Как известно из истории, первые МБР летали на жидкостных реактивных двигателях (ЖРД). «Кислородная» Р-7 питалась керосином, затем на первый план у нас вышли легкие МБР УР-100 и тяжелые Р-16 с ЖРД, работавшими на несимметричном диметилгидразине — высококипящем (то есть вскипающем при плюсовой температуре) компоненте ракетного топлива, известном также как «гептил».

Самая мобильная ракетная установка: МБР «Тополь-М» мобильного и шахтного базирования

Страна: Россия

Первый запуск: 1994

Код СНВ: РС-12М

Количество ступеней: 3

Длина (с ГЧ): 22,5 м

Стартовая масса: 46,5 т

Забрасываемый вес: 1,2 т

Дальность: 11000 км

Тип ГЧ: моноблочная, ядерная

Вид топлива: твердое

В качестве окислителя к гептилу обычно выступает тетраоксид азота. Гептиловые ракеты были лишены множества недостатков кислородных ракет, и до сих пор основную часть ракетно-ядерного арсенала России составляют МБР с ЖРД на высококипящих компонентах. Первые американские МБР («Атлас» и «Титан») также эксплуатировали жидкое топливо, но еще в 1960-е годы прошлого века конструкторы США стали радикально переходить на твердотопливные двигатели. Дело в том, что высококипящее топливо — отнюдь не идеальная альтернатива керосину с кислородом. Гептил в четыре раза токсичнее синильной кислоты, то есть каждый пуск ракеты сопровождается выбросом в атмосферу крайне вредных веществ. Печальными будут и последствия аварии заправленной ракеты, особенно если она произойдет, скажем, на подводной лодке. Жидкостные ракеты по сравнению с твердотопливными также отличаются более сложными условиями эксплуатации, более низким уровнем боеготовности и безопасности, меньшим сроком хранения топлива. Еще начиная с ракет Minuteman I и Polaris A-1 (а это начало 1960-х) американцы полностью перешли на твердотопливные конструкции. И в этом вопросе нашей стране пришлось бежать вдогонку. Первая советская МБР на твердотопливных элементах была разработана в королёвском ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»), отдавшем было военную тему Янгелю и Челомею, которые считались апологетами жидкостных ракет. Испытания РТ-2 начались в Капустином Яре и в Плесецке в 1966 году, а в 1968-м ракета поступила на вооружение.

Самая перспективная российская: Ярс РС-24

Страна: Россия

Первый запуск: 2007

Количество ступеней: 3

Длина (с ГЧ): 13 м

Стартовая масса: нет данных

Забрасываемый вес: нет данных

Дальность: 11000

Тип ГЧ: РГЧ, 3−4 боевых блока по 150−300 Кт Вид топлива: твердое

Новая ракета, первый пуск которой состоялся всего три года назад, в отличие от «Тополя-М», обладает разделяющимися боевыми частями. Вернуться к такой конструкции стало возможным после выхода России из запрещавшего РГЧ договора СНВ-1. Считается, что новая МБР постепенно заменит в составе РВСН многозарядные модификации УР-100 и Р-36М и наряду с «Тополем-М» образует новое, обновленное ядро сокращаемых по договору СНВ-III стратегических ядерных сил России.

Самая тяжелая: Р-36М «Сатана»

Страна: СССР

Первый запуск: 1970

Код СНВ: РС-20

Количество ступеней: 2

Длина (с ГЧ): 34,6 м

Стартовая масса: 211 т

Забрасываемый вес: 7,3 т

Дальность: 11 200−16 000 км

Тип ГЧ: 1 х 25 Мт, 1 х 8 Мт или 8 х 1 Мт Вид топлива: твердое

«Королёв работает на ТАСС, а Янгель — на нас» — острили полвека назад причастные к ракетной теме военные. Смысл шутки прост — кислородные ракеты Королёва признали непригодными в качестве МБР и отправили штурмовать космос, а военное руководство вместо королёвской Р-9 сделало ставку на тяжелые МБР с двигателями, работавшими на высококипящих компонентах топлива. Первой советской тяжелой МБР на гептиле была Р-16, разработанная в КБ «Южное» (Днепропетровск") под руководством М.К. Янгеля. Наследниками этой линейки стали ракеты Р-36, а затем Р-36М в нескольких модификациях. Последняя получила в НАТО обозначение SS-18 Satan («Сатана»). В настоящее время на вооружении РВСН России находятся две модификации данной ракеты — Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода». Последняя предназначена для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Также на базе Р-36М создан коммерческий космический носитель «Днепр».

Самая дальнобойная: БРПЛ Trident II D5

Страна: США

Первый запуск: 1987

Количество ступеней: 3

Длина (с ГЧ): 13,41 м

Стартовая масса: 58 т

Забрасываемый вес: 2,8 т

Дальность: 11300 км

Тип ГЧ: 8х475 Кт или 14х100Кт

Вид топлива: твердое

Баллистическая ракета, базирующаяся на подводных лодках Trident II D5, имеет со своей предшественницей (Trident D4) довольно мало общего. Это одна из самых новых и продвинутых в технологическом отношении баллистических ракет межконтинентального класса. Trident II D5 установлены на американских подводных лодках класса Ohio и на британских Vanguard и на сегодня являются единственным видом ядерных баллистических ракет морского базирования, находящихся на вооружении США. В конструкции активно использовались композитные материалы, которые значительно облегчили корпус ракеты. Высокая точность стрельбы, подтвержденная 134 испытаниями, позволяет рассматривать эту БРПЛ как оружие первого удара. Более того, существуют планы оснащения ракеты неядерной боеголовкой для нанесения так называемого немедленного глобального удара (Prompt Global Strike). В рамках этой концепции правительство США надеется получить возможность нанести высокоточный неядерный удар по любой точке мира в течение часа. Правда, использование для подобных целей именно баллистических ракет находится под вопросом из-за риска начала ракетно-ядерного конфликта.

Самая первая боевая: V-2 («Фау-два»)

Страна: Германия

Первый запуск: 1942

Количество ступеней: 1

Длина (с ГЧ): 14 м

Стартовая масса: 13 т

Забрасываемая масса: 1 т

Дальность: 320 км

Вид топлива: 75%-ный этиловый спирт

Пионерское творение нацистского инженера Вернера фон Брауна особо в представлении не нуждается — его «оружие возмездия» (Vergeltungswaffe-2) хорошо известно, в частности, тем, что оказалось, к счастью для союзников, крайнее малоэффективным. От каждой выпущенной по Лондону «Фау-2» погибло в среднем меньше двух человек. Зато немецкие наработки стали отличной базой для советской и американской ракетно-космических программ. И СССР и США начали свой путь к звездам с того, что скопировали «Фау-2».

Первая подводная межконтинентальная: Р-29

Страна: СССР

Первый запуск: 1971

Код СНВ: РСМ-40

Количество ступеней: 2

Длина (с ГЧ): 13 м

Стартовая масса: 33,3 т

Забрасываемый вес: 1,1 т

Дальность: 7800−9100 км Тип ГЧ: моноблочная, 0,8−1 Мт Вид топлива: жидкое (гептил)

Ракета Р-29, разработанная в КБ им. Макеева, была размещена на18подводных лодках проекта 667Б, ее модификация Р-29Д — на четырех ракетоносцах 667БД. Создание БРПЛ межконтинентальной дальности дало серьезные преимущества ВМФ СССР, так как появилась возможность держать подводные лодки гораздо дальше от берегов вероятного противника.

Самая первая с подводным стартом: Polaris A-1

Страна: США

Первый запуск: 1960

Количество

ступеней: 2

Длина (с ГЧ): 8,53 м

Стартовая масса: 12,7 т

Забрасываемый вес: 0,5 т

Дальность: 2200 км

Тип ГЧ: моноблок, 600 Кт Вид топлива: твердое

Первые попытки запускать ракеты с подводных лодок предпринимали еще военные и инженеры третьего рейха, но настоящая гонка БРПЛ началась вместе с холодной войной. Несмотря на то что СССР несколько опередил США с началом разработки баллистической ракеты подводного старта, наших конструкторов долго преследовали неудачи. В результате их опередили американцы сракетой Polaris a-1. 20 июля 1960 года эта ракета стартовала с борта АПЛ «Джордж Вашингтон» с глубины 20 м. Советский конкурент — ракета Р-21 конструкции М.К. Янгеля — совершила успешный старт 40 дней спустя.

Самая первая в мире: Р-7

Страна: СССР

Первый запуск: 1957

Количество ступеней: 2

Длина (с ГЧ): 31,4 м

Стартовая масса: 88,44 т

Забрасываемый вес: до 5,4 т

Дальность: 8000 км

Тип ГЧ: моноблочная, ядерная, отделяемая

Вид топлива: жидкое (керосин)

Легендарная королёвская «семерка» рождалась мучительно, но удостоилась чести стать первой в мире МБР. Правда, весьма посредственной. Р-7 стартовала только с открытой, то есть очень уязвимой позиции, а главное — по причине использования кислорода в качестве окислителя (он испарялся) — не могла долго находиться на боевом дежурстве в заправленном состоянии. На подготовку к старту требовались часы, что категорически не устраивало военных, как и невысокая точность попадания. Зато Р-7 открыла человечеству дорогу в космос, а «Союз-У» — единственный на сегодня носитель для пилотируемых запусков — есть не что иное, как модификация «семерки».

Самая амбициозная: MX (LGM-118А) Peacekeeper

Страна: США

Первый запуск: 1983

Количество ступеней: 3 (плюс ступень

разведения боевых блоков)

Длина (с ГЧ): 21,61 м

Стартовая масса: 88,44 т

Забрасываемый вес: 2,1 т

Дальность: 9600 км

Тип ГЧ: 10 ядерных боевых блоков по 300 Кт Вид топлива: твердое (I-III ступени), жидкое (ступень разведения)

Тяжелая МБР «Миротворец» (MX), созданная американскими конструкторами к середине 1980-х, была воплощением множества интересных идей и новейших технологий, таких, например, как использование композиционных материалов. По сравнению с Minuteman III (того времени) ракета MX обладала значительно более высокой точностью попадания, что повышало вероятность поражения советских пусковых шахтных установок. Особое внимание было уделено живучести ракеты в условиях ядерного воздействия, всерьез прорабатывалась возможность ж/д мобильного базирования, что вынудило СССР пойти на разработку аналогичного комплекса РТ-23 УТТХ.

Самая быстрая: Minuteman LGM-30G

Страна: США

Первый запуск: 1966

Количество ступеней: 3

Длина (с ГЧ): 18,2 м

Стартовая масса: 35,4 т

Забрасываемый вес: 1,5 т

Дальность: 13000 км

Тип ГЧ: 3x300 Кт Вид топлива: твердое

Легкие ракеты Minuteman III являются единственным на сегодня типом МБР наземного базирования, находящимся на вооружении США. Несмотря на то что производство этих ракет прекращено еще три десятка лет назад, это оружие подлежит модернизации, в том числе с внедрением технических достижений, реализованных в ракете MX. Считается, что Minuteman III LGM-30G является самой или одной из самых быстрых МБР в мире и может разогнаться до 24100 км/ч на терминальной фазе полета.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2011).