РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тизнаос: испанские броневики времён Гражданской войны

Самодельная бронетехника так или иначе использовалась почти во всех крупных вооруженных конфликтах XX века. Но нигде, пожалуй, создание броневиков «на коленке» не получило такого размаха, как в Испании 1930-х. Гражданская война 1936–1939 годов породила столь значительное количество «шушпанцеров», что они получили в военной истории собственное название – тизнаос (los tiznaos, от глагола tiznar – испачкаться).
Тэги:
Тизнаос: испанские броневики времён Гражданской войны

18 июля 1936 года мятеж, вспыхнувший за день до того в испанских колониях, охватил и метрополию. Националисты подняли восстание в Севилье, откуда уличные бои перекинулись на другие города — Кадис, Овьедо, Сарагосу. Две трети испанских военнослужащих поддержали мятежников, в стране воцарился хаос гражданской войны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Довольно быстро восставшие стали получать поддержку из-за рубежа: из Германии и Италии пошли самолеты, бронетехника, артиллерия. Советский Союз, в свою очередь, помогал испанскому правительству добровольцами и техникой, которая была как нельзя более кстати, поскольку с бронетехникой у республиканцев было очень плохо: в наличии имелись десять французских танков FT-17 времен Первой мировой (танковый полк в Мадриде) плюс пять таких же в Сарагосе. Еще было несколько древних танков Schneider CA1, три пулеметных Trubia A4, с полтора десятка самопальных бронетракторов Carro de Asalto Landesa и всё. Понятно, почему в стране широко распространилось самодельное бронетанковое творчество. В основном этим занимались отдельные группировки республиканцев, хотя на крупных заводах и в мастерских такие кустарные машины производились даже мелкими партиями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От Севильи до Гранады

Изготовление импровизированных бронемашин в Испании имело неглубокие, но все-таки корни: в 1909 году по августейшему решению короля Альфонса XIII французской фирме Schneider был заказан бронетранспортер на базе обычного грузовика — для Испанского Марокко, где правительство подавляло восстание местных племен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструктивно броневик представлял собой парижский автобус Schneider-Brilli?, на деревянном каркасе которого с помощью болтов и заклепок были нашиты 5-мм бронелисты, по заверениям конструкторов обеспечивавшие защиту от винтовочных пуль. Откидывающиеся на манер люков скаты крыши имели наклон для лучшей защищенности и противодействия закидыванию на нее гранат. В кузове размещались два пулеметчика с ручными 7-мм пулеметами Hotchkiss и десять пехотинцев с винтовками, а сзади имелось грузовое отделение. Первый экземпляр бронеавтомобиля был доставлен в Испанию 20 июня 1910 года и поступил в распоряжение Артиллерийской автомобильной школы в Карабанчеле. Машина использовалась для обучения водителей и механиков, а также для испытательных пробегов. В театр боевых действий бронированный грузовик попал только в январе 1912 года, где занимался охраной и сопровождением конвоев, эвакуацией раненых, перевозкой грузов и пехоты. Впрочем, военная служба длилась недолго: годом позже броневик превратили в обычный грузовой автомобиль. К 1914 году было собрано два десятка бронемашин, которые сохранились до самой гражданской войны и даже использовались в ней националистическими силами Испанского Марокко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо того, в начале 1920-х годов испанское командование, испытывавшее нехватку средств на закупку зарубежной военной техники, разработало целый ряд проектов броневиков на базе грузовых автомобилей. В строй встало некоторое количество Nasch Quad (7-мм бронирование, 4 члена экипажа, 7-мм пулемет «Гочкисс» в башне) и Benz ET3 (8-мм бронирование, 4 члена экипажа, тот же башенный пулемет). В 1922—1923 годах было построено несколько броневиков на французском шасси Latil TAR (суммарно 19 машин); встречались в войсках и единичные экземпляры, как, например, бронегрузовик 1922 года на базе «Испано-Сюизы». Испанская любовь к «шушпанцерам» снова проявилась в 1934 году во время восстания басков в Астурии — тогда повстанцы использовали несколько грузовиков с частичным или полным бронированием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тизнаос Pamplona №3. В Памплоне строились простые и примитивные броневики – обычные грузовые автомобиль просто обшивались котельным железом или листами заводской брони.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Броня крепка

В основном подобная техника времен гражданской войны в Испании представляла собой обшитые листами котельного железа или бронелистами грузовики с бойницами для стрельбы. Машины, изготовленные на крупных заводах и верфях, были сделаны чуть лучше и порой имели даже вращающиеся башни с пулеметным вооружением. Встречались броневики с башнями от советских танков Т-26 и БТ-5, поставлявшихся испанскому правительству. Конструктивной особенностью практически всех самодельных машин были скошенные крыши, с которых легко скатывались заброшенные гранаты или нерасколовшиеся бутылки с бензином.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Грязная машина
widget-interest

Термин «тизнаос» (los tiznaos) появился в Испании в начале ХХ века в среде шахтеров, где добываемый древесный уголь назывался tizines, а пятна от него называли словечком tiznar. К концу рабочего дня угольщики были с ног до головы были перепачканы угольной пылью. По легенде, первым «тизнаосами» («грязнуля» или «пачкун») назвал угольщиков кто-то из жителей деревни в местечке Алькаусин провинции Малага. Кличка быстро прижилась и превратилась в обозначение всех жителей этой деревни, а впоследствии «тизнаос» превратилось в прозвище всех испанских угольщиков. В армии же прозвище «тизнаос» получили бронеавтомобили и танки, которые согласно инструкции 1929 года были выкрашены в «артиллерийский серый» цвет. Импровизированная бронетехника, несмотря на то, что порой была раскрашена пятнами цветного камуфляжа или множеством воинственных надписей, также стала называться «тизнаос». 

Дизайн самодельной испанской бронетехники был весьма разнообразным — от коробкообразных самоходных ДОТов до обтекаемых «гоночных» броневиков и даже бронированных чудовищ, весьма органично смотревшихся бы в радиоактивных постъядерных пустошах. В основном корпус бронемашин повторял конструкцию базового шасси — грузовика (кабина с грузовым отделением) либо автобуса (один огромный кузов); существовали также варианты грузовика с бронированной кабиной и установленной на открытую грузовую платформу коробкой ДОТа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тизнаос MC 36 на базе грузового автомобиля Hispano-Suiza T-69, построенный компанией La Sociedad Comercial de Hierros в 1935 году, ещё до войны. Таких броневиков существовало несколько, экземпляр на снимке оснащён башней от лёгкого танка Т-26.

Бронирование боевых колесниц частенько делалось с изящными закруглениями (один из броневиков конструкторы вообще умудрились выполнить практически без прямых углов). Защита колес представляла собой две крайности: совершенно открытые с убранными крыльями либо почти полностью закрытые бронированными крыльями и фартуками. Последний вариант ухудшал маневренность за счет увеличения радиуса поворота, но давал хорошую защищенность во время боев в городе. Пространство под машиной и колеса от края бронефартуков до земли защищались бахромой из обрезков цепей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Материалом для бронирования служили котельное железо и заводские бронелисты различной толщины. Иногда увеличить защищенность машины пытались за счет матрасов по бортам — бутылки с зажигательной смесью о них не разбивались, а если и поджигали матрас, то последний сразу отцеплялся. В Барселоне можно было наблюдать боевые грузовики, чье бронирование вовсе ограничивалось матрасами по бортам кузова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Июль 1936 года. Безымянный тизнаос, напоминающий известный броневик Bilbao, в окружении бойцов формирования Guardia de Asalto – городской полиции, созданной в 1931 году для борьбы с вооружённой преступностью.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За счет обширного внутреннего пространства самодельные бронемашины могли нести солидное вооружение, преимущественно легкосъемное. Иные машины «щерились» десятком пулеметов, а иные имели пушечное вооружение — например, несколько броневиков, собранных филиалом «Испано-Сюиза» в Барселоне на базе грузовика Hispano-Suiza Т-69. На некоторых бронеавтомобилях (например, UNL-35) устанавливался дополнительный зенитный пулемет, расположенный на шкворневой установке на задней части башенной крыши. А на броневике Ferrol №?2 пулемет украшал даже капот. Экипажи бронегрузовиков достигали порой двадцати человек (!).

Безымянный тизнаос на базе грузовика, обшитого котельным железом (хорошо видны места грубого соединения листов), построенный на оружейном заводе Овьедо в 1934 году (времена восстания в Астурии). Крыша «домиком» защищала от гранат, которые скатывались с машины и взрывались позади, когда броневик уже проезжал.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шушпанцер — в серию!

На момент начала гражданской войны испанские заводы быстро наладили выпуск бронеавтомобилей — каждый по своему проекту, каждый на собственном шасси. Производство развернулось в Бильбао, Валенсии, Барселоне, Сарагосе и т.?д. Среди более-менее серийных и серьезно сделанных бронеавтомобилей нужно отметить броневик Bilbao 32 (интересно, что производилась машина в основном в Систао, но название оставили по имени города, где броневик разработали). Шасси для него послужил грузовик Dodge K-32 (впрочем, существовали Bilbao на базе Ford и Chevrolet), экипаж машины состоял из четырех человек: командир, водитель и два стрелка — один работал со стационарным 7-мм «Гочкиссом» в башне, другой стрелял из переносного оружия через амбразуры. При этом внутри хватало места еще для пяти пехотинцев. Броневик производился с 1932 по 1936 год и применялся как республиканцами (у которых оказалась 41 машина из 48 выпущенных), так и франкистами. О нелегкой судьбе броневиков говорит тот факт, что до конца войны сумели дотянуть лишь семь «Бильбао», а до наших дней сохранился один.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тизнаос Ebro №3 (в некоторых источниках - №2) снят в первый дни войны возле сарагосской арены для корриды. Эта машина считается самым большим и тяжёлым из всех испанских броневиков 1930-х годов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй серийный, причем более массовый бронеавтомобиль, UNL-35 (Union Naval de Levante), производился с января 1937 года, причем в разработке участвовали советские инженеры Николай Алимов (конструкция бронемашины) и Адриан Воробьев (производство бронекорпуса). Корпус был частично сварной, частично клепанный на специальных угольниках. Шасси машинам послужили два грузовика — трехосный ЗИС-5 с укороченной на 140 см рамой, обрезанным карданным валом и передвинутыми задними рессорами и, после прекращения поставок из СССР, — двухосные Chevrolet и Ford. Многослойное бронирование (7-мм броня плюс внутренний экран из 3-мм железа) c 25?? метров не пробивалось бронебойной пулей. Вооружение броневиков оказалось одинаковым у республиканцев и националистов, разнился лишь его тип: первые устанавливали два 7,62-мм пулемета «Напо», «Максим» или ДТ, а последние — два 7,92-мм немецких MG-13. Производство UNL-35 продолжалось всю войну и прекратилось только в марте 1939 года после разгрома Испанской республики. Всего было построено более 120 таких броневиков, из них примерно половина — на шасси ЗИС-5. Впоследствии UNL-35 многократно переделывались, меняли номенклатуру, на них устанавливались пушки от танков FT-17. В целом UNL-35 и их модификации оставались на вооружении испанской армии до 1957 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр со съёмок документального фильма «Развенчание мифов» (2012). На дороге – две кинематографические реплики одного из немногих серийных тизнаосов UNL-35. Подобных машин в различных модификациях было изготовлено более 120 штук.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подсчету не поддается

В принципе, испанские тизнаосы можно перечислять бесконечно. Помимо нескольких мелкосерийных моделей (размер серии обусловливался мощностями завода-изготовителя) существовали десятки, если не сотни, «самопалов» самого экстравагантного вида. Иногда невозможно даже идентифицировать город и тем более мастерскую, где собран тот или иной тизнаос — тем более до наших дней дошло всего несколько машин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Трактора по-испански
widget-interest

Несмотря на то, что в основном самодельные бронемашины имели колесную базу грузовиков и автобусов, некоторое их количество было выполнено на гусеничной базе артиллерийских тягачей и сельскохозяйственных тракторов. Наиболее приспособленными для такой работы являлись тягачи IGC Sadurni и Landesa, получившие бронерубку с 7-мм пулеметом «Гочкисс». Хуже дело обстояло с забронированными сельскохозяйственными тракторами – места внутри катастрофически не хватало. Существовали, впрочем, и исключения – иные тракторные шасси обвешивались со всех сторон так, что бронекорпус выступал далеко за шасси. Так или иначе, для полноценных боевых действий такие эрзац-танки не годились из-за низкой скорости хода и шумности, но для уличных боев и в качестве моральной поддержки были весьма полезны. 

Экстравагантнейшим видом отличалась, например, серия броневиков Pamplona (известно девять машин, различающихся по номерам, объединяет их лишь то, что сделаны они в городке Памплона), серия бронированных черепах Ebro, строившихся в Сарагосе (достоверно известно о трех машинах), легкие машины Ferrol из Балуарте, а также Mercier — этот завод строил броневики в том числе и на гусеничном тракторном шасси. И это не говоря о бессчетном количестве безымянных самопалов.

Тизнаос Mercier №2, только-только вышедший из заводского цеха. Интересно, что он построен на шасси другого, разобранного ранее, тизнаоса Echevarría. Строили Mercier в Сарагосе, как и Ebro, потому внешне эти две серии очень похожи.

Надо сказать, что огромные размеры делали перегруженные и оттого медленные самодельные бронемашины испанской войны легкой добычей серийных танков и полевой артиллерии, однако эрзац-броневики в первую очередь предназначались для городских боев и передвижений в тылу, где избежать встречи с подвижным и оснащенным техникой врагом было вполне реально.

Принцип был прост: под прикрытием любой брони лучше, чем без нее, — на это и делался расчет обеих воюющих сторон. После испанской войны большая часть тизнаосов была разобрана, переплавлена или просто сгнила на различных задворках. Но некоторые принимали участие и во Второй мировой. Так или иначе, машины, дошедшие до наших дней, можно пересчитать по пальцам одной руки — тизнаосы стали частью истории.

Загрузка статьи...