1 октября 1933 года начались летные испытания самолета И-15 конструкции Поликарпова. И-15 был принят на вооружение и по своим характеристикам превосходил лучшие зарубежные аналоги. К 80-летию знаменательной даты в истории отечественного авиастроения «Популярная механика» представляет пять фактов о легендарном советском истребителе.

И-15 ВВС КА
И-15 Республиканских ВВС во время Гражданской войны в Испании

1. По своей конструкции И-15 — одномоторный полутораплан. Над созданием машины работали специалисты конструкторского бюро Николая Поликарпова. Испытателями самолета стали прославленные летчики Валерий Чкалов и Владимир Коккинаки.

2. И-15 стал своеобразным продолжением самолетов И-5 и И-6, обладая улучшенной аэродинамикой. В 1935 году самолет был принят на вооружение ВВС Красной армии.

3. В 30-х годах ХХ века самолет не имел равных по маневренности на горизонтали (время выполнения виража составляло 8−8,5 секунды). Машина была устойчива на всех режимах полета, проста в пилотировании и обладала хорошими взлетно-посадочными качествами. Вооружением самолета стали четыре пулемета калибра 7,62.

4. Основные модификации истребителя — серийная И-15 (ЦКБ-3), И-15 бис — модель с прямым верхним крылом и двигателем М-25, а также И-152 ГК — «высотная» модификация с герметичной кабиной. Именно на ней Владимир Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъема на высоту без груза. Рекордная высота составила 14575 метров.

5. В 1936 году машина активно принимала участие в Гражданской войне в Испании. Там самолет получил прозвище «Chato», что в переводе на русский означает «курносый». И именно в небе Испании советский летчик Евгений Степанов совершил на И-15 первый в мире ночной таран.