«Перечень задач, которые должен решать и уже решает этот самолет, огромен. Его характеризуют колоссальный диапазон высот и скоростей, впечатляющая дальность и продолжительность полета, огромная номенклатура вооружения, которую можно применять в любое время суток и в любых погодных условиях. И всеми этими возможностями управляет всего один человек». Сергей Чернышев, летчик-испытатель «ОКБ Сухого»
Как устроен истребитель Су-35
Технические характеристики Максимальная скорость: у земли– 1400 км/ч на высоте– 2500 км/ч (2,25 Маха) Практический потолок: 18000 м Скороподъемность: 280 м/с Боевая нагрузка: 8000 кг Дальность обнаружения целей: 350 км на встречных курсах Одновременное целеуказание: 4 наземные и 30 воздушных Одновременный обстрел: 2 цели (подсвет для ракет Р-27)

Многоцелевой истребитель Су-35 принято относить к поколению 4++. По своим возможностям он вплотную приблизился к самолетам пятого поколения. Он обладает сверхманевренностью на малых и околонулевых скоростях. Машина способна изменять положение корпуса относительно набегающего потока, сохранять устойчивость на закритических углах атаки и развивать невиданные ранее угловые скорости.

Высший пилотаж на Су-35 произвел фурор на авиашоу в Ле-Бурже и в Жуковском. Специалисты «ОКБ Сухого» продемонстрировали нам элементы кабины многоцелевого самолета последнего поколения на примере новейшего процедурного тренажера, разработанного для обучения пилотов Су-35.

Вкалывают роботы Для выполнения задач, возложенных на Су-35, раньше требовалось два пилота (яркий пример — Су-30). Отсутствие второго пилота — это экономия от 1 до 1,5 т массы и, соответственно, увеличенная скорость, потолок и дальность полета, дополнительные две тонны топлива или вооружения, которые можно взять на борт.

Автоматизация процесса управления самолетом и вооружением, позволившая радикально облегчить жизнь пилоту, зиждется на двух столпах. Первый — это комплексная цифровая система управления, предусматривающая автомат тяги, автопилот, автоматический полет по путевым точкам. Даже в ручном режиме система делает полет более стабильным. У самолета отсутствуют привычные большинству пилотов триммеры (органы управления, снимающие нагрузку с ручки управления самолетом), — необходимую компенсацию усилий берет на себя компьютер. Управление вектором тяги двигателей также включено в систему.

Вторая составляющая автоматизации — информационные системы и системы управления, построенные в соответствии с принципом HOTAS. Аббревиатура расшифровывается как Hands on Throttle and Stick, «руки на рычагах управления двигателем и ручке управления самолетом». Концепция HOTAS подразумевает, что пилот может пользоваться практически всеми функциями авионики и вооружения, не снимая рук с основных органов управления самолетом.

От создателей Су-35

«ОКБ Сухого» предлагает для обучения летчиков комплексный и процедурный тренажеры, учебный и компьютерный классы. Комплексный имеет сферическую визуализацию с углами обзора 270 градусов по горизонтали и 110 по вертикали (ровно то же самое видит пилот настоящего истребителя). Он может использоваться для отработки всех режимов воздушного боя и группового пилотажа. Процедурный тренажер имеет цилиндрическую панорамную визуализацию и предназначен для отработки отдельных элементов пилотажа, управления вооружением, действий в нештатных ситуациях. Оба тренажера отличаются реалистичной имитацией кабины Су-35.

«Процедурный и комплексный тренажеры выполнены на неподвижной основе, — говорит начальник отдела технического обеспечения «ОКБ Сухого» Андрей Кулагин. — С одной стороны, это усложняет эксплуатацию аппарата, но и это не главное. Режимы сверхманевренности на Су-35 сопряжены с таким разнообразием перегрузок по величине и направлению, что скромная имитация их на системе подвижности лишь приведет к созданию ложных навыков у пилота».

Тренажер использует карты военно-топографического управления Министерства обороны.

Визуализация создается по картам и матрице высот, а для отдельных участков местности (аэродромы, города), которые должны быть особенно узнаваемы, художники создают специальные модели и текстуры. В случае необходимости на тренажере можно «облетать» боевую миссию на реальной местности в заданных погодных условиях. Несколько тренажеров, а также рабочие места инструкторов могут быть объединены в сеть для групповой тренировки.

Не только максимально реалистичный макет кабины, но и программное обеспечение тренажера было разработано «ОКБ Сухого». 3D-визуализация была заказана у отечественных разработчиков, а в создании математической модели принимали участие разработчики самого Су-35. Это единственный способ создать реалистичную компьютерную модель для новейшего самолета, который пока что даже мало кто видел.

Статья «Театр одного пилота» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2013).