Самая невероятная катастрофа советского истребителя: как один самолет попытался сбежать без пилота

В 1989 году на один из домов бельгийской деревушки Беллегем упал советский истребитель МиГ-23. Так закончился один из самых нелепых полетов в истории мировой авиации.
Самая невероятная катастрофа советского истребителя: как один самолет попытался сбежать без пилота
Wikipedia

Трагедия начала разворачиваться в девять часов утра, когда с военного аэродрома польского города Колобжега взлетел истребитель МиГ-23 под управлением полковника Николая Скуридина. Это был обычный тренировочный полет, истребитель был не вооружен, если не считать 260 23-миллиметровых снарядов к авиационной пушке, полковник Скуридин был опытным летчиком, имевшим налет 1700 часов из которых 527 часов он налетал на МиГ-23.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через сорок секунд после взлета что-то пошло не так: обороты двигателя стали падать, самолет прекратил набирать высоту и Скуридин решил катапультироваться, полагая, что истребитель через несколько секунд разобьется. После эвакуации двигатель МиГ-23 вновь заработал, и самолет (уже без пилота) продолжил набор высоты.

Командование 871-го Померанского Краснознаменного истребительного полка, которому принадлежал самолет, после объяснений Скуридина решило, что МиГ-23 упал в Балтийском море и организовало поиски обломков истребителя, который тем временем сумел набрать высоту 12 000 метров и летел на запад на автопилоте. Самолет пересек границу Польши и ГДР, а при подлете к границе ФРГ был обнаружен операторами натовских радаров, которые «навели» на него два истребителя ВВС США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
МиГ-23

Сблизившись с МиГ-23, американские летчики с изумлением увидели, что в кабине самолета никого нет. Также они доложили диспетчеру, что на самолете нет вооружения и предложили его сбить. Но диспетчер запретил сбивать советский истребитель, полагая, что обломки, падая с высоты 12 километров, могут накрыть весьма значительную, густонаселенную площадь, что могло привести к жертвам и разрушениям. В сопровождении американских самолетов МиГ-23 вошел в бельгийское воздушное пространство и почти дотянул до французской границы, где его уже поджидали истребители Mirage-2000, пилоты которых, в отличие от американцев, имели четкий приказ сбить самолет сразу же по пересечении франко-бельгийской границы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Применять оружие «миражам» не пришлось: израсходовав все топливо, МиГ-23 начал плавно снижаться и в 10 часов 37 минут упал в нескольких километрах от французской границы. К сожалению, он угодил точно в один из домов бельгийской деревушки Беллегем, похоронив под его обломками 19-летнего Вима Деларе. Вот уж, что называется, не повезло, так не повезло...

Сразу же разгорелся международный скандал. Правительства Бельгии и ФРГ обратились за разъяснениями к советской стороне, пытаясь получить ответ на вопрос, почему это советские истребители без всякого предупреждения вторгаются в воздушные пространства других стран, а СССР в течение долгого времени не предупреждает о таких ЧП? Западноевропейцы больше всего опасались того, что на самолете могли находиться ракеты или бомбы и тогда масштаб разрушений был бы совсем другим. Кое-кто заговорил даже о том, что МиГ-23 мог нести ядерную бомбу, но советская сторона в лучших традициях гласности и нового мышления заверила, что вышло досадное недоразумение и что пока МиГ-23 летел над ФРГ и Бельгией, его обломки искали в Балтийском море. Вот почему западноевропейским «партнерам» ничего не сообщили заранее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советский Союз предложил создать двухстороннюю комиссию по расследованию катастрофы и также согласился выплатить 685 000 долларов компенсации за гибель Вима Деларе и уничтожение дома. Вскоре советские специалисты были допущены к месту катастрофы, им даже было разрешено вывести обломки истребителя обратно в СССР. Во многом такое сотрудничество стало возможным благодаря разрядке конца восьмидесятых годов, когда два военных блока – НАТО и стран Варшавского договора — начали налаживать диалог, перестав смотреть друг на друга как на непримиримых врагов.

МиГ-23
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полет беспилотного МиГ-23 из Польши в Бельгию, когда самолет смог без участия летчика пролететь более девятисот километров, является в чем-то уникальным. В истории мировой авиации и раньше были случаи, когда летчики слишком быстро покидали самолеты, и те продолжали еще какое-то время лететь самостоятельно, но никто не смог проделать такой длинный путь. Этот полет можно было бы считать курьезным, упади МиГ-23 где-нибудь в чистом поле, но закончился полет трагедией. Видимо, несчастному Виму Деларе самой судьбой было предназначено погибнуть таким образом, ведь проработай двигатель МиГ-23 хотя бы на секунду больше или меньше, то молодой человек остался бы жив.

Стоит упомянуть и еще один малоизвестный факт. В тот же день, 4 июля 1989 года, случилась еще одна катастрофа, также приведшая к печальным последствиям. Все в той же Польше, в воздухе столкнулся советский фронтовой бомбардировщик Су-24 и польский планер. Произошло это опять-таки из-за череды нелепых случайностей и ошибок, и если повреждения Су-24 оказались не фатальными и летчик посадил бомбардировщик на своем аэродроме, то польскому планеристу столкновение с «сушкой» стоило жизни. Однако главной темой того дня в европейской прессе был «самолет-беглец» МиГ-23, тем более, что случился этот инцидент во время визита тогдашнего генсека Михаила Горбачева во Францию, куда за ним следом едва не прилетел и советский беспилотный истребитель.

Игорь Соловьев
Игорь Соловьев 12 Января 2022, 10:57
После катапультирования пилота, головная часть самолёта облегчилась и этого было достаточно, чтобы снижение самолёта прекратилось и он продолжил уже самостоятельный полёт даже с набором высоты, после выравнивания сил тяги и сопротивления воздуха, самолёт полетел дальше по прямой и так до тех пор, пока не закончилось топливо. Сопровождавшие его НАТОвские истребители и командование, надеялись, что он долетит до Ла-Манша и над проливом его сбить. Но немного не дотянул. Так что Французам сбивать его было незачем.
Вениамин Минчин
Вениамин Минчин 26 Августа 2021, 05:37
это точно по Горбачеву метили, да не рассчитали! жаль...
Алексей Степанов
Алексей Степанов 30 Октября 2020, 20:26
"Вскоре советские специалисты были допущены к месту катастрофы, им даже было разрешено вывести обломки истребителя обратно в СССР". Во-первых, самолет практически не разрушился. Во-вторых, советских специалистов на месте падения не было. И, в-третьих, самолет подлатали и отправили в Королевский музей армии и военной истории в Брюсселе, где он до сих пор и стоит.
Stas Nik
Stas Nik 02 Декабря 2021, 10:34
Ничего себе - "не разрушился"! Целой только хвостовая часть с двигателем и осталась. Остальные тезисы можно уже не обсуждать.
Владимир Толстопятов
Владимир Толстопятов 18 Сентября 2019, 17:21
Су-24 , таранивший планер с пилотом Маевски принадлежал 2 аэ 3бап, базировавшегося на аэродроме Кшива , борт №26...Ошибка лётчика, спустившегося ниже заданного эшелона 1200 метров , привела к столкновению с одним из участников воздушного праздника в городке Любин. Наш лётчик от греха был быстро выслан в Союз, фамилию к сожалению не помню...Данные о высоте полёта параметрического самописца чуть "подкорректированы", и на фоне громкого скандала с улетевшим без пилота МиГ-23, история была быстро забыта...
Владимир Толстопятов
Владимир Толстопятов 18 Сентября 2019, 17:07
Скуридин сам рассказывал нам эту историю во время службы в Тамбове. Высота при срабатывании противопомпажной системы двигателя была 130 метров, самолёт успел просесть до 90 метров, и думать особо было некогда... Учитывая, что кресло КМ-1м не обеспечивало катапультирования с нулевой высоты, большого выбора у него не было...
Николай Николаев
Николай Николаев 05 Июля 2019, 21:39
Советское - значит отличное...
Георгий Федорович
Георгий Федорович 04 Июля 2019, 22:16
Ни о какой работе автопилота не может быть и речи после катапультирования лётчика.Все цепи питания самолёта должны автоматически выключатся при срабатывании катапульты.Если этого не было предусмотрено то это говорит об очень,,высокой,, квалификации конструкторов.
Игорь Соловьев
Игорь Соловьев 12 Января 2022, 10:56
После катапультирования пилота, головная часть самолёта облегчилась и этого было достаточно, чтобы снижение самолёта прекратилось и он продолжил уже самостоятельный полёт даже с набором высоты, после выравнивания сил тяги и сопротивления воздуха, самолёт полетел дальше по прямой и так до тех пор, пока гне закончилось топливо. Сопровождавшие его НАТОвские истребители и командование, надеялись, что он долетит до Ла-Манша и над проливом его сбить. Но немного не дотянул. Так что Французам сбивать его было незачем.
Stas Nik
Stas Nik 02 Декабря 2021, 10:39
В момент катапультирования крайне желательно, чтобы самолет совершал полет без каких-либо перегрузок или вращения, что невозможно при отключении САУ. Гарантировать, что в аварийной ситуации отключение САУ произойдет в безопасный для летчика момент не может никто. Да и польза от такого отключения - 50/50. Что будет, если авария случится над населенным пунктом, что для истребителя-перехватчика - типичный сценарий?
Александр Рябков
Александр Рябков 25 Августа 2021, 18:12
Во первых не автопилот, а САУ. Во вторых при катапультировании отключается то, что успел выключить лётчик. Взлёт производится в режиме "Стабилизация" и полёт продолжился до полной выработки топлива. Система автоматического управления отработала безупречно.
Игорь Соловьев
Игорь Соловьев 12 Января 2022, 13:52
Александр Рябков
Во первых не автопилот, а САУ. Во вторых при катапультировании отключается то, что успел выключить лётчик. Взлёт производится в режиме "Стабилизация" и полёт продолжился до полной выработки топлива. Система автоматического управления отработала безупречно.
После катапультирования пилота, головная часть самолёта облегчилась. (это вместе с креслом, пилотом и парашютом примерно килограммов 300, что очень ощутимо. В результате нос самолёта выровнился. а может и приподнялся. И облегчённый самолёт продолжил полёт и даже с набором высоты. Достиг максимальной высоты, достичь которой позволяла мощность двигателя, снизилась плотность воздуха и он продолжил полёт по прямой. Американцы рассчитывали сбить его над Ла-Маншем, но до пролива ему немного не хватило горючего. Французы может и готовы были его сбить, но только не над Францией, а над Ла-Маншем, потому что у Американцев тоже заканчивалось топливо.
protey
protey 25 Декабря 2021, 19:32
Александр Рябков
Во первых не автопилот, а САУ. Во вторых при катапультировании отключается то, что успел выключить лётчик. Взлёт производится в режиме "Стабилизация" и полёт продолжился до полной выработки топлива. Система автоматического управления отработала безупречно.
Спасибо за разъяснение! А то думаю - какой автопилот ?
Sergey R. Alfanero
Sergey R. Alfanero 04 Июля 2019, 18:32
Неужели в вашем интернет-издании нет корректора? Или вы расчитываете на аудиторию, учившуюся в школе на тройки и двойки?
Михаил Гузовский
Михаил Гузовский 09 Июля 2019, 09:46
А как вам: "Полковник Скуридин был опытным летчиков"? Это что, китаец статью писал?
Игорь Соловьев
Игорь Соловьев 12 Января 2022, 13:38
Нет. Не надо на эти ошибки обращать внимание. Писал статью, конечно, не китаец. Просто он нечаянно нажал не ту клавишу. А потом не проверил.
Игорь Соловьев
Игорь Соловьев 12 Января 2022, 13:38
Нет. Не надо на эти ошибки обращать внимание. Писал статью, конечно, не китаец. Просто он нечаянно нажал не ту клавишу. А потом не проверил.
moldspez
moldspez 07 Июля 2019, 14:56
С кем не бывАт ?
Pale
Pale 04 Июля 2019, 15:35
"... им даже было разрешено вывести обломки истребителя..." - выводили обломки за ручку, по всей видимости? Хотя, чего я: ПМ ведь, журнал "о том как устроен мир", а не о том, как писать по-русски.
Олег Ковальчук
Олег Ковальчук 04 Июля 2019, 18:36
Тут высота была никакая, чтобы в руки себя брать и двигло запускать - с 40 секунды полета началось! Только "рвать яйца".
Deayn Barich
Deayn Barich 04 Июля 2019, 13:00
Полковник Скуридин был политработник (замполит), который восстанавливал навыки пилотирования. Это была обязательная процедура для лётчиков-политработников в ВВС СССР. Похожее ЧП произошло в конце 70-ых на учебно-тренировочном аэродроме Качинского училища в г. Котельниково Волгоградской области. И тоже политработник восстанавливал навыки. И также заглох двигатель. Но руководитель полётов капитан Шмид не дал разрешения на катапультирование, а мат-перематом заставил полковника взять себя в руки, провести процедуру перезапуска двигателя в воздухе и благополучно посадить самолёт.
Stas Nik
Stas Nik 02 Декабря 2021, 10:44
"Такое же" - да не такое. При отказе двигателя на взлете, на высоте 180 м, РП и "мама" сказать бы не успел, не то, что "мат-перемат".
Александр Рябков
Александр Рябков 25 Августа 2021, 18:25
Замполиты полков в основном были те ещё пилоты. Наш комиссар пытался сесть с крылом 45. Скорость выдерживал и сыпался в карьер. Руководитель орал диким криком и всё-таки заставил уйти его на круг. Между дальним и ближним приводом был огромный щебёночный карьер. После этого эпизода РП ушёл на дембель.
protey
protey 25 Декабря 2021, 19:35
Александр Рябков
Замполиты полков в основном были те ещё пилоты. Наш комиссар пытался сесть с крылом 45. Скорость выдерживал и сыпался в карьер. Руководитель орал диким криком и всё-таки заставил уйти его на круг. Между дальним и ближним приводом был огромный щебёночный карьер. После этого эпизода РП ушёл на дембель.
Интересно бы поподробнее !
protey
protey 25 Декабря 2021, 19:38
protey
Интересно бы поподробнее !
Я служил в автополку и ротный "комиссар" с квалификацией МАСТЕР , заменив за рулем бойца, умудрился таки расхерачить машину на учениях !