Невидимка с искусственным интеллектом: истребитель Mitsubishi X-2

Долго запрягают, но быстро ездят – эта фраза как нельзя лучше подходит к авиационным проектам, созданным японцами за последние годы. Бизнес-джет Hondajet HA-420, региональный лайнер Mitsubishi MRJ и вот теперь стелс-истребитель Mitsubishi X-2 (F-3) – все эти самолеты создавались достаточно долго, однако каждый из них имеет полное право называться одной из лучших машин в своем классе.

Японский истребитель X-2 (его также называют Shinshin – «Дух») официально считается истребителем пятой генерации, но по ряду характеристик он будет сопоставим с машинами поколения 5+. Взяться за разработку собственного стелс-истребителя японцев «заставили» американцы, отказавшись продавать им F-22 Raptor. Конгресс США запретил поставлять его на экспорт, и, будь ты хоть трижды союзником США, этот самолет американцы все равно не продадут. Однако потребность в подобной машине у японцев была большая, ведь в соседнем Китае разрабатываются стелс-истребители J-20 и J-31. Это не могло не беспокоить военных из Страны восходящего солнца, учитывая ряд территориальных споров с Поднебесной. Точно такие же споры у Японии есть и с Россией, где практически принят на вооружение Су-57. Вот и получается, что японцам ничего не оставалось, кроме как полагаться на собственные силы и заняться разработкой самолета самостоятельно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Программа перспективного истребителя ATD-X (Advance Technology Demonstrator-X) предусматривала создание модели для завоевания господства в воздухе с высокой тяговооруженностью и исключительной малозаметностью. По последнему показателю грядущий X-2 должен стать одним из лучших в мире, если не самым лучшим. Помимо тщательно рассчитанной аэродинамики, японцы применили уникальную технологию – вместо радиопоглощающей краски фюзеляж Shinshin покрыт тончайшей электропроводящей пленкой, способной искажать радиолокационный сигнал. Удовольствие это не из дешевых, но в данном случае вопрос цены самолета был отодвинут на второй план.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, «Дух» получился весьма компактным: его длина – 14,2 м, размах крыла – 9,1 м, то есть он меньше, чем однодвигательный F-35 Lightning II. Но дело в том, что у Mitsubishi X-2 два двигателя, причем оба мотора серии IHI XF-51 очень мощные и с отклоняемым вектором тяги. Если верить мнению ряда экспертов, они с легкостью «потянули бы» тридцатитонный F-15, в то время как японский истребитель весит всего 13 тонн. Это означает, что по тяговооруженности он приблизится к самолетам шестого поколения и будет иметь великолепные динамические характеристики. Заявленная максимальная скорость составляет 2500 км/ч, а крейсерская – 1950 км/ч. Еще более впечатляющие характеристики ожидаются при установке на самолет перспективных двигателей IHI FX-9-1, которые впервые были продемонстрированы в 2018 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одной особенностью Mitsubishi X-2 является оптико-волоконная проводка системы управления, которая не восприимчива к электромагнитному воздействию и ионизирующему излучению. В случае возникновения сбоя или повреждения, самолет способен «самовосстанавливаться» благодаря системе Self-Repairing Flight Control Capability, которая самостоятельно обнаружит неисправность и перекалибрует систему управления. Фактически, речь идет об искусственном интеллекте, способном самостоятельно устранять неполадки на борту. Если раньше решением возникающих технических проблем занимался пилот, то теперь эта задача с него снята.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уж на что напичкан всевозможной «умной» электроникой американский F-35, но, похоже, Mitsubishi X-2 окажется «умнее» своего американского оппонента. Причем значительно: по неподтвержденной пока информации, японский истребитель получит возможность выпускать один или несколько дронов, способных удаляться от самолета на десятки километров и обнаруживать противника. Они будут передавать данные истребителю, который благодаря этому сможет не включать собственную РЛС и не обнаруживать себя раньше времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, выяснить степень интеллектуальной одаренности японского истребителя предстоит ещё не скоро. Как уже было сказано выше, японцы традиционно очень долго запрягают. Программа ATD-X стартовала в 2004 году, сборка первого прототипа Mitsubishi X-2 началась весной 2012, а первый испытательный полет состоялся только через четыре года. В настоящее время испытания идут полным ходом, но все равно в ВВС Японии «Дух» поступит не ранее 2025-2027 года под серийным обозначением F-3. То есть на выполнение всей программы, от первых наработок до принятия самолета на вооружение, уйдет больше двадцати лет. Это, конечно, немало даже по японским меркам, однако не стоит забывать, что X-2 на момент вступления в строй будет одним из самых «продвинутых» и технически совершенных стелс-истребителей в мире. И пока машина доводится до ума, Япония закупает американские F-35.

Henry Mik
Henry Mik 13 Февраля 2019, 22:04
Молодцы, автомобили тоже хорошие.
xanthus
xanthus 13 Февраля 2019, 20:09
== Точно такие же споры у Японии есть и с Россией, где практически принят на вооружение Су-57 Ахахах, тонко потроллили. Согласно воплям поцреотов, он не только принят на вооружение, но уже лет 10 назад порвал F22 как тузик тряпку... Но на самом деле...
valery rubakov
valery rubakov 03 Апреля 2019, 19:54
"Ничего, мы ответим самураям новым Порт-Артуром и Цусимой!" >>> Логичней вспомнить судьбу миллионной квантунской армии...!
Ne On
Ne On 13 Февраля 2019, 10:52
Ничего, мы ответим самураям новым Порт-Артуром и Цусимой! Знай наших... тут их уже разгромили. Они просто еще не догадываются :)
dreamboat
dreamboat 12 Февраля 2019, 21:11
Очередная статья-выкидыш в стиле ПМ. Сначала к лучшим отнесли японский региональный сммолет, которой только планируется к серийному производству, потом рассказали о супер-пупер достижениях, которые БУДУТ, так как самолета еще нет, ест опытный полетный образец для отработки технологий (без вооружения и отсеков под него) на котором еще тоже ничего толком не достигнуто. Но рекламный проспект уже перекопировали. Не экономьте на экспертах, читать стыдно!
lelyk7261
lelyk7261 13 Февраля 2019, 09:00
У авиационной техники скорость на высоте ВСЕГДА выше чем у земли. Так что вы что-то не то читали....
Николай Спицын
Николай Спицын 12 Февраля 2019, 23:25
Так речь не о фантазиях, а о реальных характеристиках техники.
Соломон Мозин
Соломон Мозин 12 Февраля 2019, 17:56
> по тяговооруженности он приблизится к самолетам шестого поколения > Заявленная максимальная скорость составляет 2500 км/ч, а крейсерская — 1950 км/ч. У российского Су-57, скромно отнесенного к пятому поколению, максимальная скорость на высоте — 2655 км/ч, а у земли — 3060 км/ч. Несите других экспертов, эти не годятся.
Михаил Мартынов
Михаил Мартынов 12 Февраля 2019, 15:27
Нано сакэ....
Вадим Крассиб
Вадим Крассиб 12 Февраля 2019, 14:46
Размеры маленькие (смотрится как учебный истребитель), два мощных двигателя, скорость приличная. А на чём он летать будет? В смысле что сжигать? На борт приличного запаса топлива он не может взять по определению. Или опять какая-то японская фишка?
Sergei Bogdanoff
Sergei Bogdanoff 11 Февраля 2019, 19:00
А6М сегодня. Ну, то есть завтра.
Николай Спицын
Николай Спицын 11 Февраля 2019, 14:11
Узнал много нового, большое спасибо за статью.