Прокатились на трофейной броне: тест-драйв немецкого танка «Пантера»

В 1942–1945 годах немцы изготовили почти 6000 танков PzKpfw V, более известных как «Пантера». Но до наших дней дошло всего двадцать девять машин, причем на территории России хранится, по официальным данным, лишь один подобный танк. Редакции «Популярной механики» довелось на нем прокатиться.
Прокатились на трофейной броне: тест-драйв немецкого танка «Пантера»
Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

С одной стороны странно: Советскому Союзу досталось несколько сотен трофейных «Пантер» — как непосредственно во время войны, так и по ее окончании. Первый PzKpfw V использовался войсками Красной армии уже осенью 1943 года на Курской дуге (в 59-м отдельном танковом полку). Но в эксплуатации трофейной машины были как плюсы, так и минусы. Преимущества танка заключались в великолепном вооружении: немецкая 75-мм пушка KwK 42 позволяла поражать цели на значительно больших расстояниях, чем могло любое советское орудие аналогичного класса. В связи с этим немецкого зверя планировали использовать в качестве истребителя танков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Был даже издан официальный документ — «Краткое руководство по использованию трофейного танка T-V ("Пантера")». Но жизнь внесла свои коррективы. «Пантера» оказалась слишком сложной в эксплуатации и неудобной в ремонте — катастрофически не хватало запасных частей (точнее, их не было вовсе), к тому же танк требовал значительно более высококачественного топлива, чем советские машины. Поэтому трофейные «Пантеры» широкого применения не получили и использовались лишь эпизодически (в отличие от предшественников Pz. III и Pz. IV). В принципе, схожие недостатки «Пантер» отмечали и немецкие танкисты: танк был сыроватым, недоведенным до идеала, и процент технических отказов среди Pz. V был выше, чем среди других немецких машин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Пантера
Циммеритовая обмазка бортов – оригинальная, с военных времён. Циммерит предназначался для защиты от магнитных мин. Осенью 1944 года от такой обмазки отказались, что тоже может помочь в датировке «Пантеры».
Wikipedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А после войны «Пантеры» в Союзе оказались совсем не нужны. Их использовали по-разному. В основном — для расстрела целей во время учений и испытаний на полигонах. Иные просто отправились на переплавку. В итоге сохранился только один подобный танк, который сразу после войны целенаправленно передали в Музей боевых машин (ныне — Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке). Там, в покое и благополучии, PzKpfw V Ausf. G и достоял до наших дней — как ни странно, именно это сделало машину действительно уникальной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Пантера
Когда танк находится в походном положении, специальный зажим удерживает пушку в горизонтальной позиции.

Все родное

Как уже упоминалось, в мире сохранилось 29 «Пантер», из них 12 — модификации G. Именно такая машина хранится и в Кубинке. Больше всего танков во Франции — аж семь штук, по шесть сохранилось в США и Великобритании.

Проблема в том, что история данной конкретной «Пантеры» неизвестна, и отследить ее практически невозможно. Специалисты из Кубинки ведут изыскания, но пока понятны лишь само собой разумеющиеся факты: это одна из 300 трофейных машин, доставшихся СССР, и изготовлена она не ранее марта 1944 года (в том месяце модификация G пошла в серию) и не в 1945-м (потому что на поздних машинах G была изменена форма маски орудия).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Пантера
Ходовая часть «Пантеры» конструкции Генриха Эрнста Книпкампа благодаря шахматному порядку опорных катков позволяла танку двигаться очень плавно и равномерно распределять нагрузку на грунт. С другой стороны, сложность конструкции вызывала множественные проблемы при ремонте.
Wikipedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В принципе, можно было бы определить принадлежность машины по ее камуфляжу: у немцев было великое множество камуфляжей, вплоть до того, что вопрос о покраске решал командир подразделения, единого стандарта на это не существовало. Но все трофейные машины безжалостно перекрашивали в зеленый цвет — поэтому изначального камуфляжа не сохранилось. Сегодня «Пантера» покрашена в цвета 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (точнее, в одну из разновидностей камуфляжа этой дивизии), но это скорее фантазия реставраторов, чем исторически достоверная реконструкция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот тут-то и кроется уникальность. Собственно, кроме окраски, все в танке — родное. Вообще все, на 99% (заменили разве что истертые поршневые кольца и еще некоторые «расходные» детали). Родная коробка передач, двигатель Maybach HL 230P45, органы управления, магнето, приборы — даже ключ зажигания оригинальный, даже кожа на сиденьях и родное циммеритовое покрытие (обмазка брони). Большинство зарубежных экземпляров отреставрировано более современно — заменены силовые агрегаты, траки, элементы внутреннего пространства. «Пантера» же из Кубинки позволяет точно представить себе, как выглядел танк тогда.

Вообще, если бы не обязательная для музейного экспоната демилитаризация, танк мог бы воевать хоть завтра. Он не просто на ходу — он готов к активным действиям. Работают двигатель и система охлаждения, ничего не подтекает. Конечно, есть определенная усталость металла — все-таки «Пантере» уже без малого 70 лет. Но хорошие условия хранения и очень качественная реставрация сделали свое дело — танк как будто только что с конвейера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Пантера
Танк Пантера
Wikipedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Труды и заботы

У реставрации «Пантеры» было два основных этапа. Первый — в 1990-х, когда полвека находившуюся «на приколе» машину перебрали подетально и поставили на ход. В архиве музея хранятся снимки той реставрации — танк, разобранный, как детский конструктор. Уже тогда специалисты отнеслись к технике с должным пиететом: ничего не было выброшено, каждая деталь бережно приведена в идеальное состояние и возвращена на законное место.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Пантера
Сохранившиеся «Пантеры». 1. AUSF.D. Сохранились в двух экземплярах: первый находится в г. Бреда, Нидерланды (танк-памятник); второй — в Panzermuseum Thun (Тун, Швейцария). В Туне хранится очень интересный экземпляр, вызывающий множество споров. Его корпус – от модификации D, а башня – от G. При этом некоторые элементы танка не соответствуют ни одной из модификаций. То ли это опытный образец, то ли танк был оригинально модернизирован уже в процессе войны.
Wikipedia Commons

Но время шло, и несколько лет назад в ходе преобразований музея было решено довести танк, который вроде как официально был на ходу, до ума. Сразу же обнаружились подводные камни. «Пантера» завелась, но в систему смазывания начала попадать вода, то есть возникли трещины в масляной магистрали или разошлись прокладки, но в любом случае стало понятно, что двигатель требует капитального ремонта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В самом музее соответствующего оборудования не было — все-таки тут нужны станки и инструменты высокой точности, плюс как минимум испытательный стенд, и Maybach отправился на ЗИЛ, где его разобрали на части — так же, как десять лет назад сам танк. Износившиеся детали, не подлежащие реставрации, заменили, все вычистили, привели в отличное состояние и прогнали на испытательном стенде — немцы в 1944-м не сделали бы лучше. Параллельно с ремонтом двигателя в Кубинке шла реставрация танка — исправлялись ошибки, сделанные мастерами в 1990-х, добавлялись какие-то элементы, сломанные траки заменили на оригинальные, найденные поисковиками на местах боев и сохранившиеся практически в идеальном состоянии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Пантера
2. AUSF.A. Таких осталось 15. Франция: два экземпляра в Musée des blindés de Saumur (Сомюр), один в Overlord Museum (Кольвиль-сюр-Мер), два танка-памятника в Париже и один экземпляр на свалке технике в городе Мурмелон-ле-Гран. Германия: по одной машине в Deutsche Panzermuseum Munster (Мунстер) и Auto- und Technikmuseum Sinsheim (Зинсхайм)2. США: по одному экземпляру в US Army's National Armor & Cavalry Museum (Форт Бенинг) и Military Vehicle Technology Foundation (Портола-Вэлли). Великобритания: три машины в частном собрании The Wheatcroft Collection3 и одна в частном собрании Rex & Rod Cadman Collection. Канада: Canadian War Museum (Оттава).
Wikipedia Commons

В мае 2013 года машина была закончена. Надо сказать, что изначально была идея сделать совершенный, «картиночный» музейный экспонат, как для учебника по эксплуатации танка. То есть навесить весь шанцевый инструмент (в запасниках достаточно оригинальных немецких лопат и кирок), запасные траки на специальные крючья, изготовить и разместить внутри масштабную копию снаряда и оформить танк в цветах и знаках культовой танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но от этой идеи пришлось отказаться по удивительной причине — танк оказался настолько востребованным, что тянуть дальше с окончанием реставрации было просто нельзя. Он потребовался и на фестивале «Поле боя», и на других военных шоу — конечно, единственная в стране «Пантера», да еще и на ходу. А шанцевый инструмент навешивать не стали, потому что в таком случае танк пришлось бы поставить за ограждение на значительном расстоянии от посетителей музея. Мало ли кому саперная лопатка понадобится — не уследишь. Но и без дополнительной навески «Пантера» внушает уважение.

Танк Пантера
3. AUSF.G. Количество: 12. Великобритания: по одному экземпляру в Bovington Tank Museum (Бовингтон) и Defence College of Management and Technology (Шрайвенхэм). США: по два экземпляра в US Army's National Armor & Cavalry Museum (Форт Бенинг) и Patton Museum of Cavalry and Armor (Форт Нокс). Нидерланды: Oorlogsmuseum Overloon. Россия: Центральный музей бронетанкового вооружения и техники (Кубинка, Россия). Франция: Musée des blindés de Saumur (Сомюр). Бельгия: танки памятники в Уффализе, Селле и Гранмениле.
Wikipedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Личный опыт

Когда «ползаешь» по танку, забираешься внутрь, дотрагиваешься до органов управления, ощущения совсем другие, нежели когда просто рассматриваешь старые фотографии. Внутри он очень прост — вопреки распространенным легендам о кондиционерах и невероятном комфорте, предлагавшихся немецким танкистам. Аскетичная, очень плотно скомпонованная, довольно неудобная внутри боевая машина. Единственная уступка — набитые конским волосом и отделанные натуральной кожей мягкие сиденья (к слову, «тридцатьчетверки» иногда выходили с заводов вообще без сидений, танкисты подкладывали под себя свернутые ватники).

Но в остальном — машина для боя, а не для отдыха. Поражает качество сборки. Оно немецкое — именно в том смысле, какой мы вкладываем в это слово сегодня, то есть идеальное: фаски сглажены, уголки ровненькие, точность монтажа потрясающая. При этом прогрев термосифонного подогревателя для запуска двигателя зимой осуществлялся с помощью паяльной лампы, что в рамках общей сложности и технологичности конструкции смотрится довольно дико. Впрочем, на еще более совершенных «Тиграх» было так же.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Пантера
Танк Пантера

Снаружи танк интересен огромным количеством каких-то крепежей, деталей, назначение большинства которых с первого взгляда совершенно неясно. Ну хорошо, вот тут явно крепилась лопата, тут — запасной трак для гусеницы, а это что? Штука в том, что, когда танк поступал в распоряжение экипажа, танкисты практически всегда модернизировали его по собственному усмотрению. Снаружи приваривались крепежи, например, для касок, различного инструмента, не входящего в изначальный боекомплект, даже порой ящики для шинелей или личных вещей, «багажники». Поэтому, если поставить рядом пять «Пантер», вряд ли найдутся хотя бы две одинаковые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Пантера
Камуфляж «Пантеры» выдаёт в ней один из танков 5-й танковой дивизии СС «Викинг», но это фантазия реставраторов: в советское время все трофейные танки были перекрашены в зелёный цвет.
Wikipedia Commons

Когда забираешься в танк впервые, первые пять минут боишься наступить на какой-нибудь элемент, опасаешься дотронуться до чего-либо внутри: это же музейный экспонат, ему 70 лет, с ним нужно крайне осторожно... Лишь потом приходит осознание: это же танк. Он же выдерживает попадание снаряда. Какой вред могут причинить ему твои кроссовки? Вот тогда, когда осознаешь, что это мощная боевая машина, а не экспонат за стеклом, начинаешь относиться к машине совсем иначе. Как танкист.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Пантера
Танк Пантера
Wikipedia Commons

Потом танк поехал. Рычание, рев, дым — 45 т непробиваемой мощи. Ощущение, в принципе, такое же, как и от современных танков. Изменились броня, вооружение, силовые установки, но психологический эффект остался тем же, что и 70 лет назад. При этом «Пантера» находится за гранью понятия «музейный экспонат». Она не предназначена для того, чтобы стоять за стеклом, — она должна двигаться. Собственно, что она и делает благодаря различным военным фестивалям и праздникам. Другое дело, что чрезмерным нагрузкам танк не подвергают — мы тоже ездили исключительно по ровным поверхностям, зачем зря рисковать. Но мы-то знаем, что «Пантера» может всё.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Кубинке еще достаточно уникальных танков, которые очень хочется поставить на ход, превратить из стационарных экспонатов в живые машины. Техника должна работать — в данном случае, конечно, на мирном поприще. «Пантера» — один из многих танков в реставрационном ряду, и потому хранителям музея — удачи!

Благодарим за помощь в подготовке материала Центральный музей бронетанкового вооружения и техники МО РФ и нашего консультанта Андрея Черняева

Владимир Рюмшин
Владимир Рюмшин 05 Сентября 2021, 17:14
А с какого бодуна мой коммент не под моим именем появился, а мое имя на чужом комменте красуется , але, модератор ?!
Владимир Рюмшин
Владимир Рюмшин 05 Сентября 2021, 17:11
Иешуа Магаданянин, ты, великий спец, попробуй поменять внутренний каток, не сняв предварительно два соседние наружные катка потом будешь чирикать о ремонтопригодности. Опорный каток танка Т-34, по твоему, весит всего 100 кг ? Да ты еще тот "знаток диванный " !
Владимир Чащихин
Владимир Чащихин 04 Сентября 2021, 18:07
А помнит ли кто-то как в 2000 году вся официальная пресса трубила, что МО распродаёт трофейную технику и в том числе Пантеры? Вот почему она осталась одна в стране.
Иешуа Магаданянин
Иешуа Магаданянин 29 Августа 2021, 20:30
Как вы надоели с мифом о том что "ходовая Пантеры" была сложна в ремонте из-за шахматного расположения катков. Не был ремонт сложным. 1 опорный каток пантеры весит-70 кг. Один опорный каток Т-34- 100 кг. Снять вес 70 кг в полевых условиях всегда легче. Кроме того тезис о сложности ремонта, основывается в основном на советском опыте, так как из-за нищеты и отсутвия спецтехники- кранов, тягачей, квалифицированных специалистов, полевой ремонт пантеры в советской армии был невозможен. Это как сегодня ремонтировать "Майбах" в гараже дяди Васи. У немцев с полевым ремонтом проблем не было, 80% пантер, возвращались в бой сразу же после восстановительного полевого ремонта.
Иешуа Магаданянин
Иешуа Магаданянин 29 Августа 2021, 20:29
Как вы надоели с мифом о том что "ходовая Пантеры" была сложна в ремонте из-за шахматного расположения катков. Не был ремонт сложным. 1 опорный каток пантеры весит-70 кг. Один опорный каток Т-34- 100 кг. Снять вес 70 кг в полевых условиях всегда легче. Кроме того тезис о сложности ремонта, основывается в основном на советском опыте, так как из-за нищеты и отсутвия спецтехники- кранов, тягачей, квалифицированных специалистов, полевой ремонт пантеры в советской армии был невозможен. Это как сегодня ремонтировать "Майбах" в гараже дяди Васи. У немцев с полевым ремонтом проблем не было, 80% пантер, возвращались в бой сразу же после восстановительного полевого ремонта.
Человек Без Имени
Человек Без Имени 16 Июля 2020, 23:12
Саперная лопатка...на танке..., может это саперный танк? Какойты нафиг танкист (ц)
Алексей Заикин
Алексей Заикин 12 Мая 2020, 06:33
Это может быть и танк фирмы MNH. Старая маска пушки ставилась даже на мартовские-апрельские Пантеры 45-го года. Даже некоторые танки фирмы MAN, оснащались старой маской пушки до самого конца войны. (кроме последних 20-ти) Можно ещё было бы узнать, по номеру шасси, каким заводом выпущен этот танк.