Античная военная техника: тенсионные и торсионные орудия прошлого

Что отличает баллисту от катапульты? Когда появились и как выглядели первые машины войны античности? Сегодня «Techinsider» расскажет о том, что представляли собой грозные боевые механизмы античных культур.
Античная военная техника: тенсионные и торсионные орудия прошлого
Gallo images

В одной из наших статей мы рассказывали, что вся военная инженерия человечества началась с изобретения самых базовых метательных орудий — пращи и лука. Но это лишь начало пути: пришло время отправиться во времена античных культур.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современная история считает, что впервые массово использовать военные машины стали греки. Существует теория, что изобретателями самых первых машин являлись ассирийцы, а греки лишь позаимствовали технологию позднее, но официального подтверждения ей нет до сих пор. Ранние прототипы военной машинерии работали по принципу обычного лука, а потому их называют тенсионными (от англ. tension – «натяжение») или не-торсионными (non-torsion).

Тенсионные военные машины

В прошлый раз мы говорили о том, что самым популярным метательным оружием ранних цивилизаций был лук, сочетавший в себе простоту изготовления и высокую поражающую способность. Одним из главных недостатков лука была необходимость удерживать тетиву в натянутом состоянии для более точного прицеливания. Тем, кто хоть раз держал в руках современный спортивный лук, известно, что это требует приложения значительных усилий и немалой крепости рук. Гастрофетбрюшной лук», иногда гастрафет), самое раннее из известных упоминаний о котором относится к полису Сиракузы V-IV века до нашей эры, решил проблему. Это был уже не лук, но полноценный арбалет: длинный приклад с широким раструбом удобно упирался в живот, после чего стрелок взводил тетиву с помощью двух планок, верхней (выступающей и гладкой) и нижней (зубчатой, играющей роль фиксатора тетивы). Самострел стрелял короткими (40-60 см) болтами с гранеными наконечниками из металла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Внешний вид гастрофета
Внешний вид гастрофета
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Герон Александрийский, описавший в своей работе принцип действия этого сложного механического устройства, утверждал, что Дионисий Старший, правивший в то время Сиракузами и находящийся в войне с могущественным Карфагеном, собрал в городе настоящее конструкторское бюро из лучших инженеров своего времени. Конечно, в силу трудоемкости изготовления оружие не стало так же популярно, как лук. Как бы то ни было, у него был существенный плюс: как и в случае самострела более поздних эпох, для владения гастрофетом не требовалось мастерство лучника и долгие, изнурительные тренировки – в случае необходимости любой мог воспользоваться мощным и весьма дальнобойным оружием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Оксибелес, или станковый лук
Оксибелес, или станковый лук

Со временем гастрофет эволюционировал в оксибелес, или станковый лук. Он увеличился в размерах, а его плечи стали более широкими и тугими. Не являясь больше ручным оружием, оксибелес устанавливался на подставку и служил в качестве стационарной огневой точки при обороне и осаде укреплений. В дальнейшем стрельба по настильной траектории уступила стрельбе по траектории баллистической. И так мы подходим к новому классу боевых машин – торсионным орудиям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История баллисты

Часто у баллисты не было единого лука, а лишь два независимых плеча
Часто у баллисты не было единого лука, а лишь два независимых плеча
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долгое время баллиста называлась катапультой, а катапульта – баллистой, и лишь примерно в VI веке нашей эры ученые вдруг поменяли их местами. Стоит также отметить, что в некоторых трудах словом «баллиста» обозначается обычный стреломет – что, разумеется, вносит еще больше сумятицы в и без того не самую стройную классификацию. Сам термин «баллиста» происходит от греческого βαλλειν — «бросать». Если в случае тенсионных машин принцип действия основан на сгибании плечей лука, то торсионные предполагают использование энергии скручивания канатов, которые обычно плели из жил скота, а также конского и даже человеческого волоса. Толстые канаты обеспечивали большую надежность, а использование энергии скручивания делало стрельбу более удобной и прицельной, не говоря уже о повышении мощности самого выстрела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкция метательных механизмов претерпела серьезные изменения. Теперь основой служил уже не лук, а рычаг, соединенный с витым канатом. Появилась рама, которая выступала в качестве крепления для канатов и связующего звена между пусковым механизмом и ложем. Здесь берет свое начало первое серьезное разделение торсионных машин на палинтоны (иначе «катапелтай петроболос», камнеметы) и эвтитоны (греч. «стреломет»).

Согласно древнеримскому автору Витрувию, жившему в I веке до н.э.:

«...Баллиста, способная бросать камни в 0,6 кг, должна иметь размер отверстия для скрученного жгута шириной в 5 пальцев; для камней 1,1 кг — шесть пальцев; для камней 1,7 кг — семь пальцев; для камней 3,3 кг — восемь пальцев; для камней 6,5 кг — десять пальцев; для камней 13 кг — двенадцать пальцев и 9/16-х; для камней 26 кг — пятнадцать пальцев... Закрутка жгута осуществляется до такой степени, когда жгут после удара по нему рукой издает ровный мелодичный звук по всей длине, такой же звук должен быть в другом жгуте...»

Легендарная «архимедова баллиста» могла, по словам древнегреческого писателя Афинея, метать камни в 3 таланта (примерно 78 кг) на один стадий, то есть на 170 метров!

Сведения о дальнобойности баллист также разнятся. Согласно Флавию, осаждающие Иерусалим римляне метали пресловутые 30-килограммовые булыжники на расстояние аж до 360 метров. В 305 году до н.э. Деметрий разрушал городские стены с помощью баллист того же калибра, но они метали камни куда скромнее - на вдвое меньшую дистанцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мобильная артиллерия

Современная реконструкция римского скорпиона
Современная реконструкция римского скорпиона

Принято считать, что торсионное орудие – инструмент сугубо стационарный и эффективен лишь во время обороны или осады крепостей. Но это не так: на вооружении Рима уже в I веке до н.э. находилось внушительное количество мобильных боевых машин. Карробаллиста – облегченный вариант стационарного торсионного стреломета, который устанавливался на повозку. Их ставили на возвышении по периметру временных лагерей; кроме того, карробаллисты (римляне называли баллисты-эвритоны скорпионами) даже устанавливались позади тяжеловооруженной пехоты. Их эффективность в бою у многих вызывает весьма ожидаемые вопросы: для обслуживания баллисты требовалось порядка 10-11 человек, при этом ее скорострельность в условиях реального боя оставляла желать лучшего. Однако принимая во внимание то, что на легион приходилось целых 60 карробаллист, а также тот факт, что выпущенный из нее снаряд легко останавливал всадника на полном скаку, использование мобильных торсионных машин выглядит более чем оправданным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Стационарный палинтон
Стационарный палинтон
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Палинтоны, как стационарные, так и нет, обладали еще одним существенным преимуществом: они использовали в качестве снарядов камни, самый распространенный полевой ресурс в любой точке мира (исключая, разве что, пустыни и морские просторы). Закрепленный на подвижном штативе, позволявшем поворачивать и наклонять оружие, палинтон позволял с высокой точностью осыпать вражескую пехоту и конницу градом булыжников – в некоторых ситуациях это было куда проще и эффективнее использования тех же скорпионов. К тому же, прицельная стрельба камнями одинаково хорошо работает как против крупных скоплений живой силы, так и против крепостных стен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скорпион и палинтон – две основные схемы баллисты, которые просуществовали более тысячи лет. Европейцы активно использовали их вплоть до XVI века, но с появлением более эффективной пороховой артиллерии популярность торсионных орудий пошла на спад.

Современная реплика полибола
Современная реплика полибола

Напоследок хотелось бы рассказать о еще одном детище хитроумной античной инженерии. Александрийский изобретатель Дионисий разработал достойную альтернативу китайскому скорострельному арбалету чу-ко-ну – полибол. С помощью специального механизма для подачи стрел и зубчатого колеса эта скорострельная баллиста могла, судя по всему, метать снаряды со скоростью арбалета. Конечно, при этом пришлось пожертвовать значительной частью поражающей мощи. Увы, это сыграло критическую роль: вкупе со сложностью изготовления, эта машина таки и не стала образцом для массового производства и была скорее фактором устрашения, нежели эффективным средством ведения боевых действий.