В ночь с 3 на 4 апреля 1917 года вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин выступил перед трудящимися у Финляндского вокзала. Пламенную речь он произносил с броневика, а вот с какого именно — возникает ряд споров и сомнений.

Самый легендарный броневик: Austin 50HP

Страна: Великобритания

Выпущен: 1915

Длина: 4900 мм

Боевая масса: 5,3 т

Двигатель: рядный 4-цилиндровый

Austin, 50 л.с.

Максимальная скорость: 60 км/ч

Экипаж: 4−5 чел.

Пламенную речь Ленин произносил с броневика, а вот с какого именно — возникает ряд споров и сомнений.

Легенда гласила, что после выступления броневик «Остин-Путиловец» был бережно сохранен как «стальная трибуна вождя». Но на постаменте перед Ленинградским музеем броневик появился лишь в 1939-м. А где был легендарный броневик с 1917 по 1939 год?.. И второе: в марте 1917-го никаких «Остинов-Путиловцев» еще не существовало: по историческим данным, первый бронекузов Путиловский завод поставил на английское шасси лишь в конце лета того же года. Поэтому выступал Ленин, вероятнее всего, с английского Austin 50HP, поставленного в Россию еще до революции.

Austin 50HP

В 1914 году в России наблюдался явный дефицит бронетехники. Запрос на поставку бронеавтомобилей был отправлен в Великобританию. Требования были просты: полное бронирование, две оружейные башни. Austin Motor Company по российскому заказу разработала и наладила производство легких броневиков («Остин» 1-й серии). Броневик базировался на легковом шасси, имел деревянные колеса с пневматическими шинами, броню толщиной 3,5−4 мм и два пулемета «Максим» в качестве вооружения. Экипаж составляли четыре человека: командир, водитель, два стрелка. В сентябре в Россию были отгружены первые 48 машин. После первого же боевого опыта, показавшего уязвимость броневика, «Остины» модифицировали, частично снабдив их 7-мм броней. Основными проблемами были маломощный двигатель (30 л.с.), слабое шасси и низкая проходимость машины. В результате в марте 1915 года в Россию была поставлена 2-я серия «Остинов» (60 машин) на шасси от 1,5-тонного грузовика с более мощным двигателем Austin 50 hp. Новая машина разгонялась до 50 км/ч на шоссе и не боялась ухабов. Позже была заказана и третья серия с очередным набором модификаций.

Русский броневик на английском шасси был спроектирован в 1916 году, но запустить его в серию не успели. Лишь летом 1917-го первый броневик Путиловского завода на шасси «Остин» увидел свет. От британца его отличало расположение башен: они размещены по диагонали, что позволяет обоим пулеметам вести огонь в любую сторону. Стоит отметить, что название «Путиловец» — народное, официально они носили названия «Русский Остин» или «Остин Путиловского завода».

На вооружении «Русские Остины» были вплоть до 1931 года.

И лишь благодаря легенде о Ленине до наших времен дошел настоящий «Русский Остин» в прекрасном состоянии.

«Маус», Panzerkampfwagen VII

Самый тяжелый танк: «Маус», Panzerkampfwagen VIII

Страна: Германия

Первый образец: 1944

Длина: 10 200 мм

Боевая масса: 188 т

Двигатель: Daimler-Benz MB 509, 1080 л.с. (первый экземпляр), Daimler-Benz MB 517, 1200 л.с. (второй экземпляр)

Максимальная скорость: 19 км/ч

Экипаж: 6 чел.

Несмотря на смешное название (нем. Maus- «мышь»), этот танк — самый тяжелый из всех когда-либо построенных, его боевая масса составляет 188 т. Работа над ним началась в Германии в 1942 году по личному указанию Гитлера, и к 1943 году проект был готов; зимой того же года на испытания поступил первый прототип «Мауса» с деревянной башней и частично установленной броней. Над проектом трудились известнейшие фирмы Krupp, Daimler-Benz, Siemens (каждая отвечала за свой участок работ), а главным конструктором стал сам Фердинанд Порше. В 1944 году первый образец был уже полностью оборудован, началось строительство второго. Титаническая боевая машина длиной 10,2 м (с пушкой вперед) была оборудована 128-мм орудием KwK44/2 L/61, не имевшим аналогов по эффективной дальности стрельбы и бронепробиваемости. Правда, в бою ни один из двух построенных «Маусов» участия так и не принял: в 1945 году при отступлении немцы сами взорвали обе машины. Тем не менее их остатки были доставлены в СССР, где из них был собран один «Маус». Сегодня он хранится в бронетанковом музее в Кубинке.

МТ-ЛБ

Самый массовый военный тягач: МТ-ЛБ

Страна: СССР

Принят на вооружение: 1964

Длина: 6399−6509 мм Боевая масса: 9,7 т (12,2 с грузом)

Двигатель: ЯМЗ-238В, 240 л.с.

Максимальная скорость: 61,5 км/ч

Экипаж: 2чел. +11 (десант)

Советский плавающий бронетранспортер МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный), принятый на вооружение в 1964 году, стал одним из самых массовых военных тягачей в мире. Он стоял на вооружении более чем 25 армий мира, и сегодня в российской армии числится несколько тысяч МТ-ЛБ. Единственный 7,62-мм пулемет ПКТ, установленный на МТ-ЛБ, предназначался в первую очередь для обороны: для наступательных действий тягач не годится. Правда, на его базе создано несколько боевых машин, в том числе болгарская БМП-23 (1984).

M1 Abrams

Самый известный американский танк: M1 Abrams

Страна: США

Принят на вооружение: 1980

Длина: 9766 мм

Боевая масса: 61,3 т

Двигатель: Honeywell AGT1500C, 1500 л.с.

Максимальная скорость: 66,8 км/ч

Экипаж: 4 чел.

Уже 30 лет танк M1 Abrams остается основной боевой машиной армии США. Разрабатывали его с начала 1970-х на замену устаревшим танкам «Паттон». Танк выполнен по классической схеме и требует экипажа из четырех человек. Вооружение — 105-мм пушка M68 или 120-мм пушка М256 взависимости от модификации, атакже пулеметы. Помимо США, танк стоит на вооружении армий Австралии, Кувейта, Египта, Ирака и Саудовской Аравии.

Mark I

Самый первый боевой танк: Mark I

Страна: Великобритания

Разработан: 1915

Длина: 9910 мм

Боевая масса: 28,4 т («самец»), 27,4 т («самка») Двигатель: 6-цилиндровый Daimler-Knight, 105 л.с.

Максимальная скорость: 6,4 км/ч

Экипаж: 8 чел.

Знаменитый тяжелый британский танк Mark I стал первым в истории танком, примененным в боевых условиях. Созданный в 1915—1916 годах, он имел характерный «ромбовидный» облик, причем гусеницы были открыты и уязвимы для ударов противника. Выпускалось две модификации танка: «самец» (male) с пулеметом и двумя 57-мм пушками и «самка» (female) с пулеметами. Впоследствии Mark I эпизодически использовался даже во Второй мировой войне, но основной его заслугой были не военные успехи (чередовавшиеся снеудачами), а доказательство перспективности нового направления вразработке вооружений.

M3 Scout Car

Самый кинематографичный броневик: M3 Scout Car

Страна: США

Принят на вооружение: 1937

Длина: 5626 мм

Боевая масса: 5,62 т

Двигатель: рядный 6-цилиндровый

Hercules JXD, 110 л.с.

Максимальная скорость: 89 км/ч

Экипаж: 1 чел. + 7 (десант)

Американские фильмы про войну пестрят бронемашинами двух типов. Если фильм о войне в Ираке — это «Хаммеры». Если о Второй мировой — легкие бронетранспортеры White. Видел их почти каждый, но мало кто задумывался, что это за автомобиль. Первая версия бронетранспортера (M1) появилась в 1934 году: на шасси полуторатонного полноприводного грузовика установили бронекорпус и четыре пулемета. Машина показала себя средне — в основном из-за низкой мощности и высокой массы, и в 1937 году White предложила армии доработанную версию M3 Scout Car, ставшую культовым бронеавтомобилем. Шестицилиндровый Hercules JXD разгонял M3 до скорости 80 км/ч по шоссе, а пулеметы M2 Browning и Browning M1919A4 калибров .50 и .30 представляли собой достаточную для легкой штабной или разведывательной машины боевую силу. Правда, низкая проходимость и отсутствие крыши довольно быстро свели на нет все преимущества «Уайтов». По ленд-лизу M3 Scout Car поставлялись в СССР, где служили до 1947 года (в США их замена началась в 1943-м); к концу 1990-х «Уайты» сохранились в качестве боевой единицы только в Доминиканской Республике.

Т-34

Самый известный танк ВОВ: T-34

Страна: СССР

Принят на вооружение: 1944

Длина: 8100 мм

Боевая масса: 32 т

Двигатель: 12-цилиндровый бескомпрессорный дизель В-2−34, 500 л.с.

Максимальная скорость: 55 км/ч

Экипаж: 5 чел.

Т-34 стал самым узнаваемым символом Великой Отечественной войны исамым известным советским танком в истории. Он поступил в серию в 1940 году, а последняя его модификация Т-34−85 (1944 год) до сих пор стоит на вооружении некоторых стран мира. Суммарное количество выпущенных в СССР и других государствах танков Т-34 достигает 84000 — это второй по массовости танк в мире. Последние советские «тридцатьчетверки» были собраны в1958году, насмену знаменитому танку пришел Т-54.

Tiger II (Konigstiger)

Самый мощный танк второй мировой: Tiger II (Konigstiger)

Страна: Германия

Разработан: 1943

Длина: 10 286 мм

Боевая масса: 68,5 т

Двигатель: V-12 Maybach HL 230 P30, 690 л.с.

Максимальная скорость: 41,5 км/ч

Экипаж: 5 чел.

Если не учитывать экспериментальный «Маус», самым мощным танком Второй мировой войны был немецкий «Королевский тигр», или «Тигр II», разработанный в 1943 году. Тяжелый танк боевой массой 69,8 т был вооружен 88-мм пушкой KwK 43 L/71 и был практически неуязвим для ответного огня и противотанковых средств. Правда, низкая маневренность и посредственная надежность сводили преимущества «Тигра II» на нет. До наших дней сохранилось 9 из 489 изготовленных «Королевских тигров».

Т-54/55

Самый распространенный танк: Т-54/55

Страна: СССР

Принят на вооружение: 1946 (Т-54)

Длина танка с пушкой вперед: 9000 мм

Боевая масса: 36 т

Двигатель: дизельный В-54/55, 520 л.с.

Максимальная скорость: 50 км/ч

Экипаж: 4 чел.

С 1945 по 1979 год было выпущено более 100 000 экземпляров среднего танка Т-54, его модернизированной версии Т-55 и их вариантов. Он стоял на вооружении более чем 70 армий мира и принимал участие более чем в 20 вооруженных конфликтах на разных континентах. Даже созданный на его базе танк Т-62 продержался на конвейере гораздо меньше и не сумел «пережить» своего предшественника. В первую очередь успех Т-54/55 был обусловлен его надежностью и простотой конструкции.

«Меркава»

Самый неэкспортируемый танк: «Меркава»

Страна: Израиль

Принят на вооружение: 2003

Длина: 9040 мм

Боевая масса: 65 т

Двигатель: General Dynamics GD883 (MTU883), 1500 л.с.

Максимальная скорость: 64 км/ч

Экипаж: 4 чел.

«Меркава» — основной боевой танк Израиля. Он выпускается с 1979 года исчитается одной из лучших боевых машин в мире, но при этом стоит на вооружении только армии Израиля ине идет на экспорт. «Меркавы» успешно прошли горнило войны вливанских конфликтах; сегодня на вооружении стоит четвертое поколение — «Меркава Mk.4», 65-тонный танк со 120-мм гладкоствольной пушкой MG253. К танку первого поколения эта модификация имеет довольно отдаленное отношение.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2011).