В США появился первый летчик-ас со времен Вьетнама. Вас удивит, на чем он летает

В американских ВВС звания аса удостаивается пилот, одержавший не менее 5 воздушных побед.
В США появился первый летчик-ас со времен Вьетнама. Вас удивит, на чем он летает
(c) US Navy
Не так много, не правда ли?

Для сравнения, лучший советский летчик-истребитель Иван Кожедуб сбил 63 самолета за время Великой Отечественной войны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако времена самолетных боев постепенно уходят в прошлое. Далеко не у каждого военного пилота, даже участвовавшего в военных конфликтах, есть хотя бы одна воздушная победа.

Вьетнамская война отгремела полвека назад, и за все ее время лишь пять американских пилотов получили звание аса. Войны в Ираке и Афганистане не принесли новых имен.

Последним американским истребителем, когда-либо сбивавшим чужие самолеты, стал F-15 Eagle – разработка еще семидесятых годов, потенциальный соперник советских МиГ-29 и Су-27. Пришедший ему на смену F-22 Raptor ни разу не сбивал самолет или вертолет какого-либо противника. Ультрасовременный F-35 Lightning II вообще ни разу не участвовал в реальном перехвате чужих летательных аппаратов, насколько мы знаем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Охотник за беспилотниками

И вот новое пополнение в ряду американских асов. Знакомьтесь, капитан Эрл Ирхарт Пятый (на фото выше): на его счету 7 подтвержденных побед над... нет, не самолетами и не вертолетами, а дронами-камикадзе. Ирхарт служит на десантном корабле Bataaan, входящем в эскадру ВМФ США, развернутую сейчас в Красном море для защиты гражданского судоходства от атак хуситов в ходе текущего военного конфликта на Ближнем Востоке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Bataan assault ship
Десантный корабль Bataan
(c) US Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто-то скажет, «тоже мне ас, охота за дронами сродни стрельбе в тире». В жизни все не так: поиск летящих БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) – сложная задача, и опасная к тому же, поскольку пилоты, патрулирующие небо, сами периодически оказываются под ударом враждебной ПВО.

В целом, как уже выше говорилось, времена меняются. Противниками пилотов в наши дни становятся не другие пилоты, а чаще беспилотники и ракеты класса «земля-воздух», так что пора пересмотреть само понятие воздушного аса.

AV-8B Harrier

Машина, на которой летает ас 21 века – не начиненный ультрасовременной электроникой F-35 и даже не F-16, а AV-8B Harrier, небольшой истребитель-бомбардировщик, разработанный британскими конструкторами фирмы Hawker Siddeley более 60 лет назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
AV-8B Harrier
AV-8B Harrier
(c) Aldo Bidini, Wikipedia

Harrier легко отличить внешне по «сутулому» фюзеляжу, коротким округлым крыльям, чем-то напоминающим крылья воробья, и такому же куцему хвостовому оперению. В целом он напоминает старого сгорбленного воробья. Его максимальная скорость едва превышает 1М.

Нынешний успех Harrier объясняется его неприхотливостью к взлетным площадкам: он может взлетать и садиться вертикально. Это позволило быстро развернуть подразделение «Харриеров» в Красном море.

Военные уже много раз поднимали вопрос об отправке старичка на пенсию, но каждый раз откладывали. Теперь, когда он снова так удивил, поднимется у кого-то рука подписать приказ о его списании из действующей авиации?