Российское бездорожье и распутица попортили нервы многим нашим недругам. Но и сами мы часто страдаем от них. Что, например, будет, если в грязи увязнет ракетный тягач с «Тополем-М»? Кто поможет вытянуть тяжеленную машину с опасным грузом? И кто должен сделать так, чтобы подобных эксцессов вообще не происходило?

Когда редакция «ПМ» работала над майским номером, за окном было белым-бело. Заснеженными дорогами, бескрайними полями, обдуваемые мартовской вьюгой, мы пробирались в расположение Тейковской дивизии ракетных войск стратегического назначения. Там нам обещали показать машину, аналогов которой нет в мире.

На фото хорошо видна трехсекционная компоновка инженерной машины. Самая высокая часть — центральный жилой отсек. На скате крыши и на борту «кунга» можно разглядеть сложенные имитаторы габарита.

Разведка вручную

Действительно, никогда ранее ничего подобного видеть не приходилось. Единственное, с чем можно сравнить этот могучий четырехосный автомобиль, это ракетные тягачи, на которых перемещаются межконтинентальные баллистические ракеты. Перед нами предстала машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ), новейшая модификация которой (МИОМ-М) только что встала на вооружение Российской армии, а точнее РВСН. Такая машина и должна быть уникальной, ведь больше нигде в мире не существует мобильных установок с МБР. Зато у нас эта тема активно развивается, и наряду с моноблочным «Тополем-М» в 2009 году на боевое дежурство встала РС-24 «Ярс» с разделяющейся головной частью. Появление нового поколения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) неизбежно повлекло за собой необходимость в более совершенной инженерной технике.

В шкафчике защитного цвета, закрепленном на передней части машины, расположено обрудование пенетратора. Теперь бойцам инженерных расчетов РВСН не надо носить на себе 23-килограммовое механической устройство. Все сделают гидравлика и автоматика.

Нам, конечно, неизвестно, застревал ли когда-нибудь тягач с МБР в грязи, но очевидно, что вездеходные качества ракетного транспорта ограничены. И если возникает необходимость передислоцировать ракетный комплекс из точки А в точку Б на карте, то прежде необходимо выяснить, а может ли ракетная техника в реальности проделать этот путь и занять позицию в указанной точке. Нет ли там непролазных болот, не завалена ли деревьями обозначенная на карте лесная дорога, нет ли иных препятствий для работы ракетчиков?


Машина инженерного обеспечения и маскировки 15М69

Агрегат разработан и производится ЦКБ «Титан» (г.Волгоград). Выполняет свои задачи в составе ПГРК «Ярс» или «Тополь-М», а также самостоятельно.

Длина: 15900 мм

Ширина при походном положении площадок 3300 мм

Масса полностью снаряженного агрегата с экипажем 8 чел — не более 42643 кг

Максимальная скорость — 70 км/ч


На все эти вопросы призвана ответить инженерная разведка, и, разумеется, в составе РВСН давно существуют соответствующие подразделения. Однако до недавнего времени техническая оснащенность этих служб оставалась, скажем так, на недостаточно высоком уровне. Группы инженерной разведки передвигались на обычных армейских «Уралах», и в работе саперов присутствовала большая доля ручного труда. Один лишь пример. В арсенале инженерных подразделений РВСН есть такое устройство, как пенетрометр.

Упражнение по оценке несущей способности грунта выполняет расчет МИОМ-М. Обратите внимание на такелажный пояс: его ношение требуют правила ТБ.

Он применяется для оценки несущей способности грунтов, то есть с его помощью выясняют, выдержит ли почва в данной местности вес ракетного тягача, сможет ли он тут проехать или даже оборудовать пусковую позицию. В старом варианте масса пенетрометра составляла 23 кг, что само по себе немало, к тому же применение устройства было связано с серьезной физической нагрузкой — для проведения теста солдат должен был вбивать в землю специальную штангу. И проблема не только в неэкономном расходовании сил воина, но и в потере времени, которое во всем, что касается баллистических ракет и ядерного оружия, приобретает особую ценность. Вот потому-то и было решено, что инженерная разведка РВСН должна получить новую технику, которая поможет выполнять задачи быстрее и эффективнее.

По оснащению кабины хорошо заметно, что речь идет о военной технике современного поколения. Никакого винтажа!

Заметающий следы

Машина 15М69 (МИОМ-М) построена на базе шасси МЗКТ-7930 «Астролог» Минского завода колесных тягачей, того самого, что строит для Российской армии целый ряд тяжелых колесных платформ, в том числе и тягачи под «Тополи» и «Ярсы» (шасси МЗКТ-79221). В МИОМ используется схема 8 х 8, причем два передних моста снабжены рулящими колесами. Тягач оснащен предположительно 500-сильным 12-цилиндровым дизельным двигателем. Так что, если ракетный тягач все-таки увязнет, МИОМ хватит мощности, чтобы вытянуть его откуда угодно, да и себя заодно (конечно, с помощью лебедки).

Забраться в кунг без приставной лестницы весьма проблематично. Высота машины, поднятой над землей на огромных колесах, почти 4 м.

Машина имеет трехсекционную структуру: в передней части — отсек управления с рабочим местом водителя, далее идет жилой отсек (кунг) для личного состава и, наконец, грузовой кузов. Одна из главных отличительных черт новой инженерной машины — высокая степень автономности. Она не только имеет приличный запас хода по топливу, но и обеспечивает в течение трех суток быт, отдых, питание и медобслуживание расчета из восьми человек. По армейским меркам внутри кунга достаточно комфортно — помещения для личного состава напоминают купе пассажирского поезда. Четыре спальных места для поочередного отдыха расчета и небольшая кухня. Но зачем машине такой большой экипаж?

Все станет ясно, если просто перечислить функции, которые призваны выполнить МИОМ и ее расчет. Во‑первых, с помощью машины проводится проверка габаритной проходимости местности. Для этого на кузове расположены так называемые имитаторы габаритов. В походном положении они сложены, но по команде бойцы расчета разворачивают эти конструкции под углом 90°, искусственно увеличивая габариты МИОМ по ширине и высоте.

В руках солдата — пульт дистанционного управления. Да, он большой. Но и управляют им не телевизором, а краном-манипулятором. Здесь надежность важнее габаритов.

Если имитаторы натыкаются на препятствия (например, в виде толстых веток деревьев), значит, ракетный тягач тут не пройдет и необходимо принять меры для расширения прохода. Солдаты работают в такелажных поясах и со страховкой: высота машины даже без имитаторов габаритов составляет 3,9 м. Во‑вторых, в задачу расчета входит комплекс радиационной, химической и биологической разведки местности, а также разминирование минно-взрывных заграждений. Машина оснащена соответствующей защитой и позволяет преодолевать участки зараженной местности.

Внутри кунга по армейским меркам довольно комфортно. Здесь есть маленькая кухня и два жилых отсека, похожие на железнодорожные купе.

В-третьих, экипажу приходится выполнять задачи маскировки (средства маскировки пока проходят испытания). Для этого МИОМ и оборудована грузовым кузовом, где складируются металлические контейнеры. Всего за пять минут с помощью компрессора, приводимого дизельной силовой установкой, содержимое контейнеров превращается в надувные макеты, по виду и габаритам идентичные ракетным тягачам. «Ложный дивизион» призван ввести в заблуждение наблюдающего с высоты противника. Еще одно маскировочное приспособление — закрепленное на кормовой части машины грейдерное устройство. Оно не только помогает справиться со снежными завалами, но и… аккуратно заметает следы только что прошедших по заснеженной или грунтовой дороге ракетных тягачей.

В кузове МИОМ-М располагаются контейнеры с макетами «ложного дивизиона». Достаются они из кузова, а затем возвращаются туда, разумеется, не вручную, а с помощью крана — бортового манипулятора. Грейдерное устройство выполняет другую маскировочную задачу — «искажение следов» ракетных тягачей.

А что же пенетрометр? Нет, теперь его больше не приходится таскать на себе. Оценка несущей способности грунтов проводится с помощью небольшого шкафа, закрепленного прямо на носу машины. В шкафу — гидравлический привод и манометр. Боец расчета привинчивает к штоку привода длинную штангу с небольшой круглой площадкой на конце и упирает ее в землю. Теперь достаточно лишь запустить привод, который начнет медленно вдавливать штангу в землю, и смотреть на приборы.

Статья «Пионер стратегического назначения» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2013).