О каком оружии говорил Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию

В своем Послании к Федеральному Собранию президент России представил ряд новых образцов стратегического оружия — авиационные и ракетные комплексы, способные запускать боеголовки со скоростью больше чем в 20 Махов. В Интернете начались бурные споры относительно того, что это за оружие и в какой стадии разработки оно находится.
О каком оружии говорил Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию

1 марта Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Церемония оглашения состоялась в Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж». Во время своего выступления президент России представил ряд новых образцов стратегического оружия, ставших ответом на активную деятельность США, разворачивающих системы ПВО по всему миру. Естественно, в Сети тут же появилось множество обсуждений и анализов сказанного. Мы не будем говорить о политической составляющей Послания, но скажем несколько слов относительно технической. Что же это за ракеты, которым президент посвятил (по дотошным подсчётам аналитиков) более 40 минут своего выступления?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ракета «Сармат»

Основных пункта было три. Особый акцент был сделан на ракетном комплексе с тяжелой межконтинентальной ракетой РС-28 «Сармат», который пришел на смену комплексу «Воевода», созданному еще в Советском Союзе. В отличие от своего предшественника, жидкотопливный «Сармат» имеет укороченный активный участок полета при весе свыше 200 тонн, что затрудняет ее перехват средствами ПРО. Вместо полета по единой баллистической дуге ракета выпускает множество боеголовок, каждая из которых ведет себя как управляемые крылатые ракеты. Кроме того, по словам Владимира Путина, «Сармат» выигрывает не только за счет увеличенной дальности полета, количества и мощности боевых блоков, но и благодаря «широкому спектру ядерных боеприпасов большой мощности, в том числе гиперзвуковых».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Забавно, что для демонстрации боевых возможностей нового комплекса использованы кадры из фильма «Первого канала» 2007 года, на которых запечатлен полет ракеты «Сатана». Вероятно, это было сделано в целях конспирации — в своем обращении президент неоднократно подчеркивает, что не может продемонстрировать кадры реальных полевых испытаний с целью соблюдения секретности. Кроме того, внешним видом «Сармат» (как ракета выглядит, уже не является секретом) крайне напоминает «Сатану», так что ролик вполне можно использовать повторно. Даже по классификации НАТО «Сармат» называется SS-X-30 Satan 2.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В общем и целом, сейчас о «Сармате» известно довольно много, да и наш сайт неоднократно писал о ней (например, вот или вот).

Ракета с ядерной энергоустановкой

После презентации «Сармата» Владимир Путин отметил, что лучший способ обойти системы ПРО — создать такие ракеты, которые вообще не используют баллистические траектории полета при движении к цели. Для этого российские инженеры разработали крылатую ракету, у которой есть одна интересная особенность. В корпусе такой ракеты размещена малогабаритная ядерная энергоустановка, благодаря которой дальность полета становится «практически неограниченной». В результате, малозаметная ракета, несущая ядерную боеголовку, едва заметна на радарах и может не опасаться всех существующих систем ПРО благодаря непредсказуемой траектории полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надо сказать, что про «ядерную энергоустановку» до Послания президента никто не упоминал: в уже существующей ракете X-101, которая, по-видимому, стала базовой системой для новой ракеты, стоит вполне обыкновенный турбореактивный двигатель ТРДД-50. Известно, что существует две версии ракеты — X-101 (неядерной), которую с 2015 года применяют в Сирии, и X-102 с ядерной боеголовкой, которую, слава богу, пока нигде не применяют.

Новая ракета пока названия не имеет, и Минобороны даже объявило конкурс «народных названий». Названия народ предлагает очень забавные — «Барсик», «Санкция», «Кондратий», «Паритет», «Учитель», «Русь», «Посол», «Мельдоний» и «Осиновый кол».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авиационно-ракетный комплекс «Кинжал»

Нажми и смотри

Гиперзвуковое оружие неоднократно упоминается в Послании президента России. Как известно, для обозначения высоких скоростей используется число Маха: 1 Мах равен 1062 км/ч на высоте 11 километров. Гиперзвук — это скорость от 5 Махов и выше. На сегодняшний день ни одна система ПРО и ПВО не способна сбить ракету, летящую с такой скоростью. Владимир Путин подчеркнул, что подобное оружие уже есть на вооружении российских военных сил. «Его испытания успешно завершены, и, более того, с 1 декабря прошлого года комплекс приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа». Речь идет об авиационно-ракетном комплексе «Кинжал» — высокоскоростном самолете, способном доставлять ракету в точку сброса на гиперзвуковой скорости. Этот комплекс способен поразить цель на расстоянии более 2000 км обычной или ядерной боеголовкой, при этом сама ракета осуществляет маневры на всех участках полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лазерное оружие

Президент отметил, что Россия достигла «существенных результатов» в создании лазерного оружия. Речь идет не о экспериментальных прототипах, а о вполне штатном вооружении: с 2017 года в войска уже поступают боевые лазерные комплексы. Детали президент пока не раскрыл: в коротком демонстрационном видеоролике можно заметить, что системы лазерного оружия установлены на бронетранспортерах, внутри которых расположены системы управления установкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, всё, что мы знаем об этом оружии, заключено вот в этом ролике от Минобороны:

Нажми и смотри

Беспилотные подводные аппараты

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во всем мире каждый год растет число малых летающих дронов, которые используются для военной разведки, обеспечения солдат на поле боя и даже бомбардировки. Российские беспилотные технологии вместо этого сосредоточили свое внимание на водных операциях: по словам Владимира Путина, в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные совершать межконтинентальные рейды «на очень большой глубине». Благодаря огромной скорости, такие дроны могут не только успешно догонять подводные лодки, но и уходить от самых современных торпед. Боекомплектом служат как обычные, так и ядерные боеприпасы, за счет чего беспилотники могут эффективно уничтожать авианосцы, береговые укрепления и другую инфраструктуру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Президент уверил собравшихся, что низкая шумность вкупе с высокой маневренностью делает их практически неуязвимыми. «Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует», сказал он. Беспилотные подводные аппараты, как и ракеты, будут оснащены ядерной энергетической установкой: это решит проблему потребления энергии. Путин отметил, что при малом объеме (в 100 раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок) системе требуется в 200 раз меньшее время выхода, чтобы переключиться на боевой режим с максимальной мощностью.

Нажми и смотри

Крылатый блок «Авангард»: 20 Махов — не предел

Авиационно-ракетным комплексом арсенал гиперзвукового оружия России не ограничивается. Владимир Путин также рассказал еще об одном перспективном ракетном комплексе стратегического назначения под названием «Авангард». Сам комплекс представляет собой «планирующий крылатый блок». От существующих типов боевого оснащения эта система отличается способностью совершать полёты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность с гиперзвуковой скоростью, превышающей число Маха более чем в 20 раз. Во время полета на такой скорости от сильного трения о воздух обшивка раскаляется, и ракета может просто сгореть в воздухе. Чтобы решить эту проблему, блок оснащен дополнительной «броней» из композитных материалов. По словам президента, успешные испытания доказали, что система отлично управляется даже при нагреве в 1600 — 2000°С.

Алексей Щебланов
Алексей Щебланов 28 Декабря 2018, 14:52
не, ну эта ракета будет периодически садиться на берег реки, набирать воды и вот ее и будет испарять при помощи реактора :)
Пупок Пупкин
Пупок Пупкин 12 Апреля 2018, 00:39
... в корпусе такой ракеты размещена малогабаритная ядерная энергоустановка, благодаря которой дальность полета становится «практически неограниченной»... Это полная чушь! Для полета любого реактивного летательного аппарата, будь то ракета или самолет, к примеру, требуется запас топлива. Которое тем или иным способом преобразуется в выдуваемую через сопла газовую струю. Эта струя и "толкает" летательный аппарат. Таким образом дальность полета зависит от количества топлива и очень даже ограничена!
bulat Ivanov
bulat Ivanov 04 Апреля 2018, 22:42
Господи, ну что за бред? Крылатая ракета с непредсказуемой траекторией. Это как? Боеголовки МБР, которые ведут себя как управляемые крылатые ракеты. Еще один перл.
Геннадий Нефёдов
Геннадий Нефёдов 31 Марта 2018, 22:12
Это ты американцам расскажи и их марионеткам!
Nickolas T
Nickolas T 18 Марта 2018, 09:32
Ракета с ядерным реактором всё летает ? Если упала, покажите где, замерьте уровень радиации, сделайте селфи и не забудьте умереть от лучевой болезни, там "чернобыль". Утопили ? Ракета не подлодка, система аварийного охлаждения реактора в ней не поместится, расплавление реактора от неуправляемого распада продуктов деления неизбежно. Нет шума в СМИ из-за радиоактивного выброса.
roman romanov
roman romanov 13 Марта 2018, 16:22
а самолеты разве не маневрируют ? ) они ведь не по определенной орбите двигаются ) но тем не мене их сбивают - как это ни странно )к тому же, чем больше маневрируешь, тем быстрее теряется скорость - или как ? ) или сей девайс тоже оснащен "ядрёной" установкой ? ) И последнее... вспомните, чему учит Жизнь ) хотя как говорил еще Геродот - история только и делает , что ничему не учит .) но тем не менее... Жизнь учит, что на всякую систему нападения всегда найдется система защиты! и это утверждение доказано Жизнью от примитивных форм - от бактерий и -> до хома сапинса ) не стоит думать, что мы умнее Природы! он жестока наказывает нас за такое чванство! к примеру: сейчас семимильными шагами развивается лазерные системы вооружения . и там уже хоть на 100 махов летите ) от электромагнитной волны не убежите ) или войну с мириканцами нужно начинать уже завтра ) чтобы они не успели придумать ответ ) хотя лично я имею ОЧЕНЬ сильные сумления (это еще мягко сказанно )) по поводу того, что заявленные системы вообще существуют в реале , а не только в виртуале и в докладах начальства )
rackitnyh
rackitnyh 12 Марта 2018, 10:37
Спутники сбивают, потому как точно рассчитывают точку встречи противоракеты со спутником или на встречном курсе, так как он двигается по определённой орбите и все параметры известны. А в нашем случае ракета системы "Авангард" летит на более низкой высоте со скоростью в 20 махов, да ещё маневрирует.
opoffis
opoffis 14 Марта 2018, 23:13
Нарикаю тебя Фамой !
opoffis
opoffis 14 Марта 2018, 23:15
Удвоил еще 2008 !!!!
Михаил Ткаченко
Михаил Ткаченко 10 Марта 2018, 19:49
Да наверное спец рубит по физике ,огромный спец если несёт такую ахенею,Путин к твоим комментариям за свои слова всегда отвечал.
Виктор А
Виктор А 08 Марта 2018, 23:48
Неуч!
Max Firsov
Max Firsov 08 Марта 2018, 22:26
ээээ... умныйй вы наш товарЫщь, а вы откуда такой информации набрались :) диванные генералы как вы достали :))) ни какого Петросяна не надо...
roman romanov
roman romanov 08 Марта 2018, 17:58
такую бредятину я еще досель никогда не читал ! ) но самое поразительное, что ее озвучил Путин! ) я не особо благоволю к сему джентельмену, но всегда думал, что он человек здравомыслящий! и уж никак не ожидал, что он согласится примерить на себя маскарадный костюм клоуна ((( он вообще-то глава государства , причем такого крупного и ядерного и должен нести ответственность за то что говорит! а не чесать языком как помелом ! неужто он сам не понял, что озвучил какую-то бредятину ?! крылатая ракета на я ядерной установкой ... ) все люди в здравом уме - потешались над сим заявлением ) а про невозможность современным средствам ПВО перехватить гиперзвуковую цель ... вообще-то спутники летают вокруг Земли на скорости как минимум 8км/с, а скорость звука 340 м/c -- ну и посчитайте какая разница ?! ) но спутники сбиваю , даже китаёзы это могут делать ) а мириканская система Иджис это продемонстрировала еще лет 5 или даже более назад так что все это полная ахинея! так же как гипер звук в плотных слоях атмосферы ) эта бандура будет так светится, что расплавится не долетя до цели )или ее покроют керамикой как на Буране? но он то был один! и что ? теперь вся страна встанет на военные рельсы как во времена оны ? ) будет перебиваться с хлеба на воду , но строить такие игрушки для расейских инералоф ? ) хотя и это блеф! нда... и добавить больше нечего!
roman romanov
roman romanov 13 Марта 2018, 16:53
позволил себе немного модифицировать что вы сказали ) ВАРП(WARP) - Великая Атомная Ракета Путина ) такая же реальность как WARP-двигатели )
roman romanov
roman romanov 13 Марта 2018, 16:53
позволил себе немного модифицировать что вы сказали ) ВАРП(WARP) - Великая Атомная Ракета Путина ) такая же реальность как WARP-двигатели )
Богдан Новочадов
Богдан Новочадов 07 Марта 2018, 00:35
Много было сказано. Многое из вопросов о вооружении сказано громких слов, причем даже чересчур громких. Но не стоит так уж винить в этом лично президента — он должен был сказать хоть что-то позитивное. Но если в стране, кроме ракеты с ядерной энергоустановкой, больше нет ничего позитивного, то пусть будет ракета) Вот этой ракетой нам всем поднимут уровень жизни в нынешнем и пяти следующих годах нашей жизни. А если серьезно, то подобного бреда я ожидал оь ГосДепа США или Украины, но никак не от нашей власти. Я понимаю, что сказки и мечты поднимают настроение и мотивируют, но рассказывать своему народу подобное в далеко не лучшие времена - верх цинизма. И даже, если предположить, что хоть часть из этого является правдой, то на фоне слов нашего же правительства о снижении ЗП бюджетникам в связи с нехваткой денег разработка и публичное бахвальство подобными проектами, требующими огромного финансирования, как минимум нечестно по отношению к своему же народу. Это как помещику хвастать в голодный год перед отощавшими крестьянами новой каретой. Просто позор.
Андрей Андрей
Андрей Андрей 05 Марта 2018, 18:26
Оружие возмездие , гений Фю.. ой конечно Путина где-то это уже было
svet113
svet113 05 Марта 2018, 18:24
Клич, а не клинч.
Дмитрий Коваленко
Дмитрий Коваленко 04 Марта 2018, 11:29
Ещё вчера такие как вы кричали "куда вы прёте против Америки, у неё гиперзвуковые ракеты, у неё сильнейшая армия, кто вы такие:?". Сегодня вы говорите о клинче что является признаком равных сил. Я знаю что вы будете говорить завтра... ;)
Иван Петров
Иван Петров 04 Марта 2018, 10:17
Боевой клич всегда хорошо действует на одноизвилинных, особенно перед выборами
Діма Швець
Діма Швець 04 Марта 2018, 12:52
ЛОХОТРОН
Artur Kasaev
Artur Kasaev 03 Марта 2018, 15:22
Это из области: -Вы суслика видите ? -Нет. -А он есть!
Пупок Пупкин
Пупок Пупкин 12 Апреля 2018, 01:18
Вариант на самом деле один. Ядерная энергоустановка вырабатывает энергию - электрическую. В результате "ядерного деления" выделяется тепло, которое нагревает специальную"химическую" батарею. Эта батарея в результате вырабатывает электрическую энергию в течение весьма значительного интервала времени. Электричество сможет крутить электродвигатель и маленький "пропеллер". Такая конструкция может плыть. Что успешно используется под водой. Но такая конструкция если и сможет лететь, то очень низенько... Суть вот в чем. Ядерные энергоустановки используются во флоте (корабли и подводные лодки) и в космосе (для питания электрооборудования). Все, что летает "по воздуху" с большой скоростью - использует топливо.
roman romanov
roman romanov 08 Марта 2018, 18:18
многоуважаемая! Кира подобные заявления были адресованны не таким умникам как Вы ) а той той зомбированой части населения России которая неистово вижит только от одной фразы - Великая Россия ) вот и вся правда )
Олег Барановский
Олег Барановский 03 Марта 2018, 18:01
Вы случаем ракету с паровозом не перепутали?
Alexey Pricolniy
Alexey Pricolniy 03 Марта 2018, 12:47
Кирочка прежде чем публично испортить воздух своми кишечными газами, по гуглите сначало тему...
Пупок Пупкин
Пупок Пупкин 12 Апреля 2018, 01:41
Нет, не так. Атмосферный воздух содержит кислород, который является окислителем для топлива. Кислород необходим для того, чтобы "сжечь" топливо. В результате сгорания образуется очень большой объем газа, который под большим давлением и выбрасывается через сопла - как бы "толкает" летательный аппарат. Причем самолету достаточно того количества воздуха, которое нагнетается в камеру сгорания турбореактивного двигателя. Ракета же имеет отдельный бак для горючего (керосин, например) и отбельный бак для окислителя (сжиженный кислород для керосина) - то есть объем (и вес) фактически требуется вдвое больший. У ракеты гораздо больше расход топлива и кислорода, находящегося в воздухе уже будет недостаточно. Также некоторые ракеты используют в качестве топлива не керосин. Для них требуется другой окислитель (не кислород), которого в воздухе просто нет. Так что не все так просто с дальностью полета...
roman romanov
roman romanov 08 Марта 2018, 18:22
у воздуха не такая теплоемкость и теплопроводность чтобы на таких скоростях снимать хоть какую-то приемлемую мощность с якобы существующего реактора ) почему же промышленные реакторы не делают воздухоохлождающими ? ) крутит электродвигатели ? ) а они пропеллер ? ) а как по твему ядерный реактор вырабатывает эл.энергию без турбины и пара ? )
Олег Чепрасов
Олег Чепрасов 03 Марта 2018, 06:11
Да... и дрова... Прежде чем писать ахинею, немного почитайте о технологии. Варианта два - энергоустановка вырабатывает электричество которое крутит электродвигатели или забирается и раскаляется атмосферый воздух, который затем выбрасывается через сопла.
Кира Андросова
Кира Андросова 03 Марта 2018, 03:14
каким образом энергия ядерного деления преобразуется в реактивную струю? Для этого нужна турбина и несколько тонн воды, что сводит затею на нет. Таких ракет нет в мире и не будет ещё 20 лет. На ракете которую показал Путин, только пенсии улететь могут в черную дыру, вот для чего она показана.
Сергей Черношейкин
Сергей Черношейкин 03 Марта 2018, 03:07
а
Алекс .
Алекс . 03 Марта 2018, 02:33
Сказал непререкаемый эксперт в военных технологиях)
Алиса Горбунова
Алиса Горбунова 02 Марта 2018, 22:46
послание звучало примерно как сказки венского леса
Alexey Pricolniy
Alexey Pricolniy 03 Марта 2018, 12:41
Господи! Какой УЖАС! "стыдно для научно-популярного издания писать чепуху, не понимая физики процесса. Воздух и обшивка раскаляются не от трения" СЫДНО не учится в школе! Прогуливать Физику и иметь по этому предмету 2. Чувак открой учебник физики! Открой его хоть раз в жизни и почитай!
Закир Умаров
Закир Умаров 02 Марта 2018, 17:20
да они сами уже разбирали этот процесс, просто для всех привычнее писать, как выше в статье, чем пояснять каждый раз
v.matveev
v.matveev 02 Марта 2018, 17:07
"на такой скорости от сильного трения о воздух обшивка раскаляется" - стыдно для научно-популярного издания писать чепуху, не понимая физики процесса. Воздух и обшивка раскаляются не от трения, а от торможения и сжатия воздуха в набегающем потоке.