30 сентября 1954 года ВМС США была принята на вооружение первая в мире АПЛ. Подводная лодка, названная в честь вымышленного корабля из произведений Жюля Верна, эксплуатировалась в течение четверти века и стала первопроходцем сразу в нескольких смыслах. Подробности об атомном «Наутилусе» читайте в нашей сегодняшней подборке фактов.

1. В 1948 году Соединенные Штаты закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. В августе 1949-го утверждаются тактико-технические данные первой атомной подводной лодки, которая была заложена 14 июня 1952 года в присутствии тогдашнего президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне и названа «Наутилусом» (USS Nautilus, SSN-571). 21 января 1954 года в присутствии следующего президента — Эйзенхауэра — «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев, 30 сентября 1954 года, был принят на вооружение ВМС США. Экипаж «Наутилуса» состоял из 13 офицеров и 92 матросов. Лодка была оснащена шестью носовыми 533-миллиметровыми торпедными аппаратами и несла на борту 24 торпеды.

2. От дизель-электрических лодок «Наутилус» отличался не только наличием новой энергетической установки, но и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. При водоизмещении около 4000 тонн корабль, оснащенный двухвальной атомной энергетической установкой марки «S2W» фирмы «Вестингауз электрик корпорейшн» суммарной мощностью 9860 кВт (13 800 л.с.), развивал скорость более 20 узлов.

3. 17 января 1955 года «Наутилус» впервые вышел в море, и его первый капитан Юджин Вилкинсон отправил в эфир историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии»).

4. В августе 1958 года «Наутилус» стал первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса своим ходом. Годом ранее первая попытка подобного похода сорвалась. Зайдя под паковые льды, «Наутилус» попытался было всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, однако напоролся на дрейфующую льдину, серьезно повредив единственный перископ.

5. Конструкция «Наутилуса» имела существенные недостатки. Так, удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на «Наутилусе» не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения. Один только корпус реактора весил около 35 тонн. В то время как вес биологической защиты, в состав которой входил свинец, сталь и другие материалы, достигала порядка 740 тонн. Проблемой лодки был и создаваемый ею шум. Работающие турбины давали такую вибрацию, что сонар становился бесполезным уже на скорости 4 узла. Лодка становилась «глухой», создаваемый шум демаскировал ее. Этот недостаток был учтен американцами при проектировании следующих АПЛ.

6. В «жизни» «Наутилуса» были и забавные эпизоды. Так, в мае 1958 года во время подготовки Наутилуса к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде (подготовка похода держалась в строгой тайне) скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи, чем неслыханно удивили владельцев магазинов. Половина этой жидкости (около 80 л) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникала. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

7. В августе 1960-го первая в мире АПЛ была приписана к 6-му Американскому флоту и впоследствии стала первой атомной лодкой на Средиземном море.

8. 3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота. 20 мая 1982-го корабль было объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. После дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут). Здесь, в музее подводного флота США, первую в мире атомную подводную лодку могут посетить все желающие.