Сто лет со дня первого танкового сражения: как это было

Журнал Popular Mechanics подготовил замечательную ретроспективу того, как сто лет назад британские и немецкие танки впервые сошлись в бою на полях сражений Первой мировой под французским городом Виллер-Бретоннё.
Сто лет со дня первого танкового сражения: как это было

Оглядываясь назад на целое столетие, становится очевидно, как далеко шагнула вперед как военная инженерия, так и стратегия ведения танковой войны. Битва при Виллер-Бретоннё хоть и была короткой, но стала самым настоящим предвестником куда более масштабных сражений будущего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые танки

Немецкий танк A7
Немецкий танк A7

Весной 1918 года военное положение Германии было отчаянным. Страна исчерпала как экономический, так и военный ресурсы за четыре года изнурительных боев. Миллионы солдат были убиты или искалечены на всю жизнь, а рабочей силы не хватало для обеспечения нужд армии. Весеннее наступление было направлено на то, чтобы поразить уязвимую точку между силами британской и французской армий, и получило название Kaiserschlacht. Однако операция не достигла своих целей, и последняя попытка прорыва быланаправлена на французский город Амьен. Городок Виллер-Бретоннё — лишь перевалочный пункт на пути к победе, но в преддверии наступления немцы подготовили все танки, способные атаковать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Британский танк Mk. IV, модификация female
Британский танк Mk. IV, модификация female
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Концепт тяжеловооруженной, бронированной повозки с экипажем возникал на протяжении многих веков. Подобный тип войск предлагал ввести еще Ганнибал, а первый концепт, максимально приближенный к современным танкам, предложил Леонардо Да Винчи в 1482 году. Само слово «танк» происходит от английского tank – первая партия машин войны намеренно получила название water tank (букв. «баки с водой») в рамках соблюдения секретности. Псевдоним прижился, и используется с 1916 года по сей день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

24 апреля 1918 года немецкие войска начали наступление на Виллер-Бретоннё. На британцев обрушился шквал взрывчатки, горчичного газа и едкого дыма, что привело к снижению видимости до критического минимума — защитники города теперь не могли предугадать действия неприятия. После прекращения артобстрела волна немецкой пехоты в сопровождении танков A7M начала наступление на британские позиции.

Mk. IV male
Mk. IV male
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На тот момент у британской стороны было 12 танков Mark IV. Эта модель появилась в 1917 году, весила 28,4 тонны и могла нести на борту экипаж из 8 человек. Дополняли сборку броня толщиной от 8 до 12 мм и двигатель Daimler мощностью 105 лошадиных сил, обеспечивающий максимальную скорость 5,8 км/ч. Mark IV вышел в двух комплектациях: male («мужская» модель была оборудована тремя корабельными пушками, приспособленными для боя на земле, и тремя пулеметами) и вспомогательная female («женские» модели были вооружены пятью пулеметами и защищали male от вражеской пехоты).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У немцев, в свою очередь, было 13 танков A7V. Эта модель тоже появилась в 1917 году: она весила 29,9 тонн, могла нести до 18 человек на борту, а диапазон толщины брони колебался от 6 до 20 мм! На каждую модель приходилось целых два движка Daimler мощностью 100 лошадиных сил, как результат — скорость по пересеченной местности могла достигать 8 км/ч. На борту такого танка располагались два 57-мм орудия и 6 пулеметов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Битва титанов

Битва была короткой, однако оставила заметный след в истории. Шесть британских танков избежали серьезного урона, в то время как два A7 пострадали от системных сбоев, и лишь один был поврежден орудийным огнем противника. Опасаясь взрыва боезапаса, команда покинула машину.

Немецкие и британские танки были сконструированы в основном для борьбы с окопавшейся пехотой и для уничтожения полевых укреплений. Хотя обе державы знали, что рано или поздно танки столкнуться друг с другом в бою, никто так и не смог подготовиться к этому должным образом. Танкам не хватало скорострельности, а орудия явно не предназначались для пробития мощной брони.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, инженеры довольно быстро сделали из этого выводы. Со временем танки становились все более мобильными, бронированными и мощными. Тенденции к механизации войны привели к тому, что танки перестали быть средством ведения траншейной войны и многие модели предназначались специально для уничтожения вражеской техники. Современные 70-тонные танки носятся по бездорожью со скоростью до 45 км/ч, а толщина брони измеряется сотнями миллиметров. За прошедшие сто лет танки заняли доминирующее положение на поле боя — возможно, еще через столетие их окончательно сменят роботы?

mohem
mohem 03 Мая 2018, 10:29
Таких мощных не было. Устанавливали те, какие возможно было закупить из наличия . Если это было плановое задание, то устраивали конкурс среди производителей . Во франции участвовали в основном французские производители . Есть на эту тему хорошая книга "Луи Рено" из серии ЖЗЛ, автор - Екатерина Глаголева .
Игорь Семенов
Игорь Семенов 01 Мая 2018, 22:17
На немецкий танк устанавливали двигатели Даймлер и на английский танк устанавливали двигатели Даймлер! У англичан своих двигателей не было?
Igaarok Strok
Igaarok Strok 01 Июня 2018, 21:42
Это машинный перевод, его не читают перед печатью, судя по всему.
massaboss
massaboss 01 Мая 2018, 16:34
"...два A7 пострадали от системных сбоев" - корявый перевод, применительно к бронетехнике более уместно было бы что-то вроде "технических неполадок".