не ударная вундервафла судного дня, а просто разведывательный автомобиль, который врывался на огромной скорости в город занятый неприятелем, и пока все офигивали делал снимки и сваливал... и все это существовало бы параллельно с танками, бронетранспортерами "градами" стройбатами, автоматами калашникова итд итп
Василий Парфенов
Василий Парфенов 04 Декабря 2019, 11:54
На SR+71 стоит уникальный турбопрямоточный гибридный двигатель. Жаль в каменты картинку нельзя вставить, сразу понятно станет. Суть в том, что у него есть внешний контур для прямоточного режима (если очень упрощать)
Дмитрий Потапов
Дмитрий Потапов 03 Декабря 2019, 22:11
Какой ещё прямоточный двигатель?! Вы хоть представляете разницу в конструкции между турбореактивным и прямоточными двигателями? Кто писал эту статью?
Антон Васильев
Антон Васильев 01 Января 2020, 09:57
Он успешно выполнял актуальные на тот момент задачи. Что еще нужно от техники?
Василий Парфенов
Василий Парфенов 04 Декабря 2019, 11:55
Зачем делать болиды F+1? Дорогие, тысячи километров без серьезного обслуживания проехать не могут и вообще, сравните с ВАЗ-2101, сколько тех построено и сколько тех?
Framm
Framm 03 Декабря 2019, 17:38
Самый быстрый - да. И самый бестолковый. Для каких нужд было делать такой самолет, бюджет которого просто запредельный. А всех достоинств, поставлен мировой рекорд скорости. Советский МиГ - 31, летает чуть медленней, зато и эксплуатируется намного интенсивней. Да и по количеству выпущенных экземпляров сравнить... Сравнение далеко не в пользу "Черного дрозда". SR-71 - 32шт. против 500 с лишним МиГ-31. Могу согласится с тем, что самолет по технологиям мог опередить свое время.