Стальные птицы: 5 самых грозных истребителей Второй мировой

Пока пехота и танки воевали на земле, военная авиация сражалась за господство в воздухе. Перед вами — пятерка легендарных истребителей Второй мировой войны, принимавших самое активное участие в сражениях.

Як-9

Як-9
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История знаменитых одномоторных истребителей, вышедших из конструкторского бюро Александра Яковлева, началась еще в 1940 году, когда в серийное производство поступил Як-1. Однако уже к 1942 году конструкция претерпела многочисленные улучшения. За два года производственного опыта и регулярных боевых вылетов «Яки» были улучшены настолько, что смогли составить конкуренцию даже легендарным немецким «мессерам», особенно эффективно противостоя врагу на малых высотах.

С 1942 по 1948 было разработано 18 модификаций Як-9 – от истребителя-бомбардировщика до двухместного пассажирского самолета спецназначения. Он стал самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны: общее число выпущенных моделей достигло почти 17 000.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Bf.109
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легендарный Ме-109 был рожден в процессе конфликта – правда, не военного, а бюрократического. Все началось в 1934 году, когда техуправление Рейхсминистерства авиации поставило задачу заменить технически устаревшие бипланы Арадо Ar 68 и Хенкель He-51. Эрхард Мильх, в те времена занимавший пост главы секретариата по делам авиации, не допустил Вилли Мессершмитта до участия в конкурсе. Формально ему отказали на основании того, что фирма Вилли не имела опыта в создании скоростных боевых самолетов, хотя на самом деле взаимная неприязнь между Мильхом и Мессершмиттом тянулась уже не первый год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге, пройдя череду попыток заключить контракт «на стороне» и разбирательств в гестапо, Вилли (не без вмешательства рейхсминистра Рудольфа Гесса) все же подключили к разработке нового истребителя. Результатом стало создание самого массового самолета в Германии — Messerschmitt Bf.109. Массивная, хорошо бронированная машина с мощным двигателем Даймлер-Бенц могла развивать высокую скорость в полете и в пике, хоть и уступала конкурентам в маневренности. За все время ведения боевых действий было выпущено порядка 30 модификаций Ме-109.

«Zero»

«Zero»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гордостью Японии во Второй мировой войне был огромный авиационный флот. Ничего удивительного в том, что и самым массовым истребителем стал палубный A6M Reisen, выпущенный компаний Mitsubishi (да-да, той самой). В народе он получил прозвище «Zero», и, помимо неплохих летных характеристик, обязан своей популярностью камикадзе – пилоты-смертники регулярно сокращали число самолетов, так что армии приходилось производить все новые машины. Всего Япония произвела более 10 000 истребителей A6M Reisen.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

P-51 Mustang

P-51 Mustang
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компания North American получила экстренный заказ на создание одноместного истребителя от правительства Великобритании и всего через 117 дней первый самолет уже поднялся в воздух. Модель хорошо показала себя на малой высоте, но не могла конкурировать с «мессерами» на высоте свыше 4600 метров. Компании пришлось обратиться за помощью к специалистам из Rolls-Royce, которые подарили «Мустангу» двигатель Merlin собственного производства (часто использовали и американский аналог — Packard V-1650). В результате самолет не потерял преимущества на малой высоте и к тому же приобрел наконец улучшенные высотные характеристики. Ламинарное крыло также позволило сократить расход топлива и, как следствие, увеличить дальность полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К 1944 году «Мустанг» считался лучшим истребителем эскорта, сопровождавшим дальние бомбардировщики. Причина – дополнительные подвесные топливные баки, благодаря которым поднявшаяся с базы в Восточной Англии ударная группа могла долететь до Берлина и до других городов Германии. В случае необходимости баки сбрасывались, позволяя увеличить скорость самолета в бою.

Supermarine Spitfire

Supermarine Spitfire
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, и сами британцы преуспели в создании одноместных истребителей. Еще в 1934 году конструктор-самоучка Реджинальд Митчелл разработал Supermarine Type 221 – компактный самолет, способный разогнаться до рекордных на тот период скоростей: всего за 17 минут машина достигла скорости в 562 км/ч и поднялась на высоту в целых 9145 метров!

Через 4 года в массовое производство отправился Supermarine Spitfire, многочисленные модификации и доработки конструкции которого велись практически в режиме нон-стоп. Самым массовым стал Spitfire MkI – всего было произведено порядка 20 000 истребителей.

Николай Николаев
Николай Николаев 21 Февраля 2020, 03:11
Успех Bf109 зиждился на сочетании легкого и простого по - аэродинамике планера и мощного двигателя, что давало хорошие лётные характеристики и незатратность в производстве, а, значит, возможность выпускать в большом количестве и успешно применять в боях. Недостаточность манёвра компенсировалась скороподъёмностью и использованием больших групп (кроме того, редкое для того времени наличие рации во всех самолётах Люфтваффе). Но тяжёлый двигатель способствовал частому капотированию при посадке, из-за чего Германия потеряла на фронтах больше машин и пилотов, чем в боях.
SK19VO
SK19VO 11 Декабря 2018, 21:16
17000 различных моделей ЯКов это бред.
roman romanov
roman romanov 28 Ноября 2018, 15:14
если бы в 39-ом в битве за Британию у немцев был бы уже FW-190, то наверное и не было бы высадки союзников в Нормандии в 44-ом так же как, в 41-ом он успешно бы заменил собой Ju-87 Stuka, потому как штурмовик он не уступал Штуке, но зато мог очень хорошо постоять за себя! и истребителям противника пришлось бы несладко, атакуя такую жертву. Лично мое мнение - лучший истребитель Второй Мировой - FW-190 ('это только мое мнение!)
Konstantin Luzhnov
Konstantin Luzhnov 26 Ноября 2018, 08:30
А как же Кожедуб, самый результативный летчик антигитлеровской коалиции (64 подтвержденные победы), который летал на ЛА-5 и ЛА-7. Машины простые, мощные и надежные. Ничего нет про Bell P-39 Airacobra, который поставлялся нам в больших количествах. На нем воевал Покрышкин. Да, он был не так хорош на больших высотах, но исходя из специфики Восточного фронта, получил у наших летчиков большую популярность. По крайней мере был не намного хуже Спитфайера, а в чем то и лучше.
Сергей Васильев
Сергей Васильев 25 Ноября 2018, 21:56
А как же И-16?
Борис Борисов
Борис Борисов 25 Ноября 2018, 18:32
Это "Мессершмитт"- то "массивная и хорошо бронированная машина"?! Какую траву курил автор?
Альберт Данильченко
Альберт Данильченко 25 Ноября 2018, 17:45
Жаль, что нет возможности аффтору влепить антилайк за недостоверную инфу
mix mex
mix mex 25 Ноября 2018, 13:06
туфта все это, мустанг был тяжеловат для маневренного боя и имел вооружение только в виде пулеметов 12.7 мм, поздние модификации мессера так же были тяжелы для боя с истребителями, зеро был вообще не живучим истребителем практически без защиты и имел большие ограничения по перегрузкам як был хорош для боя на высотах ниже 5000тыс, и все вышеперечисленные машины кроме зеро имели двигатели водяного охлаждение что так же ограничивало их живучесть, так что в этом ряду не хватает действительно лучших, таких как ла-7 и аэрокобры которая хоть и имела двигатель жидкостной но система была защищена двигателем и имела мощное вооружение и хорошую энерговооруженность а ее специфика центровки при хорошем пилоте позволяла вести бой с предельными возможностями перегрузок
Марина Попова
Марина Попова 25 Ноября 2018, 13:20
насчёт брони: фв-190.а так - зачёт.
Алексей Коршиков
Алексей Коршиков 25 Ноября 2018, 13:05
"Массивная, хорошо бронированная машина" ??? Афтар, прекращай употреблять наркотики! Масса у мессера, ла-5, як-1,3,9 примерно одинаковая, около 3 тонн. Брони на истребителях НИКОГДА не было и нет сейчас. В названии статьи "5 самых грозных". Как мерили грозность? Почему эти 5 самолетов? Короче, незачет.
Имярек Дазаколебалин
Имярек Дазаколебалин 25 Ноября 2018, 11:34
Ил-2 штурмовик, вообще-то!
Mur Kin
Mur Kin 25 Ноября 2018, 11:25
Забыли Ил2 и Аэрокобру.