Свернуть
«Дрель» для бомбардировщика: супероружие России

«Дрель» для бомбардировщика: супероружие России

В конце 2018 года в госкорпорации «Ростех» сообщили о завершении государственных испытаний авиационной планирующей бомбы ПБК-500У «Дрель». У этой бомбы довольно сложная предыстория. Ее разработка с переменным успехом велась в течение последних 20 лет. Несколько раз проект приостанавливали и возобновляли. И вот дочернее предприятие «Ростеха» НПО «Базальт», которое является разработчиком этого боеприпаса, заявило о готовности своего изделия к серийному производству. Первые контракты на поставку «Дрелей» начнут заключать в этом году.
Александр Калабин

Новая авиабомба создана с прицелом на истребители пятого поколения Су-57, которые пока не приняты на вооружение. Однако универсальность боеприпаса заключается в том, что уже сегодня им можно укомплектовать действующие самолеты. Носителями «Дрели» могут быть стратегические бомбардировщики Ту-22М, Ту-160М2 и Ту-95МСМ, а также самолеты тактической авиации Су-25СМ3, Су-24, Су-35, Су-34 и Су-30СМ.

AGM-154 JSOW (Joint Standoff Weapon) AGM-154 JSOW (Joint Standoff Weapon) Самая известная управляемая планирующая бомба. Впервые была использована 24 января 1999 года в Ираке с палубного истребителя-бомбардировщика ВМС США F/A-18 для уничтожения комплекса ПВО. Также применялась авиацией ВМС США в Югославии.

«Дрель» — это огромная бомба размером с небольшой легковой автомобиль. Длина боеприпаса составляет 3,1 м, а масса — 540 кг. Главное отличие ПБК-500У от обычных авиабомб в том, что ее не нужно сбрасывать непосредственно над целью. После запуска с носителя боеприпас может планировать на расстояние более 30 км. Это позволяет боевым самолетам уничтожать цели, не заходя в зону плотного зенитного огня.

Дешево и очень сердито

«Дрель» обладает всеми преимуществами авиабомбы, а при ее производстве использованы технологии малозаметности. В первую очередь это достигается за счет уменьшения эффективной площади рассеяния, что снижает ее радиолокационную заметность и делает практически невидимой для радаров. «Дрель» не имеет двигателя, не излучает тепла, поэтому не видна в тепловизионном диапазоне. Также она неуязвима для ракет с инфракрасной головкой самонаведения. Управляемую бомбу весьма сложно обнаружить, поэтому средствам ПВО трудно ее сбить.

На высоте около 250 м «Дрель» разделяется на 15 самонаводящихся суббоеприпасов массой 15 кг каждый. Это самостоятельные бомбы, в каждую из которых можно «прошить» отдельное боевое задание. На конечном участке траектории они отделяются от «Дрели» и спускаются на парашютах, получая целеуказания от радарных и инфракрасных сенсоров. Пилот может занести цель в головку самонаведения перед сбросом или во время полета. В ПБК-500У реализован принцип «выпустил — забыл», который избавляет оператора от необходимости сопровождать цель до ее поражения. Позиционирование и ориентирование в пространстве осуществляется при помощи системы ГЛОНАСС. В боеприпасе реализован специальный алгоритм, который позволяет сравнивать местность с данными электронной карты, занесенными в память бомбы. Альтернативный способ определения местоположения требуется тогда, когда системы радиоэлектронной борьбы глушат сигналы спутников.

Боеприпас имеет несколько каналов наведения, поэтому в случае подавления сигнала ГЛОНАСС «Дрель» может использовать лазерное и телевизионное наведение. Главное достоинство этого вида боеприпасов — дешевизна в сочетании с приемлемой точностью и дальностью полета. Однако бомба имеет малый радиус действия — этот недостаток производитель планирует в скором времени исправить.

Невысокая стоимость «Дрели» оказывается как нельзя кстати: когда во всем мире сокращаются оборонные бюджеты, на первый план выходит недорогое, но эффективное вооружение. Самонаводящиеся бомбы полностью соответствуют этим требованиям. Нет смысла применять ракету стоимостью в несколько миллионов долларов по дешевому джипу террористов. Такой боеприпас обходится в десятки, а возможно, и тысячи раз дешевле, чем управляемые ракеты класса «воздух — поверхность». К тому же цена позволяет применять эти бомбы массово, что немаловажно для современной войны.

Spice 250 (Smart, Precise Impact, Cost-Effective) Spice 250 (Smart, Precise Impact, Cost-Effective) Израильская управляемая авиационная бомба, производитель — концерн Rafael. Также в семейство входят более мощные Spice 1000 и Spice 2000. Дальность поражения — до 100 км. Активно применяется по целям в Сирии.

А что у них

ПБК-500У «Дрель» в первую очередь предназначается для уничтожения танков противника. При этом бомба попадает в наименее защищенную верхнюю часть боевой машины. Боеприпас легко уничтожит легкобронированные и небронированные машины. Причем он может поражать групповые цели: в НПО «Базальт» утверждают, что одна авиабомба способна уничтожить до шести танков. Наибольшую эффективность бомба покажет при использовании против движущихся танковых колонн. «Дрель» будет снабжаться системой распознавания «свой-чужой» и в будущем сможет применяться в танковом бою, безошибочно выбирая технику противника. Также целями этого боеприпаса могут стать стационарные укрепленные объекты, например пункты управления и связи, бункеры и наземные РЛС.

Первой планирующей авиабомбой условно можно считать немецкую Henschel Hs 293. Она применялась в годы Второй мировой войны, люфтваффе использовало их в Средиземном море против британских и американских кораблей. Самым эффективным ее применением признано уничтожение британского транспорта Rosha, при поражении которого погибло 1138 американских солдат. Фактически эта бомба представляла собой мини-самолет с жидкостным реактивным двигателем и управлением по радио, который мог улететь от точки сброса на 14 км.

После войны работа над планирующими боеприпасами носила характер экспериментов. Новую жизнь эта идея получила в 1990-х годах, когда появилась спутниковая система геопозиционирования GPS, позволившая существенно увеличить точность оружия. Разработка «Дрели» затянулась на десятилетия в связи с запуском отечественной навигационной системы, по сигналам которой ориентируется бомба. И вновь возобновилась, когда появился ГЛОНАСС.

Сейчас лидерами в создании планирующих бомб являются американцы. На вооружении ВВС США имеются несколько типов планирующих авиабомб. Самая известная и часто применяемая среди них — GBU-39 с дальностью полета 110 км. Во множестве модификаций для различных задач выпускается AGM-154. Есть даже сверхдальняя AGM-154 JSOW-ER с реактивным двигателем, которая способна пролететь более 500 км.

Причиной популярности планирующих авиабомб стали их очевидные преимущества перед классическими свободнопадающими бомбами и авиационными ракетами. По сути, это среднее арифметическое двух видов вооружения, что доказал Израиль, который добился больших успехов в создании такого оружия и успешно обкатал свои разработки в реальных боевых условиях. В прошлом году авиация ЦАХАЛ на взлетно-посадочной полосе сирийского военного аэродрома Меззе ПВО САР под Дамаском уничтожила российский ЗПРК «Панцирь С-1». По оценкам специалистов, возможно, по нему была выпущена планирующая бомба Spice 250. Эта бомба также неоднократно применялась против иранских военных. В Израиле ее называют убийцей российских современных зенитных комплексов — модернизированных С-300 и даже С-400. Однако выводы делать рано: пока эти виды вооружения не сталкивались в реальном бою.

Не ждать, а догонять

Единственным ЗРК, который по своим характеристикам способен эффективно тягаться с данным типом боеприпасов, является комплекс семейства «Тор». Военные специалисты, в том числе и российские, признали опыт применения этого вооружения весьма успешным. Еще совсем недавно считалось, что самолеты смогут гарантированно поражать любые наземные или морские цели с помощью ракет класса «воздух — поверхность», не заходя в зону действия ПВО противника. Но выяснилось, что это недостаточно универсальное оружие.

ПБК-500У «Дрель» ПБК-500У «Дрель» Наиболее вероятное изображение российской управляемой авиационной бомбы «Дрель». Судя по всему, существует несколько прототипов боеприпаса, сильно отличающихся внешним видом. На выставках часто демонстрируется макет с небольшим оперением, не обеспечивающим необходимую дальность.

Даже если отбросить запредельную стоимость, их мощность также не всегда достаточна для нанесения желаемого ущерба. В свою очередь, обычные бомбы идут к цели в свободном падении, и, чтобы не попасть под зенитный огонь, самолет должен находиться на большой высоте, что отрицательно сказывается на точности. Планирующие боеприпасы решают эту проблему, точно и эффективно поражая цель без захода в зону действия ПВО.

Российская оборонная промышленность сейчас находится в роли догоняющей. «Дрель» не может похвастаться уникальными характеристиками, ее радиус действия втрое ниже, чем у ближайшего американского аналога — противотанковой AGM-154B. Однако отечественный боеприпас обладает одним существенным преимуществом: «Дрель» снаряжена 15 самоприцеливающимися боевыми элементами. AGM имеет всего шесть боевых блоков, которые действуют по схожему принципу. При этом они оснащены лишь тепловыми датчиками и не способны находить холодные цели — например, те же танки с выключенными двигателями.

Заявляется, что в арсенале «Дрели» есть система распознавания «свой-чужой», что позволяет применять ее в контактном танковом бою: боеприпас может безошибочно определять на земле технику противника даже в самом центре боевых действий. Правда, как реализована эта технология, до сих пор непонятно. Также пока неизвестно, какой системой наведения оснащена бомба.

Судя по заявленным характеристикам, а также учитывая ограничение «Дрели» по дальности применения, можно говорить, что в настоящее время ее можно рассматривать исключительно для использования в конфликтах с противником, который не располагает современными системами ПВО: зенитно-ракетные комплексы не дадут подойти к цели на расстояние в 30 км. Но для сирийского конфликта, других локальных противостояний и контртеррористических операций это идеальное оружие, дешевое и мощное. Производители полны оптимизма, по их заявлениям, в ближайшее время на вооружение российской армии поступят и другие варианты планирующих авиабомб, предназначенные для работы с другими типами целей и в более сложных условиях.

Статья ««Дрель» для бомбардировщика» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2019).
Нравятся грозные танки и самолеты, боевые роботы и «умные» ракеты?
Самые свежие новости военных технологий у вас на почте!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.