Журнал Popular Mechanics подготовил замечательную ретроспективу того, как сто лет назад британские и немецкие танки впервые сошлись в бою на полях сражений Первой мировой под французским городом Виллер-Бретоннё.
Василий Макаров

Оглядываясь назад на целое столетие, становится очевидно, как далеко шагнула вперед как военная инженерия, так и стратегия ведения танковой войны. Битва при Виллер-Бретоннё хоть и была короткой, но стала самым настоящим предвестником куда более масштабных сражений будущего.

Первые танки

Немецкий танк A7 Немецкий танк A7

Весной 1918 года военное положение Германии было отчаянным. Страна исчерпала как экономический, так и военный ресурсы за четыре года изнурительных боев. Миллионы солдат были убиты или искалечены на всю жизнь, а рабочей силы не хватало для обеспечения нужд армии. Весеннее наступление было направлено на то, чтобы поразить уязвимую точку между силами британской и французской армий, и получило название Kaiserschlacht. Однако операция не достигла своих целей, и последняя попытка прорыва быланаправлена на французский город Амьен. Городок Виллер-Бретоннё — лишь перевалочный пункт на пути к победе, но в преддверии наступления немцы подготовили все танки, способные атаковать.

Британский танк Mk. IV, модификация female Британский танк Mk. IV, модификация female

Концепт тяжеловооруженной, бронированной повозки с экипажем возникал на протяжении многих веков. Подобный тип войск предлагал ввести еще Ганнибал, а первый концепт, максимально приближенный к современным танкам, предложил Леонардо Да Винчи в 1482 году. Само слово «танк» происходит от английского tank — первая партия машин войны намеренно получила название water tank (букв. «баки с водой») в рамках соблюдения секретности. Псевдоним прижился, и используется с 1916 года по сей день.

24 апреля 1918 года немецкие войска начали наступление на Виллер-Бретоннё. На британцев обрушился шквал взрывчатки, горчичного газа и едкого дыма, что привело к снижению видимости до критического минимума — защитники города теперь не могли предугадать действия неприятия. После прекращения артобстрела волна немецкой пехоты в сопровождении танков A7M начала наступление на британские позиции.

Mk. IV male Mk. IV male

На тот момент у британской стороны было 12 танков Mark IV. Эта модель появилась в 1917 году, весила 28,4 тонны и могла нести на борту экипаж из 8 человек. Дополняли сборку броня толщиной от 8 до 12 мм и двигатель Daimler мощностью 105 лошадиных сил, обеспечивающий максимальную скорость 5,8 км/ч. Mark IV вышел в двух комплектациях: male («мужская» модель была оборудована тремя корабельными пушками, приспособленными для боя на земле, и тремя пулеметами) и вспомогательная female («женские» модели были вооружены пятью пулеметами и защищали male от вражеской пехоты).

У немцев, в свою очередь, было 13 танков A7V. Эта модель тоже появилась в 1917 году: она весила 29,9 тонн, могла нести до 18 человек на борту, а диапазон толщины брони колебался от 6 до 20 мм! На каждую модель приходилось целых два движка Daimler мощностью 100 лошадиных сил, как результат — скорость по пересеченной местности могла достигать 8 км/ч. На борту такого танка располагались два 57-мм орудия и 6 пулеметов.

Битва титанов

Танк A7, завалившийся на бок во время перемещения по пересеченной местности

Битва была короткой, однако оставила заметный след в истории. Шесть британских танков избежали серьезного урона, в то время как два A7 пострадали от системных сбоев, и лишь один был поврежден орудийным огнем противника. Опасаясь взрыва боезапаса, команда покинула машину.

Немецкие и британские танки были сконструированы в основном для борьбы с окопавшейся пехотой и для уничтожения полевых укреплений. Хотя обе державы знали, что рано или поздно танки столкнуться друг с другом в бою, никто так и не смог подготовиться к этому должным образом. Танкам не хватало скорострельности, а орудия явно не предназначались для пробития мощной брони.

Конечно, инженеры довольно быстро сделали из этого выводы. Со временем танки становились все более мобильными, бронированными и мощными. Тенденции к механизации войны привели к тому, что танки перестали быть средством ведения траншейной войны и многие модели предназначались специально для уничтожения вражеской техники. Современные 70-тонные танки носятся по бездорожью со скоростью до 45 км/ч, а толщина брони измеряется сотнями миллиметров. За прошедшие сто лет танки заняли доминирующее положение на поле боя — возможно, еще через столетие их окончательно сменят роботы?

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.