Покрытие из углеродных нанотрубок позволит самолетам и кораблям будущего полностью поглощать излучение радаров и становиться невидимыми окончательно. Да и увидеть такой самолет темной ночью будет крайне затруднительно.
Нанокамуфляж: Темный лес из нанотрубок
Тончайшее покрытие из углеродных нанотрубок делает рельеф невидимым: вверху – снимок рельефа сканирующим электронным микроскопом; внизу – он же под обычным световым микроскопом

Об удивительных свойствах углеродных нанотрубок говорилось уже много раз. Сюда относят их невероятную прочность, электропроводность, а также — цвет. Расположенные определенным образом нанотрубки становятся одним из самых черных материалов, известных сегодня: они почти полностью поглощают излучение в широком спектре, от радиоволн до УФ-лучей. Этот факт делает их весьма перспективными для создания особо чувствительных матриц и оптических устройств.

Это же свойство нанотрубок профессор Джей Го (Jay Guo) решил использовать для создания «невидимого» покрытия для современной военной техники. Чтобы проверить свою идею в лаборатории, ученый и его коллеги «выращивали» не слишком густой лес вертикальных нанотрубок на поверхности различных трехмерных объектов — таких, как изображенный на иллюстрации рельефный силуэт танка. Нанотрубки превращали рельеф в совершенно ровную и черную поверхность, совершенно невидимую глазом на фоне черного фона. «Темный лес» нанотрубок света не отражал и не рассеивал.

По словам Джея Го, покрытый такой структурой самолет будет полностью поглощать и радиоволны радаров, так что для них он будет видим, в лучшем случае, как «черная дыра» на фоне едва-едва сияющего пустого пространства неба.

Интересно, что в Техасе группа Рэя Богмана (Ray Baughman), работая в том же направлении, предложила технологию использования «нанокамуфляжа» уже для подводных лодок. Ученые показали, что при подогреве структуры из нанотрубок под водой тепло от нее рассеивается таким образом, что меняет оптические свойства воды, создавая иллюзию невидимости.

К сожалению — или к счастью — пока вырастить «темный лес» нанотрубок на поверхности реального самолета невозможно. Существующие технологии требуют высокой температуры и давления и реализуются на куда меньших масштабах. В конце концов, аэродинамика нанотрубок тоже еще совершенно не исследованная область.

По публикации MIT Technology Review