Универсальный десантный корабль класса Mistral оказался в центре внимания российской публики еще пару лет назад, когда наши военные впервые заинтересовались возможностью приобрести импортный вертолетоносец. С тех пор мы обсуждаем это чудо техники.
Иномарка для ВМФ: покупка
Вооружение Mistral ограничено пусковой установкой Simbad для пары зенитных ракет Mistral , двумя 30-мм пушками Breda-Mauser и четырьмя 12,5-мм пулеметами M2-HB Browning. Иными словами, чтобы оставаться невредимым, в условиях боевых действий Mistral следует передвигаться в сопровождении эскорта более вооруженных кораблей и не подходить близко к вражескому побережью. Впрочем Mistral и не рассчитан на высадку десанта с борта непосредственно на берег.

24 декабря прошлого года было подписано российско-французское соглашение о строительстве двух кораблей для ВМФ России на французской верфи. Еще два аналогичных УДК, возможно, будут построены по французской лицензии в России. Жаркие дебаты о том, с какой стати Россия, еще с советских времен обеспечивавшая себя боевой техникой, тратит деньги на импорт, подогреваются еще и тем фактом, что Mistral — серьезная и крупная боевая единица. При водоизмещении 16 500 т (пустой) и длине 199 м Mistral представляет собой второй по величине во французском флоте класс кораблей — сразу после атомного авианосца Charles de Gaulle.

ТТХ УДК Mistral. Производство французских компаний DCN (кормовая часть, сборка) и ALSTOM (носовая часть). На вооружение французских ВМС два корабля этого типа — Mistral и Tonnere. Стандартное водоизмещение — 16500 т, длина 199 м, ширина 32 м, дальность плавания до 19800 км. Корабль способен нести четыре десантных катера, до 13 основных танков, до 70 машин, 8 десантных и 8 ударных вертолетов. Экипаж — 160−180 чел. Десант — 450 чел.

Mistral действительно универсален: он способен перевозить на трансконтинентальные расстояния живую силу, бронетехнику и до 16 вертолетов, высаживать десант с помощью вертолетов и штатных плавсредств, участвовать в спасательно-эвакуационных операциях, служить командным центром и работать в качестве плавучего госпиталя. По типу силовой установки Mistral — дизель-электроход. Электричество вырабатывают один вспомогательный (3,3 МВт) и три основных (6,2 мВт) дизель-генератора финской компании «Вяртсиля». Ток приводит в движение электромоторы тяговых винто-рулевых колонок — азиподов. Азипод, вращаясь вокруг вертикальной оси, изменяет вектор тяги винта и дает массивному кораблю возможность точно маневрировать без использования руля (киля).

Поскольку Россия покупает Mistral для использования с вертолетами собственного производства — Ка-27К, Ка-29К и Ка-52К — конструкция корабля потребует некоторой доработки. Выяснилось, что для подъема российских машин с ангарной палубы на полетную маловат лифтовой проем, который придется расширить. Также предполагается усиление бортов корабля для использования его в ледовых широтах. При заявленном количестве 16 перевозимых вертолетов, держать их все одновременно на полетной палубе невозможно. Вылеты придется производить по очереди — сначала улетят те машины, что наверху, потом, если надо, лифтом поднимут с ангарной палубы «вторую очередь».

Надо сказать, что внятного ответа на вопрос, зачем России Mistral, до сих пор не получено. По идее этот УДК- типичный инструмент «дипломатии канонерок», позволяющий выдвинуть к берегам страны с заведомо более слабой армией батальон морской пехоты, поддержанный вертолетами и бронетехникой. В каких частях света российский ВМФ мог бы проводить подобные операции, не очень понятно. На ум приходит Черное море, но руководство ВМФ РФ говорит, что корабли типа Mistral встанут на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов, и как возможное применение называется переброска войск для защиты слабоохраняемых в мирное время прибрежных и островных территорий РФ. Еще одно реалистичное предназначение — быстрая и поддержанная силой эвакуация граждан России и дружественных стран и захваченных волнениями регионов. Также, судя по всему, руководству ВМФ пришлись по вкусу «офисные площади» Mistral. Действительно, командный центр вертолетоносца вполне комфортабелен и оснащен всеми современными средствами связи, а также может быть оборудован полутора сотнями компьютеризированных рабочих мест.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2011).