РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потомок «Адмирала»: китайский авианосец «Шаньдун»

К 70-летнему юбилею военно-морского флота КНР китайский военно-промышленный комплекс приготовил отличный подарок: авианосец проекта 001А «Шаньдун».
Тэги:
Потомок «Адмирала»: китайский авианосец «Шаньдун»

Два года назад к 68-й годовщине китайских ВМС авианосец был торжественно спущен на воду и уже через год отправился в первое испытательное плавание, где проверялась работа всех систем корабля. Корабль был построен всего за пять лет – очень хороший показатель, учитывая сложность и трудозатратность проекта. Весь нынешний год «Шаньдун» будет находиться в опытной эксплуатации, а в следующем году будет принят на вооружение, став вторым авианосцем в составе китайского военно-морского флота и первым авианосцем собственной постройки. Ожидается, что «Шаньдун» станет последним авианосцем, созданным на основе проекта 1143.5 советских тяжелых авианесущих крейсеров, по которому построены три корабля: «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», «Варяг», вошедший в состав китайского флота под именем «Ляонин», и «Шаньдун». Последние два корабля китайские инженеры довольно серьезно переосмыслили, особенно «Шаньдун», но ближайшее родство с «Адмиралом Кузнецовым» ни у кого не вызывает сомнений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от «Ляонина» и «Кузнецова», новый авианосец немного подрос – его длина составляет 315 метров, ширина – 75 метров, а полное водоизмещение может достигать 70 тысяч тонн. Увеличение габаритных размеров позволило довести численность авиагруппы до 24 истребителей J-15 и 12 вертолетов, также были увеличены топливные ёмкости и запасы вооружения. Корабль может развивать максимальную скорость в 31 узел. Ещё одна особенность – более компактный «остров», что вместе с увеличением общих размеров корабля позволило сделать более просторной палубу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще при переделке «Варяга», китайские конструкторы решили отказаться от мощного, ударного ракетного вооружения предусмотренного проектом 1143.5, в результате чего «Ляонин» получился не тяжелым авианесущим крейсером, а классическим авианосцем. Таким же был сделан и «Шаньдун», который, как и старший брат, имеет лишь зенитные комплексы ближнего радиуса действия и будет действовать в составе авианосной группы. То есть, находясь под защитой кораблей сопровождения, которые обеспечат его противовоздушное и противолодочное прикрытие. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фамильной чертой кораблей проекта 1143.5 является носовой трамплин, который сохранился и на «Шаньдуне». У этого конструктивного решения есть как свои плюсы – дешевизна и простота, так и минусы – ограничение нагрузки самолетов. Будущие китайские авианосцы трамплина иметь не будут, а получат катапульты, как американские. Правда, по мнению ряда западных экспертов, китайские инженеры пока не располагают компетенциями по созданию катапульт. Однако это мнение может быть ошибочным, и его обоснованность может быть опровергнута очень скоро: ввод в строй второго авианосца национальной разработки проекта 002 намечен на 2024-2025 годы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока же остается констатировать одно: благодаря покупке за мизерные деньги советских технологий, Китай в кратчайшие сроки сумел превратиться в страну, способную самостоятельно строить не только достаточно крупные авианосцы, но и палубные истребители J-15, в основе которых лежит проект Су-33. Напомним, и авианосец «Варяг», и Су-33 были в свое время куплены на Украине. Таким образом, украинская сторона косвенно способствовала превращению Китая в пятую страну в мире, способную самостоятельно строить авианесущие корабли с самолетами не вертикального, а обычного взлета и посадки. Разработка авианосца своими силами заняла бы у китайских конструкторов сроки многократно большие, и не исключено, что они до сих пор не смогли бы приблизиться к уровню «Адмирала Кузнецова». 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также стоит напомнить, что на момент развала СССР в Николаеве строился атомный авианосец «Ульяновск» проекта 1143.7. Корабль достроен не был и после образования независимой Украины пущен на слом. Остается вопрос: не поделилась ли украинская сторона деталями проекта 1143.7 с Китаем, учитывая скорость, с какой китайские конструкторы создают сложнейшие корабли и с какой готовностью Украина распродавала советские технологии? В любом случае, Китай планирует иметь в составе своего флота пять авианосцев, не считая «Ляонина», что выведет его на второе место в мире по количеству авианесущих кораблей после США. Причем четыре авианосца должны быть атомными. Ну а в том, что Китай выполнит поставленную задачу, сомневаться не приходится.

Загрузка статьи...