Александр Плеханов

В 1976 году в КБ Камова, под руководством советского конструктора Сергея Михеева началась разработка ударного вертолета Ка-50. По степени и смелости закладываемых в него конструкторских решений, он стал поистине уникальной машиной, из-за чего его судьба сложилась неудачно: на вооружение его приняли, но в войсках его нет. Несмотря на то, что вертолету удалось повоевать во второй чеченской кампании, и он получил положительные отзывы летчиков, производство было прекращено в 2009 году: всего было выпущено 17 вертолетов, включая предсерийные образцы. Почему же так получилось?

Дело в том, что конструкторы хотели сделать вертолет настолько совершенным, что банально не рассчитали возможности промышленности и развитие электроники на тот момент. Ка-50 изначально разрабатывался как одноместный ударный вертолет, хотя во всем мире от такой схемы отказались все, включая американцев. К плюсам одноместной схемы можно отнести: меньшую массу вертолета, вызванную в том числе меньшим использованием брони, защищать которой приходится всего одного, а не двух летчиков. Вдвое сокращалась стоимость обучения пилотов, а в случае потери вертолета и гибели экипажа, погибал один пилот, а не двое.

Вместе с тем возникала неизбежная проблема — как одному летчику одновременно пилотировать вертолет и использовать комплекс вооружения? У пилота всего две руки и одна голова, а в бою ему пришлось бы быть и летчиком, и оператором вооружения, и поддерживать связь с наземными подразделениями и делать еще много чего, что в других ударных вертолетах обычно делают два члена экипажа. Решить эту проблему были призваны новейший прицельно-навигационный комплекс, система автоматизация полета и обмена тактической информацией, кроме того, планировалось, что Ка-50 будут выводить на цель вертолеты разведки и целеуказания Ка-29. Впоследствии, именно так действовали оба вертолета в Чечне. Грубо говоря, Ка-50 должен был, используя свои выдающиеся скоростные и маневренные качества, получить «наводку» от Ка-29, оперативно выйти на цель, нанести удар быстро покинуть опасный район, пока противник не пришел в себя и не задействовал средства ПВО.

В 1980 году КБ Камова и Миля одновременно начали разработку ударных вертолетов по спецификациях военных и в результате создали две абсолютно разные машины. Причем в 1986 году Ка-50 на испытаниях больше понравился военным, чем Ми-28, однако в войска пошла милевская машина, а вот Ка-50 пришлось пережить трансформацию в фактически новый вертолет Ка-52. Но, повторимся, сначала именно Ка-50 был объявлен победителем конкурса.

Полная взлетная масса «Черной акулы» достигала 10,8 тонн, масса нагрузки — 2,8 т, максимальная скорость — 350 км/ч, но при пологом пикировании Ка-50 мог разогнаться до 390 км/ч, что делало его самым быстрым серийным вертолетом в мире. Применение соосной схемы обеспечивало ему выдающуюся маневренность: он мог делать «мертвую петлю» без разгона и летать задом на скорости 90 км/ч. А во время одного боевого вылета в Чечне вертолет, уходя от столкновения с препятствием, продемонстрировал поистине самолетную скороподъемность — 30 м/сек.

Впервые в мире вертолет оборудовали катапультным креслом: в случае возникновения аварийной ситуации лопасти несущих винтов отстреливались, и летчик мог катапультироваться на скорости до 400 км/ч на любой высоте. Пилота защищала двухслойная алюминиево-стальная броня выдерживающая попадание бронебойных пуль калибра 12,7 мм, также бронировались все жизненно важные узлы вертолета. По бокам фюзеляжа в отдельных мотогондолах были установлены два газотурбинных двигателя ТВ3−117К совокупной мощностью 4400 л.с. со специальными экранно-выхлопными устройствами для снижения тепловой заметности. С подвесными баками вертолет мог пролететь 1100 километров, динамический потолок составлял 5500 метров.

К минусам Ка-52 можно было отнести «перехлест» несущих винтов при выполнении определенных маневров, из-за чего разбились два предсерийных вертолета. При эксплуатации летчикам не рекомендовалось выходить на критические режимы полета, хотя, после устранения проблем, перехлеста винтов больше не наблюдалось. Вооружение Ка-50 состояло из 30-мм пушки, неуправляемых ракет, авиабомб, ПТУР и ракет «воздух-воздух».

Несмотря на всю революционность, на определенном этапе Ка-50 перестал удовлетворять военных именно в силу своей… революционности! Использование вертолета-целеуказателя Ка-29 было признано неудобным и снижающим тактические возможности Ка-50, летчику которого, несмотря на обилие всевозможных вспомогательных систем, одному все же было трудно выполнять сразу несколько задач. Поэтому было принято решение дополнить экипаж оператором, что потребовало переделки вертолета из одноместной в двухместную машину. Так появился на свет Ка-52, который по множеству узлов и агрегатов унифицирован с Ка-50.

Именно Ка-52 в значительной мере удовлетворял требованиям военных, а Ка-50 было решено снять с вооружения после выработки ресурса. Тем не менее, не стоит говорить о том, что одноместные ударные вертолеты не имеют права на жизнь. Однозначно имеют и можно не сомневаться, что подобные вертолеты скоро появятся. По мере развития искусственного интеллекта, вполне будет возможно заменить второго пилота «виртуальным», а вскоре и сами вертолеты станут беспилотниками.

Ка-50 сильно опередил свое время: в 80−90 годы прошлого века развитие электроники и автономных систем банально не позволяло создать некое подобие виртуального «помощника» летчику, которому так и приходилось большинство задач решать самостоятельно: и вертолетом управлять, и применять оружие, попутно выполняя множество второстепенных функций. Как бы то ни было, Ка-50 навсегда вошел в историю отечественного и мирового вертолетостроения как революционная машина, на которой был использован целый ряд инновационных разработок, значительно опередивших свое время.

Нравятся грозные танки и самолеты, боевые роботы и «умные» ракеты?
Самые свежие новости военных технологий у вас на почте!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.