Рождение стратегической авиации: «Русский витязь»

26 мая 1913 года в небо впервые в мире поднялся четырехмоторный самолет «Русский витязь» — прадедушка современных стратегических бомбардировщиков.
Рождение стратегической авиации: «Русский витязь»

25 мая исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося русско-американского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. А 26 мая стукнуло 106 лет со дня полета первого в мире четырехмоторного самолета «Русский витязь», разработанного гениальным авиационным инженером.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Справедливости ради стоит отметить, что на момент совершения первого полета самолет назывался не «Русский витязь», а «Большой Русско-Балтийский», по названию предприятия – Русско-Балтийского вагонного завода, на котором был построен самолет. А в «Русского витязя» четырехмоторного гиганта переименовали только в июне 1913 года. Также стоит отметить, что самолет вряд ли был бы построен, если бы разработками молодого конструктора Сикорского не заинтересовался председатель Акционерного общества «Русско-Балтийской вагонный завод» М.В. Шидловский. Именно он разглядел незаурядный талант будущего «отца вертолетов» и выделил средства на постройку самолета.

Первоначально Сикорский хотел построить самолет с двумя моторами, что было хоть и необычно для начала десятых годов ХХ века, но не революционно. Подобные самолеты уже разрабатывались во многих странах мира, и вряд ли ими кого-то можно было удивить. В процессе разработки самолета выяснилось, что имеется возможность приобрести четыре стосильных двигателя Argus, и Сикорский решил строить четырехмоторный самолет, который первоначально носил имя «Гранд», то есть «Большой». Он имел два крыла разной длины, рама изготавливалась из дерева, а обшивка из фанеры. Пассажирский салон внешне напоминал вагон и состоял из двух отсеков: в одном размещались пассажиры и члены экипажа, а во втором запчасти и прочие необходимые для полета инструменты. Предполагалось, что в воздухе механик сможет следить за работой двигателей и других систем, и в случае неисправностей оперативно устранять их. Перед пассажирским салоном имелась открытая площадка, где планировалось устанавливать прожектор и пулемет в случае призыва машины на военную службу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первоначально двигатели должны были устанавливаться на нижнем крыле по тандемной схеме друг за другом: два мотора имели толкающий винт, а два – тянущий. Но потом Сикорский передумал, посчитав такую схему достаточно сложной и не дающей никаких преимуществ, и установил двигатели в ряд, снабдив их тянущими винтами. Создав, таким образом, ставшую впоследствии классической схему тяжелого многомоторного самолета, которая применяется и в наши дни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

26 мая 1913 года «Большой Русско-Балтийский», он же будущий «Русский витязь», впервые поднялся в воздух и посрамил всех критиков, которые считали, что самолет массой 3500 кг не сможет оторваться от земли, а в случае выхода из строя одного из двигателей – непременно разобьется. Более того, выяснилось, что во время полета семь человек вполне могут перемещаться по салону, не нарушая центровки, и что в полете четырехмоторный гигант обладает невероятной устойчивостью.

Стоит отметить, что «гигант» имел длину 20 метров и размах крыла 27 метров – по нынешним меркам это габариты какого-нибудь скромного бизнес-джета, но в 1913 году «Русский витязь» поражал воображение. Когда известие о его полете достигло «просвещенной Европы», это посчитали газетной уткой, или, как принято говорить сейчас – фейковой новостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2 августа 1913 года «Русский витязь» установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты, после чего даже самые оголтелые критики Сикорского и его самолета прикусили языки. Выдающиеся характеристики были налицо и критиковать машину было архиглупо. К тому же самолет изволил отметить своим высочайшим вниманием сам император Николай II, который остался им превелико доволен, после чего ни о какой критике и речи быть не могло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, жизнь «Русского витязя» оказалась недолгой. 11 сентября 1913 года, по нелепому стечению обстоятельств, он был «сбит» другим самолетом, причем на земле. У пролетавшего над ним самолета отвалился двигатель и угодил прямиком в крыло, нанеся «гиганту» существенный урон. «Русского витязя» можно было починить, но Сикорский отказался от этого – самолет, будучи по факту экспериментальной машиной, свою миссию выполнил, доказав правильность выбранного направления. К тому же дерево и фанера, из которых был изготовлен «Русский витязь», отсырели, и восстанавливать его смысла не было. Скромные характеристики – максимальная скорость 90 км/ч, дальность полета 170 км/ч, максимальная нагрузка в 600 кг — Сикорского уже не устраивали, и он вовсю работал над новым самолетом — будущим «Ильей Муромцем». Именно этому самолету было суждено вскоре стать первым в мире четырехмоторным бомбардировщиком, принявшим участие в боевых действиях – Первой мировой войне. А «Русский витязь» навсегда вошел в историю мировой авиации как первый в мире четырехмоторный самолет и один из мировых рекордсменов по продолжительности полета.