Как работают водомёты московского ОМОНа?

На расстоянии 5 м струя воды, выстреливающая под давлением в 11 атмосфер, способна причинить тяжкие телесные повреждения, ударная же ее сила – без травм – сохраняется и на 30 м! Страшно? Водометные машины чаще появляются в политических новостях, нежели в технических статьях – при том, что, например, московский ОМОН ни разу (!) не пускал их в действие. Что же такое водомет – оружие психологической войны или действенное средство в борьбе с преступностью?
Как работают водомёты московского ОМОНа?

Полицейские сразу отвечают: конечно, в первую очередь работает психология. Само появление бронированного водомета на улицах города остужает даже самые горячие головы. Спецмашины выглядят грозно и всем своим видом говорят: больше никаких церемоний, сейчас будет война. Тем не менее за все время работы московского ОМОНа с водометными установками их ни разу не приходилось применять против людей. Пару раз выводили на улицы — было, но лишь в качестве подстраховки, на всякий случай. Все-таки водомет — в определенной мере оружие «предпоследней черты», дальше уже боевые действия, а до настоящих уличных боев в последний раз доходило в памятном девяносто третьем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее водометный спецавтомобиль можно назвать гуманным средством. Искусство стрелка заключается, помимо всего прочего, в том, чтобы не подпускать толпу на действительно опасную — для людей, а не для машин — дистанцию. На расстоянии 20−30 м удар водяной струи ощутим, он отбрасывает человека или препятствие в сторону, толкает его, при этом не причиняя увечий. Но на пяти метрах стрелять уже нельзя: можно нанести серьезные травмы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, помимо разрушительной функции, водометы несут вполне мирную нагрузку — они способны тушить пожары, причем на весьма значительных расстояниях. Специально для нашего материала полицейские установили, полили бензином и подожгли конструкцию из досок и ящиков. Пылала она эффектно, пламя вздымалось метра на три, а водомет сбил огонь и потушил пожар за несколько секунд, причем с весьма приличного расстояния — метров 35−40. Омоновцы говорят: хорошо бы, чтобы его только против огня и использовали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Краска, пена и газ

Мы протестировали два водомета — отечественный и немецко-израильский, сравнили их функции, постреляли по бочкам-препятствиям и почувствовали мощь обеих машин. С точки зрения качества сборки комментарии излишни — может ли российский автомобиль соревноваться с «Мерседесом»? К сожалению, нет. Но вот по функционалу машины практически равны, причем это подразумевает, что «Шторм» на базе КамАЗа-536053 умеет много больше, нежели его немецкий коллега. Что же должен уметь современный водомет?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обе модели относятся к «спецавтомобилям среднего класса для пресечения групповых противоправных действий и массовых беспорядков» — таким образом, набор базовых функций у них примерно одинаков. Водометная машина этого типа оборудована двумя лафетами — нижним и верхним. Верхний, расположенный на крыше, собственно, и есть пушка для разгона митингов: напор ее составляет 11−12 атм. Причем мерседесовский двигатель (насосная установка приводится от отдельного силового агрегата, расположенного в задней части автомобиля) может «разгонять» воду до 15 атм и снабжен заводским ограничителем в целях безопасности. Пушка может стрелять в нескольких режимах: короткими или длинными очередями и непрерывно. Нижний лафет обладает примерно в два раза меньшей мощностью и предназначен для пожаротушения. Кроме того, если толпа подходит слишком близко, его тоже можно использовать во время разгона.

Краткая история водометов
widget-interest

Место и время появления первого в истории водомета точно известны: Берлин, 1930 год. Это был броневик с цистерной на базе Mercedes. Стрелок стоял внутри кабины и наблюдал за окружающей обстановкой через бойницы в башенке, расположенной на крыше и оборудованной брандспойтом. Чуть что – и он устраивал демонстрантам «баню». По принципу действия та машина отличалась от современных еще и тем, что стрелять могла только в неподвижном положении, поскольку колеса и насос приводились от одного двигателя.
Но довоенный водомет был скорее единичным курьезом, чем тенденцией. А вот после разделения Германии на ФРГ и ГДР демонстраций стало значительно больше – и немцы подошли к вопросу обстоятельно. В 1950–1970-х годах обе Германии производили водометы на всевозможных шасси (Magirus, Merсedes, MAN, Bussing), причем их количество значительно превышало спрос. Кое-что шло на экспорт, но в целом большинство боевых машин выполняло в мирное время пожарные функции. В этих машинах привод насоса уже осуществлялся от дополнительного двигателя, не отбирая мощность у основного силового агрегата. 
Первые водометы современного типа, так называемые «бронечерепахи», появились в конце 1970-х – опять же в Германии, на этот раз – в Западном Берлине. По компоновке подобные машины почти не отличались от сегодняшних, да и базировались на привычном нам «мерседесовском» шасси. Компоновка включала бескапотную бронированную кабину с зарешеченными окнами и двумя пушками на крыше плюс цистерну на 4,5 т, что не очень-то и много. 
Лидером по производству водометов была (да и сегодня, в общем, остается) австрийская фирма Rosenbauer, известная в первую очередь своими пожарными машинами. Самой массовой моделью был Rosenbauer RWD 10000 на шасси Merсedes – он поставлялся во многие европейские и южноамериканские страны. Именно в 1980-х появились и дополнительные виды защиты и атаки: газ-ирритант, добавляемый в воду или распыляемый с бортов, краска и пена для пожаротушения. Кроме того, «черепахи» избавились от башенок, которые господствовали в конструкциях водометов с самого начала, – теперь управление было дистанционным, из кабины. 
Водометы строили и на шасси капотников, но те зарекомендовали себя не очень хорошо, поскольку имели больше слабых мест: на капот было допольно легко забраться.

Но вода — лишь одна из составляющих. Водомет имеет три дополнительные емкости по 60 л — с газом, краской и пеной (основной бак вмещает 6 т воды). Краску подмешивают в воду, чтобы «помечать» особо активных демонстрантов. Она сделана на свекольной основе, безопасна и плохо оттирается от одежды и кожи. Таким образом, подкрашенных бузотеров можно «отловить» по красной маркировке уже после основных событий. Газ — обычный слезоточивый на перцовой основе — также подмешивается в воду. Пена же подается только на нижний лафет, она предназначена исключительно для борьбы с огнем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сидя в кабине на месте стрелка, ощущаешь себя героем компьютерной игры. Хочется стрелять и стрелять. Мы даже задали вопрос полицейским, нет ли подобной реакции «в поле». Они удивились: да нет, что вы, есть приказ — стреляем, нет — ждем, мы же не в игрушки играем.

Вооружение
widget-interest

Практически все водометные машины 1980–1990-х годов имели, помимо водяной пушки, дополнительное вооружение. Современные водометы чаще всего более «гуманны», но на «Шторме» все-таки имеется выдвижной гранатомет на восемь зарядов. При необходимости можно использовать светошумовые или газовые гранаты с перцовым газом.

Курсы самообороны

Не меньшее внимание, чем атаке, уделено обороне боевой машины. Толпа — страшная сила, она способна переворачивать танки и крушить стены, а водометный спецавтомобиль — первая мишень для любого демонстранта. Большой, яркий, заметный — легко попасть камнем или бутылкой с зажигательной смесью. Поэтому на водометах в обязательном порядке имеются собственные системы пожаротушения. На крыше «Мерседеса» хорошо видны шесть форсунок, подающих воду сверху, а на КамАЗе есть специальная система тушения колес. Кстати, здесь зарубежные конструкторы в какой-то мере не рассчитали, поскольку крыша железная и на крайний случай ее можно потушить из самой пушки, а вот резиновые покрышки — серьезная цель для поджога, да и мало ли по какой поверхности придется проезжать спецмашине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От демонстрантов, готовых забираться на водомет, защита предусмотрена серьезная: по бокам машин установлены форсунки (у «Шторма» шесть, у «Мерседеса» четыре), создающие облако перцового газа на расстоянии примерно метра вокруг машины: близко не подойдешь, на крышу не заберешься. При этом кабина КамАЗа герметизируется, и включается изолированная система жизнеобеспечения, фильтрующая поступающий снаружи воздух. На «Мерседесе» такой системы нет, поэтому форсунок меньше, и газ они подают назад, подальше от кабины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, в конструкциях машин встречаются элементы, наглядно демонстрирующие национальный менталитет. Например, в крыше КамАЗа есть люк, позволяющий выбраться наверх и, если что, починить заевшую пушку. А вот на верхнюю часть «Мерседеса» можно забраться только по приставной лестнице: немцы уверены в качестве своей продукции. Точнее, не своей, а израильской: водометные системы RCU 6000-I RU на шасси Mercedes-Benz MB1818AK устанавливает фирма Beit Alfa Technologies Ltd.

Водометы в СССР и России
widget-interest

В Советском Союзе водометы не производили. Напротив, в газетах и журналах регулярно появлялись статьи с жуткими кадрами разгона демонстраций с помощью водяных пушек, а также комментарии по поводу «буржуазных диктаторских режимов». Впрочем, в 1980-х, когда возникла нужда в водометах, пытались перепрофилировать пожарные машины, а затем закупили в Польше несколько спецавтомобилей Hydromil 2 на шасси Jelch. «Гидромиль», потомок немецких разработок двадцатилетней давности, был неуклюж и маломощен – и по спецзаказу создали первый советский водомет «Тайфун-К» на базе ракетного тягача МАЗ. Это был лишь опытный образец. Первым же серийным автомобилем подобного класса стала «Лавина» на БАЗовском ракетном шасси – мощная, проходимая, с цистерной на восемь или десять (в зависимости от модификации) тысяч литров воды. В 1994 году появилась передвижная крепость «Лавина-М», оснащенная, помимо лафетов, двумя трехствольными гранатометами, системами отстрела боеприпасов, дымовой завесой и газовой защитой.
Третьей инкарнацией «Лавины» стала «Лавина-Ураган» на шасси Урал-532365, созданная на Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования. 9000-литровый бак, четыре водомета (два нижних и два верхних), видеокамеры, восьмиствольный гранатомет... Казалось бы, вот она – хорошая машина для российской полиции...
Нам показали «Лавину-Ураган» – она по сей день стоит в гараже московского ОМОНа и даже числится в строю. Полицейские честно рассказали, что огромный водомет крайне неповоротлив и совершенно не приспособлен вести бой на узких московских улицах, разве что на проспектах вроде Кутузовского или Ленинградского. Кроме того, он крайне некачественно сделан, комфорт внутри по-советски минимальный, по бортам идет ржавчина, а «прожорливость» «Урагана» превышает все нормы выдачи топлива на боевые нужды. В итоге «Ураган» еще не списан, но, видимо, этого ждет – а в строю находятся именно водометы среднего класса, достаточно компактные и защищенные, благо «Варгаши» начали производить более или менее удобный «Шторм».

Есть у КамАЗа и еще одно отличие от немца — восьмиствольный гранатомет, выезжающий из крыши. Если будет совсем плохо — можно стрелять светошумовыми или газовыми гранатами. Но это уже крайний случай. Трудно представить себе ситуацию, в которой бронированный агрегат с зарешеченными окнами и могучим отвалом для сноса баррикад подвергнется по-настоящему серьезной опасности. Хотя в процессе съемок мы умудрились отвал КамАЗа повредить. Да, говорят омоновцы, слабоват, для снега годится, а вот о баррикаду, скорее всего, согнется...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы или они?

Но нужны ли такие машины вообще? Ведь ни разу за всю новейшую историю России они не стреляли по людям — даже могучие «Лавины» 1990-х только выезжали, чтобы напугать своим видом. И какие лучше — отечественные или импортные?

В принципе, водометы есть на вооружении полиции в любой цивилизованной стране. В той же Германии, которая длительное время была законодателем технической моды в этой области, имеется более 120 (!) водометов — против всего пары десятков в России. Водометные спецмашины строятся на шасси «Татры» и «Ошкоша», «Мерседес-Бенц» и «Скании», «Дэу» и МАЗа — и т. д. Оборудование на них устанавливают чаще всего те же фирмы, что делают противопожарные средства и всевозможные спецмашины — от грейдеров до аэродромных тягачей. На рынке СНГ плотно обосновались израильтяне из Beit Alfa Technologies Ltd., работающие с различными шасси, но в основном — с «Мерседесом»; на сегодняшний день они предлагают 24 (!) различные модели от сверхмалых на базе GM до тяжелых броневиков. По стоимости российские и импортные водометы не слишком сильно отличаются: машина среднего класса стоит порядка 10 млн рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В принципе, прогресс российского водометостроения налицо: от «Лавины» 1990-х до «Шторма» — целая пропасть в технологиях, качестве и возможностях машины. Есть что дорабатывать — до «Мерседесов» еще тянуться и тянуться, но в целом имеет смысл, как говорится, поддержать отечественного производителя — вполне возможно, со временем развернется и активный экспорт.

Что до эксплуатации, остается пожелать, чтобы водяные пушки и впредь использовались только как средство пожаротушения. Ну и в крайнем случае можно выехать на какую-нибудь площадь и сурово посмотреть на несанкционированных демонстрантов через решетку и бронестекло. Стрелять по людям — это совсем не дело, как говорят сами полицейские, и с ними нельзя не согласиться.