AC-130: боевой самолет с настоящей 105-миллиметровой гаубицей

Представьте себе самолет, вооруженный авиационной версией наземной гаубицы среднего калибра. Не жалкие 20 мм и не скромные 37. А вот так взять, да и пульнуть от всей души. И попасть. AC-130 это еще как может.
AC-130: боевой самолет с настоящей 105-миллиметровой гаубицей
Соцсети

Lockheed AC-130 — летающая батарея непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Производилась эта техника американской военно-промышленной корпорацией Lockheed Martin.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Lockheed занимаются проектированием, производством и обслуживанием следующих военных самолетов: F-35 Lightning II Joint Strike Fighter, C-130 Hercules, F-16 Fighting Falcon, F-22 Raptor. Более того, в их деятельность входят ракеты и системы контроля огня, вертолеты и даже космические программы.

Интересно, что вооружение и другое оборудование устанавливалось фирмой Boeing. Отвечает компания именно за переоборудование в боевой самолет и за авиационную поддержку.

Нажми и смотри

Концепция AC-130 родилась в начале 1960 годов — самолет непосредственной поддержки наземных войск на поле боя. В качестве «шасси» замечательно подошел тяжелый транспортник Lockheed C-130 Hercules, принятый на вооружение десятилетием раньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предназначен самолет не только для поддержки сухопутных войск, но также для патрулирования и нарушения коммуникаций противника, нанесения ударов по конкретным точкам и обеспечения обороны важных объектов.

Оснащен самолет широким спектром вооружения для штурма, в которое включены сложные датчики, навигация и системы управления огнем. Причем в отличие от других современных самолетов, AC-130 использует визуальное наведение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Летающая батарея» довольно большая, а рабочие высоты очень низкие, около 2100 метров, поэтому операции с применением этой техники выполняются ночью.

На данный момент на вооружении состоят 13 самолетов AC-130U и 8 самолетов AC-130H.

Технические характеристики Lockheed AC-130

  • Длина: 29,79 м;
  • Размах крыльев: 40,41 м;
  • Высота: 11,73 м;
  • Максимальный взлетный вес: 70 307 кг;
  • Силовая установка: 4 × турбовинтовых двигателя Allison T56-A-15 мощностью 4300 л.с.;
  • Воздушные винты: 4 × Rolls-Royce AE 2100D3 мощностью 4700 л.с.;
  • Максимальная скорость: 669 км/ч;
  • Эксплуатационный потолок: 12 000 м.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Чертеж боевого самолета AC-130
Чертеж боевого самолета AC-130
Wikipedia

Системы управления:

  • Многорежимный навигационный радар Northrop Grumman;
  • Радар слежения за маяком General Dynamics;
  • Система определения местоположения персонала Cubic Corporation;
  • Комплект обнаружения инфракрасного излучения Raytheon;
  • Телевизионная система управления огнем с низким уровнем освещенности Lockheed Martin;
  • Доплеровский навигационный радар Teledyne Ryan;
  • Цифровой приемник радиолокационного предупреждения;
  • Система предупреждения о приближении ракет ультрафиолетового излучения;
  • Электронное средство подавления помех на основе цифровой радиочастотной памяти;
  • Низкочастотный глушитель помех;
  • Лазерные средства направленного инфракрасного противодействия;
  • Система дозирования контрмер.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История AC-130

«Летающая батарея» успела поучаствовать во множестве региональных конфликтов. Самолет может выполнять свою основную роль при полном господстве в воздухе и отсутствии у противника действенных средств ПВО.

Впервые AC-130 прибыл в Южный Вьетнам в 1967 году. Тогда же его использовали в боевых действиях над Лаосом и Южным Вьетнамом. К 30 октября прибыло такое количество самолетов, что из них можно было сформировать эскадрилью.

«Летающая батарея» AC-130 в Южном Лаосе в 1970-х годах показала себя выдающимся образом!
«Летающая батарея» AC-130 в Южном Лаосе в 1970-х годах показала себя выдающимся образом!
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

18 августа 1968 года боевой самолет был направлен для поддержки лагеря сил специального назначения Катум. Командир, находившийся на земле, быстро оценил точность огня и возможности AC-130. Он приказал открыть огонь по всему периметру, когда вьетконговцы попытались перекинуть проволоку на задней стороне его позиции.

К декабрю этого года почти все AC-130 летали в сопровождении F-4 Phantom II, который защищал батарею от зенитного обстрела. На один боевой самолет приходилось примерно 3 «Фантома».

12 апреля 1979 года Красные кхмеры поставили под угрозу ситуацию в столице Пномпеню. AC-130 были призваны для заключительной эвакуации американских и союзных должностных лиц перед тем, как его захватили бы коммунисты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время войны было уничтожено шесть боевых самолетов AC-130 и 52 члена экипажа. При этом, по официальным данным, самолеты уничтожили 10 000 грузовиков и очень хорошо показали себя во время войны в целом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Боевой самолет AC-130A, выполняющий разворот для нанесения удара по противнику
Боевой самолет AC-130A, выполняющий разворот для нанесения удара по противнику
Wikipedia

В середине 1970-х AC-130Н стал единственным боевым самолетом в регулярных военно-воздушных силах. Почти во всех конфликтах, в которых участвовали США, использовались эти самолеты. Так, во время Никарагуанской революции в качестве меры предосторожности AC-130 были размещены в Панаме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ноябре 1979 года, из-за ситуации с заложниками в посольстве США в Иране, четыре AC-130Н совершили беспосадочный перелет на авиабазу Андерсон. Как вариант рассматривались карательные удары в глубине территории Ирана. В 1980 году четыре самолета оказались в Египте для поддержки ситуации с заложниками, но в итоге операция была провалена.

Использовались AC-130 и во время вторжения США в Гренаду в 1983 году. Боевые самолеты подавляли вражеские ПВО и атаковали пехоту, давая возможность высадиться десанту и занять точки.

Считается, что именно AC-130 ускорил окончание Гражданской войны в Сальвадоре в 1980-х. Самолеты выполняли тайные задания и нападали на лагеря партизан. AC-130 сыграли важную роль и во время вторжения США в Панаму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время войны в Персидском заливе (операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне») боевые самолеты обеспечивали непосредственную поддержку с воздуха и защиту пехоты. Основными целями перехвата стали объекты раннего предупреждения, тянущиеся вдоль южной границы Ирака.

Дым из роторной пушки летающей батареи AC-130 во время одной из специальных операций
Дым из роторной пушки летающей батареи AC-130 во время одной из специальных операций
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый самолет, участвовавший в битве при Хафджи, помог остановить иранскую бронетанковую колонну, которая двигалась на юг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Утром 31 января 1991 года один AC-130Н, несмотря на предостережения, остался, чтобы продолжать защищать морскую пехоту. Боевой самолет был сбит и все 14 членов экипажа погибли. Это привело к тому, что позднее Министерство Обороны США присоединилось к разработке системы инфракрасного противодействия, которая в обновленной форме используется до сих пор.

Применялись AC-130 в Сомали, в Боснии и Герцеговине, в Косово. В войне в Афганистане эта техника также использовалась, а именно в операциях «Несокрушимая свобода» и «Страж свободы». В операции «Иракская свобода» с 2003 по 2011 самолеты AC-130 тоже участвовали.

15 ноября 2015 года, через два дня после атак в Париже, боевые самолеты уничтожили колонну из 100 автоцистерн с нефтью в Сирии. В октябре этого же года по ложной наводке AC-130 атаковали больницу организации «Врачи без границ». Было убито 42 человека и ранено больше 30. В результате было наказано 16 военнослужащих. Основной причиной произошедшего была названа «человеческая ошибка».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модификации AC-130

  • AC-130J Ghostrider (единственная модификация, используемая по сегодняшний день). Эта версия самолета была произведена для замены AC-130H. Было приобретено 32 самолета. Первая эскадрилья AC-130J Ghostrider, 73-я эскадрилья специальных операций, действует с аэродрома в штате Флорида;
  • AC-130A Spectre. Переоборудованный C-130A. Произведено 19 единиц. Самолет переведен в резерв ВВС в 1975 году. Вооружение: 4х7,62-мм M-134 Minigun, 4х20-мм M61 Vulcan;
  • AC-130E Spectre. За основу был взят C-130e. Одиннадцать единиц было произведено. 10 из них были модернизированы до конфигурации AC-130H. Вооружение: 2х20-мм M61 Vulcan, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102;
  • AC-130H Spectre. Модернизированный самолет AC-130E. Последний самолет выведен из эксплуатации в 2015 году. Вооружение: 1х20-мм M61 Vulcan, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102;
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Боевой самолет AC-130U, получивший название «Spooky», что переводится как «Жуткий»
Боевой самолет AC-130U, получивший название «Spooky», что переводится как «Жуткий»
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • AC-130U Spooky. Боевой самолет AC-130 3-го поколения. Этот вариант был снят с вооружения в июне 2020 года. Вооружение: 1х 25-мм GAU-12/U, 1х40-мм L60, 1х105-мм М102;
  • AC-130W Stinger II (ранее известный как MC-130W Dragon Spear). Переосмысленные 14 боевых копий MC-130W. Модификация была снята с эксплуатации в июле 2022 года. Вооружение: 1х30-мм GAU-23/A, 1х105-мм М102.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экипаж самолета АС-130

Классический АС-130 имеет экипаж из семи человек. В них входят два пилота и два офицера боевых систем. Остальные трое члена экипажа — летчики специальной миссии.

А вот, например, в модификации AC-130U экипаж состоит из 12 человек. Во-первых, четыре офицера: пилот, второй пилот, оператор управления огнем и оператор РЭБ. Помимо них на борту присутствует 8 сержантов: бортинженер, оператор ТВ-системы, оператор ИК-системы, специалист по погрузочно-разгрузочным работам и четыре стрелка.

Вооружение летающей батареи АС-130

Кроме гаубицы, которая появилась на вооружении начиная с модификации AC-130E Spectre, арсенал летающей батареи чаще всего включает многоствольную 20-миллиметровку M61 Vulcan и авиационную версию зенитки L60 калибром 40 миллиметров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

AC-130 имеет уникальную компоновку — все оружие расположено внутри грузового отсека и работает на один борт. Наведение осуществляется бортовой автоматикой, а роль орудийных расчетов сводится к зарядке оружия.

У АС-130 негерметичная кабина, а оружие устанавливается с левого бока фюзеляжа. Для удара боевой самолет выполняет разворот, описывая большой круг, что дает ему возможность вести огонь намного дольше.

AC-130 имеет множество систем, применяющихся как для навигации и разведки, так и для применения контрмер против атак по боевому самолету
AC-130 имеет множество систем, применяющихся как для навигации и разведки, так и для применения контрмер против атак по боевому самолету
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

AC-130H Spectre был оснащен двумя 20-мм M61 Vulcan, одной 40-мм пушкой L/60 Bofors, 105-мм пушкой M137 и возвратным механизмом M37 от гаубицы M102. После 1994 года 20-мм пушки перестали использоваться.

Модернизированный AC-130U Spooky оснащен одной 25-мм пушкой GAU-12 вместо двух 20-мм пушек Spectre, модифицированной системой управления огнем и увеличенным боекомплектом.

Новый AC-130J был построен на базе танкера специального назначения MC-130J Commando II. AC-130W Stinger II является переделанным C-130H с улучшениями.

AC-130U оборудован AN/APQ-180. Это радар с синтезированной апертурой, предназначенный для обнаружения и идентификации целей на больших расстояниях. AC-130U использует технологии, разработанные еще в далеких 1990-х годах, позволяющие ему атаковать сразу две цели. У него почти в два раза больше боеприпасов, чем у AC-130H.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая 105-миллимитровая пушка самолета АС-130

Сейчас в США разрабатывается новая пушка для боевого самолета АС-130. В теории новая 105 мм пушка должна заменить M102 на самолетах AC-130W и AC-130J.

Артиллеристы заряжают 105-миллиметровую пушка боевого самолета AC-130
Артиллеристы заряжают 105-миллиметровую пушку боевого самолета AC-130
Wikipedia

На данный момент существуют лишь прототипы, но в скором времени новое оружие должно поступить на вооружение США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Русский аналог летающей батареи АС-130

В России тоже разрабатывается аналог американского ганшипа. В качестве основы должен быть использован советский самолет Ан-12 с двумя пушками 57 мм. В 2019 году был разработан аванпроект. Опытно-конструкторская работа на разработку летающей батареи также была открыта.

Однако новостей о разработке этой техники с того времени не слышно. Были слухи, что в 2023 году самолет должен совершить первый полет, однако, движения проекта все еще не наблюдается.