Океанический слон: индийский авианосец Vikrant

Растущий экономический потенциал Индии привел к амбициозным планам по разработке собственных систем вооружения. За последние годы индийская армия получила танк Arjun, индийские ВВС – истребитель Tejas, а флот – авианосец Vikrant. В следующем году последний должен войти в состав индийского военно-морского флота.
Океанический слон: индийский авианосец Vikrant

Разработка собственного оружия сделала Индию менее зависимой от других стран, а также дала серьезный импульс развитию научно-исследовательской деятельности, промышленности и воспитанию инженерных кадров. То есть всему тому, что превращает обычную страну в сверхдержаву. В случае с Индией – в региональную сверхдержаву.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, все без исключения образцы индийского вооружения создавались не просто долго, а очень долго: и Arjun, и Tejas, и Vikrant. Авианосец строится больше десяти лет, а начало работ над ним и вовсе датируется 1988 годом, когда была принята национальная программа строительства авианесущих кораблей. Семь лет ушло на разработку и корректировку этой программы, и только в 2008 году на верфи в городе Кочи был заложен «Проект 71», получивший имя Vikrant («Смелый»). Он был назван в честь первого авианосца, служившего в индийском флоте с 1961 по 1997 годы и являвшегося бывшим английским Hercules.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проект Vikrant практически полностью разработан индийскими специалистами, но достаточно одного взгляда, чтобы понять, какой именно корабль послужил его идейным вдохновителем. Характерная приподнятая носовая часть-трамплин и обводы корпуса безошибочно указывают на родство с советскими авианосцами проекта 1143.5. Один из них – «Адмирал Кузнецов» — служит в ВМФ России, а второй – «Ляонин» (бывший «Варяг») — в китайском ВМФ. Но о прямом копировании речь в данном случае не идет: индийский авианосец уступает в водоизмещении, он на 40 метров короче, а палубную надстройку инженеры, похоже, спроектировали с оглядкой на английские корабли. Также Vikrant не умеет ударного ракетного вооружения, как «Адмирал Кузнецов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спуск «Смелого» на воду состоялся в 2013 году, и с тех пор продолжается его достройка. По официальным данным, в состав флота он войдет в 2020 году, после чего ещё два года уйдет на опытную эксплуатацию, а полностью боеготовым Vikrant станет не ранее 2022 года. Таким образом, с момента принятия решения о строительстве собственных авианосцев и до ввода первого из них в строй пройдет 34 года.

Однако для Индии подобные сроки – дело привычное. Например, программа по созданию танка Arjun растянулась на 37 лет, а истребителя Tejas – на 32 года. Причем эти два проекта оказались не самыми удачными. Вместо Arjun индийская армия предпочитает российские Т-90, а Tejas не прошел испытания в качестве палубного истребителя и базироваться на Vikrant не сможет. Во всяком случае, в обозримом будущем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водоизмещение Vikrant составит 40 тысяч тонн, длина – 262 метра, ширина – 60 метров, осадка – 12 метров, максимальная скорость – 28 узлов, дальность плавания – 15 тысяч километров. На корабле будут базироваться до 30 истребителей МиГ-29К и четыре вертолета радиолокационного дозора и разведки Ка-31. Зенитное вооружение включает несколько 30-мм автоматов и ЗРК ближнего действия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Практически по всем показателям Vikrant является посредственным авианосцем, уступающим даже своему старшему брату Vikramaditya (бывший «Адмирал Горшков»). Но индийцы и не гнались за рекордными показателями, изначально сделав акцент на главной задаче – строительстве корабля своими силами. Им важно было понять, насколько готовы их инженерные кадры и промышленность к созданию такого крупного авианосца. Нет сомнений, они его построят. Правда, не без посторонней помощи: индийской стороне подсобила итальянская фирма Fincantieri и российское ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». «Смелый» не поражает воображение характеристиками, но Индия стала шестой страной в мире, способной строить полноценные авианосцы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полученный опыт однозначно пригодится индийцам при строительстве более крупного авианосца типа Vishal, разработка которого ведется с 2012 года. Корабль будет собран на той же самой верфи в Кочи. Ожидается, что Vishal будет введен в эксплуатацию в 2030 году, и станет весьма серьезным кораблем водоизмещением 65 тысяч тонн, длиной более 300 метров, вооруженный 50-60 самолетами, запуск которых будет осуществляться с помощью электромагнитной катапульты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всего за полвека Индия из отсталой, колониальной, аграрной страны фактически превратилась в региональную сверхдержаву, добилась серьезных успехов в ряде областей, включая военное кораблестроение. Если раньше словосочететание «индийский авианосец» звучало непривычно и даже анекдотично, то теперь смеяться над достижениями индийских корабелов вряд ли кому придет в голову.