История одного конфликта: как Франция поссорилась с Австралией из-за подводных лодок

В 2021 году Австралия отменила сделку с Францией на сумму 66 миллиардов долларов на покупку 12 обычных ударных подводных лодок. Вместо этого страна запланировала купить восемь атомных подводных лодок у США и Великобритании. Сделка включала в себя не только атомные подводные лодки, но и технологии крылатых, гиперзвуковых и высокоточных ракет — всё это, по мнению Канберры, необходимо ей, поскольку она делит западную часть Тихого океана со всё более крупным китайским флотом.
История одного конфликта: как Франция поссорилась с Австралией из-за подводных лодок
Splash

Весь этот эпизод может послужить уроком не только в области закупок военной техники, но и отношений между заказчиком и подрядчиком.

Новая сделка, о которой было объявлено в сентябре 2021 года, заключена между Австралией, США и Великобританией. Согласно его условиям, Австралия должна была получить восемь атомных подводных лодок взамен своих шести подводных лодок класса Collins с обычными двигателями. Сделка позволяла Австралии стать седьмой страной в мире, эксплуатирующей атомные подводные лодки. Другими державами являются США, Великобритания, Россия, Китай, Франция и Индия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему Австралия поссорилась с Францией?

Австралия разорвала давнюю сделку по подводным лодкам с Францией, потому что поняла, что подводные лодки с обычными двигателями больше не смогут противостоять растущему китайскому флоту. С 2016 года, когда Австралия и Франция подписали соглашение, военно-морской флот Китая продолжал подвергаться, вероятно, крупнейшему расширению в мирное время среди всех стран в истории. Только за последние пять лет ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) пополнились вторым авианосцем, тремя новыми десантными кораблями совершенно нового класса и десятками новых эсминцев, фрегатов, корветов и других кораблей. НОАК также всё чаще выходит из западной части Тихого океана в Индийский океан, расширяя масштабы потенциального австралийско-китайского конфликта на море.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодняшние подводные лодки с обычными двигателями эффективны, но имеют свои ограничения. Нынешние австралийские подводные лодки класса Collins оснащены турбодизельными двигателями и батареями. В результате они могут двигаться со скоростью 10 узлов на поверхности или до 20 узлов под водой. Несмотря на то, что эти подводные лодки могут двигаться в два раза быстрее в подводном положении, они должны часто всплывать, чтобы набирать воздух для дизельного двигателя и выпускать выхлопные газы. Очевидно, что это не идеальный вариант для военного времени, так как это увеличивает шансы подводной лодки на обнаружение. Подводные лодки могут работать в самом тихом режиме, работая от батареи, но со скоростью всего четыре узла в течение всего 120 часов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Подводная лодка класса Seawolf

С другой стороны, у атомных подводных лодок есть только одна скорость: быстрая. Обладая обилием ядерной энергии, американские корабли класса «Вирджиния» могут двигаться со скоростью 25 узлов на поверхности или в подводном положении. Это позволяет подлодкам путешествовать под водой с момента выхода из порта и оставаться под водой до возвращения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая подлодка французской разработки не должна была поступить на вооружение до начала 2030-х годов. Это оставило достаточно времени для изменения характера стратегической угрозы Австралии. Австралию также привлекала перспектива укрепления своих военных связей с Соединёнными Штатами и Великобританией, обладателями двух самых мощных военно-морских сил в мире. Сообщается, что Канберра была недовольна и медленными темпами разработки французской подлодки и тем фактом, что цена подскочила на 50 процентов за пять лет, и до того, как хоть одна подводная лодка войдёт в воду, пройдут годы.

Весь этот эпизод является уроком не только закупок военной техники, но и отношений между работодателем и подрядчиком. Цикл разработки был настолько долгим, что требования Австралии к подводным лодкам изменились, а ошеломляющее увеличение стоимости привело к тому, что Австралия начала сомневаться. Короче говоря, Франция не смогла удовлетворить своего заказчика и в конечном итоге потеряла контракт.